Долги, набранные при Горбачёве, придётся выплачивать ещё долго |
Напомним вкратце историю вопроса. Вплоть до начала восьмидесятых годов Советский Союз крайне аккуратно брал внешние займы и всегда неукоснительно выполнял свои долговые обязательства. На 1 января 1983 года внешний долг СССР не превышал 5 миллиардов долларов, что составляло менее 1,5% валового национального продукта (ВНП) страны. Всё изменилось с приходом к власти Михаила Горбачёва и его команды. В 1985 году СССР взял на внешнем рынке сразу 15 миллиардов долларов, в результате чего долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила 30 миллиардов долларов, а в 1989 г. внешний долг достиг 50 миллиардов. (8% ВНП).
После того, как распад Советского Союза сделался неминуем, встал вопрос о том, кому и как расплачиваться по советским долгам. 28 октября 1991 года, республики, объявившие себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза. 4 декабря между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно 57 миллиардов долларов или 10% ВНП России.
Однако, 2 апреля 1993 г. правительство России неожиданно заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР, в обмен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь советский внешний долг в размере 96,6 миллиарда долларов.
Виктор Шпрингель |
- У России в начале девяностых просто не было иного выхода, нежели принять на себя советские долги. Блокирование заграничных активов бывшего СССР, которое неизбежно случилось бы в случае реструктуризации советского долга, привело бы к неоправданным тратам на аренду посольств, консульств и так далее. Но главное – это решение позволило Москве взять на себя статус страны-правопреемницы СССР, сохранить за собой кресло в Совете Безопасности ООН и место Советского Союза в других международных структурах.
«СП»: - Но не грозит ли России статус правопреемницы СССР реальными имущественными претензиями со стороны бывших советских республик? То там, то сям в постсоветских странах раздаются требования «выплаты компенсаций за оккупацию»…
- Эти требования обречены остаться на уровне газетной риторики. Никаких прав на компенсацию со стороны России постсоветские республики не имеют - по той простой причине, что они никогда не смогут юридически доказать факт оккупации. Советский Союз с формальной точки зрения был единым государством и присоединение даже прибалтийских республик было обставлено всеми необходимыми двусторонними договорами. С другой стороны, именно статус страны-правопреемницы позволил России вступить в 1997 году в Парижский клуб стран-кредиторов.
«СП»: - А какой в этом был смысл?
- Вступление в Парижский клуб позволило России начать игру на международном долговом рынке, предлагая в обмен на советские долги задолженности других стран бывшему Советскому Союзу. А должны нам были много: на момент вступления в Парижский клуб Россия имела в активе около 150 миллиардов долларов обязательств, взятых у СССР Эфиопией, Мозамбиком, Йеменом, Вьетнамом, Алжиром и другими африканскими и азиатскими странами. Понятно, что значительную часть этих долгов пришлось списать в силу полной некредитоспособности стран-должников. Однако даже имеющиеся резервы позволили России сократить объём советских внешних долгов, висящих на нашей шее, с 96,6 миллиарда до 57,5 миллиарда долларов, то есть почти наполовину.
Долги по состоянию на 2008 год |
Для этой цели, кстати, отлично подходят и частные долги, бездумно набранные в горбачёвскую эпоху. Мы уже привыкли к тому, что время от времени из небытия выныривает какой-нибудь малоизвестный кредитор, дававший в долг советскому правительству в годы перестройки, и требует выплатить ему всё и немедленно, угрожая в противном случае наложить арест на российское имущество. Наиболее прославился в этом смысле швейцарский финансист Нисим Гаон, глава фирмы Nogа, ссудивший в апреле 1991 года 420 миллионов долларов Советскому Союзу на покупку зерна, а сегодня выставляющий России счёт в общей сложности на 1,5 миллиарда долларов.
Но если для Гаона попытки арестовать российские самолёты, прилетевшие на авиасалон в Ле-Бурже или картины, прибывшие из Пушкинского музея на выставку в Лувр, стали своего рода развлечением на старости лет, то государства всё-таки стараются урегулировать свои долговые проблемы с Россией, оставшиеся ещё от советских времён.
Россия прощает долги - кому и за что? |
Сколько должна Россия
Совокупный внешний долг Российской Федерации, согласно данным ЦБ на 1 апреля 2011 года, достиг 504 миллиардов долларов, что составляет примерно 30% от ВВП страны за прошлый год. При этом государственный внешний долг, по данным Минфина, не превышает 38,8 миллиарда долларов, задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба – 682 миллиона долларов, задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб – 1,6 миллиарда долларов и задолженность перед международными финансовыми организациями – 2,9 миллиарда долларов. За вычетом 57,5 миллиарда долларов долгов бывшего СССР всё остальное – это коммерческая задолженность, набранная за рубежом российскими частными корпорациями (правда, многие из них - с государственным участием). По данным Росстата, в первом квартале 2011 года объем иностранных инвестиций составил более 44,3 миллиарда долларов – это в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года. Из них прямые инвестиции составили менее 4 миллиардов долларов, а подавляющее большинство средств пришли в страну в качестве кредитов. Причем торговые кредиты из них составили почти 5 миллиардов долларов, а все прочие – 34,5 миллиарда долларов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий