пятница, 3 июня 2011 г.

Прибалты начали схватку за деньги ЕС

Страны Балтии борются за помощь Евросоюза, обещавшего профинансировать строительство терминала сжиженного газа.


Таллин обиделся на Ригу и Вильнюс: соседи не берут в расчет интересы Эстонии в вопросе строительства терминала сжиженного газа. Впрочем, и они борются между собой за этот объект, который готов профинансировать Евросоюз.

Все три республики рассчитывают покончить с зависимостью от российского газа, построив терминал и получая топливо и из других источников. Это называют стремлением к энергетической независимости. Евросоюз профинансирует до 50 % стоимости проекта, но готов дать деньги только на один объект. То есть, страны Балтии должны сами решить, где построить терминал. Прибалтийские премьеры собирались в Таллине, чтобы договориться, ведь ответ Евросоюзу должен быть дан в течение полутора месяцев, иначе финансирование не успеют получить в нынешнем бюджетном периоде ЕС (до конца 2013 года), и тогда европейские деньги появятся не раньше 2014-го. Да и то, если три столицы смогут договориться. А тут пока единства нет. И похоже – не будет.

Перетягивание странами Балтии одеяла на себя, скорее всего, приведёт к провалу выгодного для всех проекта, с грустью констатирует эстонский портал www.dv.ee. Эгоистические мотивы Эстонии, Латвии и Литвы погубят выгодный для всех трёх стран проект, окончательно развеяв миф о возможном «балтийском единстве», считают эстонские журналисты.

Пессимизм Эстонии понятен, потому что в этой борьбе она аутсайдер, хотя от мнения Таллина все равно зависит, удастся ли договориться. Фактически спор ведут Латвия и Литва, у которых уже есть серьезные наработки и опыт. Но Рига и Вильнюс тоже не желают уступать друг другу.

Латвийская газета «Вести сегодня» приводит мнение местных политиков, которые уверены: именно Латвия – лучшее место для терминала из-за географического положения, и строить его надо в Риге.

«У Латвии есть большие шансы получить этот проект, - сказал глава Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс. - Однако для этого мы должны упирать не на политику, а подыскать как можно больше экономических аргументов».

Они у Латвии есть. На взгляд бывшего еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса, республика использует и потребляет много газа в промышленности и для повседневных нужд – больше соседей. В Латвии уже есть развитая инфраструктура, система транспортировки газа и порты, которые могут принимать большегрузные суда.

Эксперты считают, что страна к тому же накопила опыт работы с терминалом – у нее есть Инчукалнское газохранилище. Это, правда, не терминал сжиженного газа. Сюда, в подземное хранилище, закачивают запасы российского газа, которые используются зимой, когда трубопроводы не справляются с возросшей нагрузкой. Хранилище является накопителем и для стран Балтии, и для части России.

«Эстония нам не конкурент — их потребление газа очень низкое, - уверен А.Озолс. - А вот с Литвой придется побороться».

Литва, пожалуй, стала лидером в борьбе и против газпромовского газа, и за терминал. Министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас съездил в Америку, чтобы заручиться поддержкой «старшего брата». Подписан протокол о намерениях с американской компаний «Cheniere Energy» о поставках сжиженного сланцевого газа. Американцы предлагают цены на треть ниже газпромовских. Литовские экономисты подсчитали: даже с учетом транспортировки из-за океана проект может быть выгодным.

Да, но нет терминала. Литва намерена строить его в Клайпеде. Предполагается, что он появится уже в 2014 году и сможет принимать такие объемы сжиженного газа, которые обеспечат потребности республики. И тогда с «Газпромом» будет покончено. Впрочем, скептики считают, что расходы на строительство все же не позволят серьезно конкурировать с российскими газовщиками.

Но у Литвы - еще один аргумент в борьбе с нашим газовым монополистом. В Америке А.Секмокасу сообщили, что в недрах республики есть собственные запасы сланцевого газа, которых хватит на 30-50 лет. Этими же сведениям располагают и литовские геологи, однако добыча сланцевого газа – столь сложное дело, что до сигнала из США Вильнюс не строил такие планы. Ну а американский интерес понятен. Компания «Cheniere Energy» как раз и добывает в США сланцевый газ и, видимо, намерена приобщиться к этому бизнесу и в балтийской республике.

К тому же Литву подталкивает польский опыт. Там тоже большие залежи сланцевого газа, и их разведкой как раз занимаются американские компании. Другое дело, что, по словам А.Секмокаса, процесс разведки и добычи сланцевого газа – дело трудоемкое, и вряд ли результат появится раньше, чем через 10 лет. А вот терминал в Клайпеде – проект реальный.

Кстати, к нему проявляет большой интерес Белоруссия. Судя по объявленным намерениям, Минск собирается участвовать в проекте. И даже сейчас, в очередных экономических спорах с Россией, он приводит, в том числе, и этот аргумент.

Эксперты считают, что Литва будет строить терминал сжиженного газа в Клайпеде независимо от договоренностей с соседями. То есть, Вильнюс ставит Ригу и Таллин не перед выбором, а перед фактом. Терминал, мол, будет в Литве независимо от мнения соседей, а это значит, что либо они должны согласиться, и европейские деньги придут в Литву, либо их не получит никто.

В Вильнюсе полны оптимизма, и в вяло текущих переговорах с «Газпромом» пытаются убедить снизить цены на газ на 15 % – об этом говорит А.Секмокас. Именно на 15-процентное послабление «Газпром» пошел в отношениях с Латвией и Эстонией.

А пока премьеры балтийских стран создают видимость единства и даже договорились снова встретиться осенью по вопросу о европейских деньгах для терминала - когда будут завершены изыскательские работы во всех трех республиках. Но это вряд ли что даст. Как говорится, дружба дружбой, а денежки врозь. Литва, кажется, для себя уже все решила.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: