четверг, 23 июня 2011 г.

Захватить Китай? Почему бы и нет

На прошлой неделе Министерство экономики объявило о запуске новой программы «Азия», направленной на развитие отечественного бизнеса в указанном географическом направлении.

На домашней страничке министерства по такому случаю появился аж целый новенький раздел. Жалобы и предложения приветствуются. Окончательно программа оформится к концу текущего года. Ни того, во сколько проект обойдется налогоплательщику, ни того, созданию какого количества рабочих мест он должен поспособствовать, специалисты пока не подсчитали. Но хотя акция еще толком не началась, в Министерстве экономики и коммуникаций уже не сомневаются, что она принесет в обозримом будущем ощутимые результаты.

Как ищут и находят восточные клады

Как пояснила «ДД» пресс-секретарь министерства Геа Отса, проект «Азия» был заявлен уже в коалиционном договоре и государственной стратегии внешней экономической политики. Цель программы – повысить привлекательность Эстонии в глазах иностранных инвесторов и помочь эстонским предпринимателям, занимающимся экспортом. И третья задача – распространить среди жителей стран Азии сведения о привлекательности отдыха в Эстонии.

Претворением в жизнь детища министерства озаботятся такие предпринимательские организации, как Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS), Торгово-промышленная палата и другие. В разработке проекта участвовали не только чиновники, но и предприятия. Отса назвала среди них в первую очередь AS Liviko, обладающее опытом экспансии на рынок Японии.

Как вообще закрепились в Азии эстонские напитки? По словам директора Liviko по вопросам экспорта Неэме Наариса, совместная работа с Японией началась уже пять лет назад. «Первые три года ушли на предварительную подготовку, и пришлось основательно потрудиться и над внешним обликом продукции, и над содержимым. Год назад Liviko решило выкупить половину японской фирмы, которая занималась импортом наших напитков. И сегодня мы можем сказать, что у Liviko в Японии действует дочерняя фирма, которая занимается продажей и распространением. Мы планируем освоить рынки и других стран Азии, для этого даже наняли руководителя по экспорту в этом регионе, его основная деятельность на данный момент связана с Китаем. Как раз для этого мы и воспользовались помощью фонда EAS, его специальной программой по привлечению работников для развития предприятия. Цель – завоевать китайский рынок уже в этом году». Еще одна азиатская страна, где уже продаются напитки Liviko, – Таиланд.

Поделились своими наработками по сотрудничеству с Азией и логистики, и изготовители деревянных домов. В то же время сближение со странами-тиграми не подразумевает сотрудничества с Россией. Хотя, по словам пресс-секретаря министерства, «если на каких-то конкретных начинаниях будет сказываться влияние России, тогда, конечно же, это будет учитываться». Фонд EAS пока не представляет масштабов своего вклада в
программу «Азия». Специалист по внешним связям EAS Мерилин Пярли не смогла дать расширенную информацию: «Мы пока еще не знаем, какими конкретно будут наши задачи, программа только началась».

Единомышленники в поиске

Торгово-промышленная палата с прошлого года занимается проектом развития взаимовыгодного коммерческого сотрудничества центрального Балтийского региона и Китая, рассчитанного на три года. Основными партнерами Эстонии и тут выступают предприятия и общественные организации Финляндии и
Швеции. Руководит проектом муниципалитет шведской провинции Эстергётланд. Финансируется начинание фондом Центрально-Балтийский регион Interreg IV.

Китай – рынок хоть и практически неограниченный для коммерческих инициатив, но весьма непростой. Советник по вопросам внешней торговли Торгово-промышленной палаты Марью Мянник отметила, что как такового скоординированного сотрудничества между странами Балтийского региона и Китаем нет, имеются лишь отдельные начинания. А в задачи их проекта входит уменьшение информационных расходов предпринимателей – обучение, ознакомительная деловая поездка, соответствующие исследования и анализ накопленного опыта работы с Китаем организаторы берут на себя.

Например, в апреле палата провела круглый стол по вопросам инвестиций, а в мае в сотрудничестве с Тартуским университетом и Тартуским научным парком семинар в Тарту на тему возможностей развития экспорта в Китай.

В марте 2012 года планируется ознакомительная поездка в Китай для представителей малых и средних предприятий. Уже сформировалась некая ударная группа заинтересованных людей, которые активно участвуют в семинарах и опросах, активно обмениваются информацией, которая помогает лучше ориентироваться в специфике Поднебесной и расширять связи.

С кем пойти в разведку?

Китаем и Японией начинания не ограничиваются. Перспективы сулит также Индия.
Но и с Индией основная проблема, опять же, в скудной информированности предпринимателей об имеющихся возможностях. Эксперт по экономике Эстонского фонда развития Сийм Сиккут рассказал, что в сотрудничестве с посольством Индии для предпринимателей готовится проект разведывательного характера.

В целом пока складывается впечатление, что на сегодняшний день Азия в глазах эстонского бизнеса выглядит темным пятном, на котором только-только начинают вырисовываться контуры будущего сотрудничества. Впрочем, Европа вообще устремилась в этот регион не вчера. Так что правительственная программа призвана скомпоновать, расширить и углубить уже имеющийся европейский опыт.

Не обошли вниманием и развитие инфраструктуры, правда, пока пресс-секретарь Министерства экономики и коммуникаций подтвердила лишь намерение развивать авиасообщение. Для туристов из Азии пока что ближний путь в Таллинн лежит через Хельсинки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: