понедельник, 5 марта 2012 г.

Бронепоезда. Малоизвестные ветераны Великой Отечественной

По какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда более или менее активно использовались практически на всем протяжении войны.

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не однороден. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую. Естественно, с тех пор материальная часть этих «стариков» была солидно обновлена. Этот факт и стал одной из причин того, что немалое количество бронепоездов Великой Отечественной имело в своем составе паровозы серии О, чья история началась еще в конце XIX века. Современный для начала войны состав бронепоезда сформировался уже к началу 30-х: в него входило один или два паровоза, несколько бронеплощадок, площадки с вооружением для противовоздушной обороны и контрольные платформы. Бронирование на разных бронепоездах отличалось, но в большинстве своем листы металла имели толщину от 10 до 20 миллиметров. Пытались устанавливать и более солидную броню. Однако увеличение массы бронеплощадки напрямую сказывалось на ходовых качествах всего состава, а порой даже требовало его изменения: либо добавить еще один бронированный паровоз, либо убрать «лишнюю» платформу.

Команда бронепоезда после прорыва блокады. Январь 1943
Рассмотрим подробнее материальную часть бронепоездов. Основа их – бронепаровоз. По сути, это самый обычный серийный паровоз, на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливалась броня. В качестве бронепаровоза мог использоваться локомотив любой модификации, однако чаще всего в СССР для этих нужд приспосабливали паровозы поздних модификаций серии О. Причина проста: в то время это был самый массовый тип подобной техники. Бронирование паровозов, как уже говорилось, имело толщину до 20 миллиметров. В период между мировыми войнами считалось достаточным защищать экипаж и агрегаты поезда только от пуль стрелкового оружия и малокалиберных пушек. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава или близко к ней. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Иногда на бронепаровозы устанавливалось оружие. Почти всегда это были пулеметы Максима.

Артиллерийские бронеплощадки представляли собой специально доработанные двух- или четырехосные железнодорожные платформы. На усиленную платформу устанавливался бронированный «короб», на котором монтировались орудийные башни. Чаще всего на одной бронеплощадке имелось две башни. По составу вооружения бронеплощадки разделялись на две основные группы: тяжелые и легкие. На тяжелых устанавливались орудия калибром до 107 мм, а также от пяти пулеметов Максима. Толщина стенок бронекорпуса подобных площадок зачастую превосходила «стандартные» 20 миллиметров. Однако, несмотря на солидную защиту и мощное вооружение, тяжелые бронеплощадки к концу 30-х уже устарели. В качестве основной платформы с вооружением для бронепоезда в то время предлагалась новая легкая площадка модели ПЛ-37. При броне толщиной в два сантиметра она имела две башни, вооруженные 76-миллиметровыми орудиями образца 1902/30 годов. В амбразурах корпуса находилось шесть пулеметов Максима. Общий боезапас оружия составлял 560 снарядов для пушек и без малого тридцать тысяч патронов для пулеметов. Бронекорпус собирался из 20-мм стальных плит. Площадка ПЛ-37 имела систему внутренней связи, паровое отопление и довольно объемные ящики для различного имущества, размещенные под полом боевого отделения.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд
Зенитные бронеплощадки по своей конструкции в некоторой мере напоминали артиллерийские, с той разницей, что имели вооружение для атаки воздушных целей. Вооружение это было самым разнообразным: на различных типах зенитных площадок устанавливались счетверенные пулеметы Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм автоматические пушки. К 1942 году на зенитные площадки также стали устанавливать и 76-мм орудия.

В начале и в конце состава устанавливались т.н. контрольные платформы. Это были самые обычные железнодорожные платформы, нагруженные балластом. В качестве последнего использовались мешки с песком или даже запасные рельсы со шпалами. Благодаря наличию контрольных платформ заложенные под путями мины нажимного действия не наносили вреда боевой части бронепоезда. Мина повреждала только платформу с балластом. Разбитые миной пути можно было починить силами экипажа бронепоезда. Наконец, бронепоезда имели т.н. базу. Она состояла из полутора-двух десятков товарных и пассажирских вагонов. В составе базы был штабной вагон, вагон-кухня, вагон-мастерская, вагон с боезапасом и т.д. В «походном положении» бронепоезда база перевозилась в общем составе, а когда поезд шел в бой, базу оставляли в безопасном месте, например, на своей железнодорожной станции в тылу.

Красноармейцы и уничтоженный немецкий бронепоезд.
На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными. Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Тем не менее, настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка. Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-мм пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелось два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд БП-43 мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени. Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. При создании бронеплощадок для БП-43 было применено несколько интересных ноу-хау. Так, ПЛ-43 и ПВО-4 делались на основе двухосных платформ, благодаря чему удалось разместить по одной танковой башне на площадку. Среди прочего, это повышало выживаемость орудийных расчетов – при поражении одной башни соседняя платформа почти не страдала. В случае с установкой двух орудий на одной бронеплатформе почти всегда одним попаданием снаряда достаточного калибра выводились из строя оба расчета. Также вместо привычного бронирования в виде «короба» размером со стандартный вагон на новых площадках защищенным был только необходимый объем, что позволило без потерь в защите понизить массу. Более того, в итоге защита ни капли не ухудшилась – новая конструкция дала возможность устанавливать более толстые листы брони (в некоторых местах до 40 мм).

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43
В бою

Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Порой бронепоезда становились и средством перевозки десанта, но подобные задачи ставились не так уж часто. Тем не менее, даже такая «банальная» работа, как огневая поддержка подразделений, наглядно показала эффективность бронепоездов. В октябре 41-го Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом. Труженики тыла не подвели – за отведенный срок было построено не 64, а 85 поездов!

Экипажи бронепоездов тоже были примером для подражания. За годы войны все бронепоезда в общей сложности уничтожили почти четыре сотни вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше семи сотен автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда. И это с учетом того, что бронепоезд может действовать только там, где есть подходящий железнодорожный путь. Тем не менее, потери тоже были немалые. За 41-й год врагу удалось уничтожить 21 наш бронепоезд. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы мы не потеряли ни одного бронепоезда.

Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.

Победы и поражения

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. К сожалению, для перечисления всех их понадобиться писать довольно объемистую книгу, поэтому ограничимся только несколькими героическими эпизодами.

Украина, Жуляны, август 1941-го. Немцы захватили станцию, на которой находилось несколько вагонов с боеприпасами и оборудованием для авиации. Опасаясь возможной контратаки и потери ценного трофея, немцы разобрали пути и взорвали небольшой мост, ведущий к станции. В это время недалеко от Жулян находился бронепоезд «Литера А» (командир А. Тихоход), которому и было поручено отбить у врага ценный груз. Под покровом ночи отряд красноармейцев восстановил разобранные немцами пути и взорванный мост. В четыре часа утра по свежеуложенным рельсам бронепоезд ворвался на станцию и стал обстреливать все цели, которые только попадали в поле зрения. Захватчики понесли большие потери, но возможности окончательно отбить станцию не было. Поэтому вагоны с грузом для авиации подцепили к бронепоезду и увезли с собой.

4 ноября 41-го из ворот Севастопольского морского завода вышел бронепоезд «Железняков», или более официально, БП №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Позже немцы придумают ему прозвище «Зеленый призрак», и не спроста. «Железняков» был в некоторой мере импровизированным бронепоездом. Но это ни капли не ухудшало его боевые качества, ведь бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Уже в День Октябрьской революции «Железняков» сделал свой первый «подарок» немцам: обстрелял расположение пехоты рядом с деревней Дуванкой и уничтожил артиллерийскую батарею на склоне Бельбекской долины. К концу 41-го сформировался окончательный облик бронепоезда «Железняков». Одну из 100-миллиметровых пушек заменили на две автоматические зенитные, а половину 82-мм минометов убрали, чтобы освободить место трем 120-миллиметровым. Наконец, поезд получил еще три пулемета. Кроме вооружения, БП №5 получил и новую внешность – экипаж нанес на все поверхности поезда камуфляжную раскраску. По словам очевидцев, бронепоезд сливался с местностью даже на сравнительно небольшом расстоянии. Вероятно, именно поэтому до середины сорок второго немцам так и не удалось обнаружить «Железнякова». Вернее, они предпринимали попытки обстреливать предположительную позицию советского бронепоезда и поднимали авиацию. Да только все попытки были тщетны – командиры «Железнякова» лейтенант Чайковский, а потом инженер-капитан М. Харченко умело продумывали свои атаки, и поезд успевал отстреляться и уйти в укрытие значительно раньше, чем первые немецкие снаряды падали на уже бывшую позицию поезда. За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около пяти-семи вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, полдюжины блиндажей, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го «Железняков» даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три бронемашины.

Зарядка пушки в бронепоезде
Конец прославленного бронепоезда начался 26 июня 1942 года. «Железняков» стоял в Троицком тоннеле и готовился к очередному выезду на позицию. Немецкое командование откуда-то узнало о его расположении и послало туда больше полусотни бомбардировщиков. Налет оказался отчасти удачным: один вход тоннеля оказался завален, а обрушившиеся конструкции внутри него погребли под собой одну из бронеплощадок поезда. Тем не менее, вторая площадка была выведена из оставшегося выхода тоннеля и начала обстрел вражеской авиации. Возможностей поврежденных паровозов хватило лишь на то, чтобы оттащить площадку обратно в тоннель. Бойцы так и не дождались помощи. Второй налет на следующий день привел к обвалу второго входа. В августе того же года немцы принялись за расчистку тоннеля, через который должны были пройти их поезда. Бронеплощадки «Железнякова» были восстановлены; новый бронепоезд получил имя «Ойген». Немецкой «версии» советского бронепоезда не удалось сравниться с «Железняковым» по результативности, а в мае 44-го «Ойген» был уничтожен отступавшими немцами.

В начале 42-го года муромские и горьковские железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно с полным правом назвать прямыми предками поездов проекта БП-43, ведь именно на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого.

Бронепоезд "Илья Муромец"
31-й отдельный особый дивизион успешно действовал на протяжении всей войны, поэтому примечательных боевых эпизодов за это время было великое множество. Пожалуй, самый интересный из них произошел в мае-июне 44-го года. Шли непростые бои за украинский город Ковель, и 31-й дивизион был направлен в помощь наступающим красноармейцам. В последних числах мая-месяца советские позиции подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было. На следующий день в то же время обстрел повторился. Несколько дней в одно и то же время немцы стреляли по нашим позициям. Анализ карт местности показал, что орудия могут расположиться только рядом с железной дорогой или даже на ней. На следующий день после этого вывода с утра пораньше в предполагаемый район выдвинулись разведчики. На часах было без нескольких минут девять, когда вдалеке показались клубы дыма. Так и есть, наши позиции обстреливал бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.

31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Наверное, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» могли бы дойти и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер. Паровозы обоих бронепоездов после войны были поставлены на вечную стоянку. Они стали памятниками себе и менее удачным собратьям.

По результатам боевых действий в ходе Великой Отечественной войны два бронепоезда Красной Армии и три бронепоезда войск НКВД были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. Десять дивизионов за свои заслуги получили почетные наименования.

Бронепоезд «Железняков» — бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»
Конец эпохи бронепоездов

Уже к концу Великой Отечественной войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Разработка новых систем и модернизация имеющихся бронепоездов худо-бедно продолжалась почти до середины 50-х годов, а в 1958-м всю подобную технику сняли с вооружения по причине безнадежного устаревания. Но опыт размещения оружия на поездах не пропал. В конце 80-х годов на боевое дежурство заступили т.н. боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). По своему виду они почти неотличимы от гражданских. При этом они перевозили стратегические ракеты и имели возможность их запуска на любом участке маршрута. Но это уже новая техника и совершенно другая история.
Оружие победы. Бронепоезда


------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: