вторник, 8 марта 2011 г.

100 лет назад русские девушки мечтали свергнуть гегемонию мужчин

Сегодня большинство хочет выйти замуж и не работать.

В этом году Международный женский день, или, для многих мужчин, «день цветочного оброка», будет праздноваться в сотый раз. Сто лет назад женщины в России мечтали свергнуть гегемонию мужчин, победить дискриминацию и доказать, что дамы справляются с большинством работ не хуже «сильного пола». Сейчас большая часть девушек в России и Европе мечтает удачно выйти замуж и не работать. Социологи утверждают, что женщины в России «наигрались» с равноправием и все чаще обращают свой взор назад – в патриархальное общество с традиционным семейным укладом.

Современные женщины уподобляются своим прабабушкам. Их главная и порою единственная мечта – найти хорошего мужа, считает доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким. По данным последних опросов, подавляющее большинство европейских женщин высказались за то, что надо побыстрее выходить замуж, чтобы муж был богатый и чтобы самой не работать. Таких набралось 64 процента. Замуж хотели и остальные. Но соглашались при этом на мужей, которые бы зарабатывали столько же, сколько и они сами. Потенциальные иждивенки не возражали иметь детей и сидеть с ними. Таких было 69 процентов, пишет «Комсомольская правда».

Примерно пятую часть женщин совершенно не волновал уровень образования богатого мужа – он мог быть ниже, чем их собственный. Но большинству все же совсем дураки не требовались. И 62 процента опрошенных женщин хотели бы мужей более интеллектуально развитых, чем они сами.

Для сравнения: в конце 1990 годов желающих быстрее выскочить замуж набиралось в среднем лишь 38 процентов (опросы в Западной Европе, США и Австралии).

Социологические опросы в России показали несколько иную картинку. По ней выходит, что «слабый пол» в РФ уже победил: 89 процентов респонденток работают, а 72 – были в ситуациях, когда зарабатывали больше своих мужей. Правда, как в Европе, чуть больше половины женщин (57%) мечтают выйти замуж и стать матерями. Правда, в отличие от европейских подруг – все равно после собираются искать интересную работу. Но не как источник дохода, а для самореализации.

Мужчины тоже все больше симпатизируют нормам «домостоя». По данным опроса, проведенного «Левада-центром» накануне 8 Марта, за минувшие четыре года респонденты стали на 10% сильнее ценить в женщинах хозяйственность. Социологи отмечают, что мужчинам сейчас остро не хватает домашнего уюта, поскольку в последние два десятилетия женщины все меньше сосредотачивались на исконно дамских занятиях – кулинарии и рукоделии. В стране выросло не одно поколение девушек, чьи мамы просто физически не могли баловать домочадцев разносолами каждый вечер или посвящать вечера шитью и вязанию. Теперь учиться секретам домоводства барышням предлагают на курсах – от мастер-классов по икебане до лекций по экономии электроэнергии. Занятия порой недешевы: например, пять недель кулинарных уроков обойдутся минимум в 17 тыс. рублей, а семинары по кройке и шитью – в семь тысяч. но они пользуются бешеной популярностью. «Современная представительница слабого пола тоскует по творчеству, которое во все времена являлось необходимым этапом формирования женской личности», – приводят «Новые Известия» мнения психологов.


В сравнении с 2007 годом россияне стали больше ценить в прекрасном поле заботливость (на 5%), умение сопереживать (на 3%) и легкий характер (на 6%). Зато доля российских мужчин, восхищающихся женским интеллектом, за четыре года уменьшилась с 38 по 31%. Кроме того, по словам экспертов, привычка вламываться в горящие избы и укрощать скачущих непарнокопытных мешает построению гармоничных отношений. «У россиянок старше 25 лет есть общая беда: они очень часто не дают мужчине почувствовать себя мужчиной, мешают ему что-то сделать, говорят, мол, я сама. Но если любимую женщину делает счастливой полная самостоятельность, то мужчина самоустраняется».

От модели поведения «домашней женщины» россиянки никогда особо не отказывались, возражает старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская: «Такой тип был популярен всегда, поэтому вряд ли возможен отход от него. Сегодня у нас даже домохозяйки, по сути, менеджеры домашнего очага, которые предстают своего рода бизнесвумен. Я считаю, что «возвращение в семью» – это одна из женских уловок. Дамы отлично знают, какие тактики приносят им успех, и активно пользуются ими. Как правило, показная женская слабость на фоне эмансипации – это своеобразная мимикрия кокетства».

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: