среда, 19 марта 2014 г.

Эксперт: страны Балтии получают дивиденды от украинского кризиса


Ситуация на Украине не оставляет надежд на скорую стабилизацию. Бессильны оказываются и европейские «наставники» нового правительства в Киеве. При этом балтийские республики вовсе не настроены на урегулирование ситуации в стране – критика России в условиях украинского кризиса позволяет этим странам получить политические и финансовые дивиденды от ЕС и США, считает кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей ПЕТРОВ:

- Андрей Анатольевич, есть ли у Запада в настоящее время ясные представления о том, что делать в отношении Украины?

- Я думаю, что ясного взгляда на нынешнюю ситуацию у Запада нет. Никто не ожидал такой жесткой реакции со стороны российского руководства. Последовала она после того, как, по всей видимости, по договоренности с Западом Путин убедил Януковича пойти на переговоры с оппозицией, а после этого начались события, которые в течение нескольких часов практически ликвидировали основу этой договоренности.

Если брать перспективу в целом, то понятно, и это идет ещё с Бжезинского, что империи на постсоветском пространстве не может быть без Украины, а её не будет в составе этой империи. Эта позиция повторяется в разных вариантах, как в выступлениях аналитиков, так и в выступлениях государственных деятелей. Но сейчас Запад, на мой взгляд, оказывает возрастающее давление для того, чтобы российское руководство пересмотрело своё отношение к референдуму и новому правительству в Киеве, которое Запад считает легитимным.

Украина – не Грузия, она сильнее в экономическом смысле, да и Запад признает её безусловно европейским государством. В отношении же Грузии были сомнения. Поэтому Западу важно, чтобы российское руководство, которое не будет сменяться в ближайшее время, признало легитимным правительство в Киеве, поскольку тогда это создаст основу для переговоров по различным вопросам. Но признала на тех условиях, которые сейчас выдвигает Запад.

- Насколько едины в этих планах страны ЕС, в том числе между собой, и США?

- Единства в таких вопросах достичь сложно. На первом плане, конечно, выступает некий «монолит»: «У нас общие ценности, связанные со свободой, демократией, с правами человека, верховенством закона». На этом уровне кажется, что Запад выступает монолитом. А дальше начинаются национальные интересы, которые связаны с поставками российского газа, с российскими активами за рубежом, с инвестициями и другими вещами. Причем, как со стороны российских компаний за рубежом, так и европейских компаний в России.

Не случайно, что достаточно крупные и влиятельные организации даже в США, такие как Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата США и Американо-российский деловой совет, уже выступили с тем, что они поддерживают санкции в отношении России, но при этом необходимо соизмерять положение вещей. И вот это соизмерение и глубина интересов будет оказывать давление на позицию руководства соответствующих стран.

С США у нас гораздо меньше экономических отношений, а потому гораздо меньше потерь для той и другой стороны. Что касается Европы, то там товарооборот составляет порядка 500 млрд, а с Соединенными Штатами гораздо меньше. И инвестиции большие: с нашей стороны около 80 млрд, а с их стороны около 300 млрд. Эти механизмы будут действовать, поскольку интересы собственной экономики неизбежно влекут за собой необходимость переговоров и урегулирования конфликтов.

Вот и какое может быть единство, когда степень зависимости Европы на порядок выше, чем в случае с США. Америка может чувствовать себя довольно свободно. Сейчас, после референдума, Европе придется подсчитывать соотношение выгод и потерь от ухудшения отношений с Россией.

- Какую позицию в украинском вопросе занимают Польша и страны Балтии? Какие цели, на Ваш взгляд, они преследуют в первую очередь?

- Они занимают самую жесткую позицию. Здесь есть серьёзные исторические обиды, которые дестабилизируют отношения. Поэтому сейчас любое действие в отношениях с Россией рассматривается с большой осторожностью.

Польша после вступления в НАТО стремится быть главным «определителем» повестки дня в отношении Восточной Европы, тем самым занимая особую позицию внутри ЕС. Хотя и здесь можно сказать, что высказывания польских политиков в отношении уже не России, а их союзников по НАТО, тоже не являются очень добрыми. Вспоминаются разделы Польши, Вторая мировая война и оккупация, немецкая и советская, и прочее.

Если Украина попадёт под влияние Запада, то главную роль в отношениях с Украиной будет играть Польша.

Страны Балтии - в меньшей степени. Для них критика российских позиций объясняется, помимо исторической памяти, политическими дивидендами внутри ЕС, а также прямыми материальными интересами. Мол, если мы стоим на границе с главным противником, а таковым, с их точки зрения, является Россия, то нам надо оказывать большую помощь, потому что мы являемся форпостом Запада и несём на себе большую ответственность. Поэтому помогайте нам укреплять нашу оборону и экономику.

- Могут ли они, по Вашему мнению, как-либо повлиять на позицию Украины? Какие методы могут быть для этого использованы?

- Они пытаются. Там может повлиять любой, кто скажет, что Россия – это плохо, а Запад – это хорошо. Они так и говорят. Если бы они попытались повлиять в сторону стабилизации, то это бы им вряд ли удалось. Любой человек, который предлагает трезво оценить ситуацию, в этих странах сейчас не «в фаворе».

- На что может рассчитывать Украина при ориентации на евроинтеграцию?

- Что касается политической сферы, если останется то же руководство, что и сейчас, то это будет постоянная напряженность на нашей западной границе. Я не имею в виду вооруженные конфликты, но постоянный раздражитель будет. Если у власти останутся националисты, то это даже может привести к геноциду, а это уже означает бегство с Украины людей и прямые материальные затраты для России.

Кроме того, Украине придется переоценивать очень многие параметры, прежде всего, ориентацию экономики. Я уверен, что, когда после кризиса весь дым рассеется, любое украинское руководство поймёт, что на Западе Украину с их промышленностью и их товарами никто не ждёт.

Скорее всего, им укажут на восток и скажут восстанавливать экономические отношения с Россией для того, чтобы Россия служила рынком сбыта, источником сырья, принимала украинских рабочих, и они зарабатывали деньги.

Многие бюджеты постсоветских стран сейчас обеспечиваются тем, что их граждане в массовом порядке работают на территории России и посылают деньги домой. На Западе Украину вряд ли кто-нибудь ждёт.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: