суббота, 19 января 2013 г.

Финал «Мимино» переделали по требованию худсовета

Фильму Георгия Данелия о вертолетчике Валико Мизандари исполнилось 35 лет, а зрители любят и смотрят эту картину и сегодня. В честь юбилея мы расспросили создателей ленты о ее появлении на свет.

Вертолет на замoк

Как рассказывает режиссер Георгий Данелия, идею снять фильм о летчике, который привязывал свой вертолет на ночь к дереву, подсказал ему его друг - сценарист Резо Габриадзе. Однако режиссер решил снимать фильм по сценарию, написанному с Викторией Токаревой про деревенскую девчонку, влюбленную в летчика, который сочиняет стихи и играет на трубе.

«Наш сценарий приняли. Мы запустились в производство, - вспоминает режиссер. - Но когда уже начался подготовительный период, ко мне в гости пришел друг писатель Максуд Ибрагимбеков. Я рассказывал ему сюжет будущего фильма. Максуд спросил:

- А помнишь, ты рассказывал про вертолетчика, который запирает вертолет на замок? Та история интереснее.

Максуд ушел. А я не спал: думал. И понял, что фильм про девочку и трубача снимать уже не смогу». На следующий день Данелия позвонил в Тбилиси Габриадзе и вызвал его в Москву спасать ситуацию. Втроем - Данелия, Габриадзе и Токарева - написали новый сценарий про Мимино (в переводе с грузинского - сокол). Как шутил Данелия, за месяц до съемок было известно лишь то, что в фильме будет вертолет, цепь, замо`к и Кикабидзе в главной роли.

Мы дозвонились Вахтангу Константиновичу в Грузию:

- Вы помните, что у фильма «Мимино» юбилей?

- Вы мне напомнили. Давно это было! Раз вы через столько лет спрашиваете, значит, лента получилась и не стареет. Данелия - гениальный режиссер, я его очень люблю. Все, что есть хорошего в этом фильме, - его заслуга.

- И ваша тоже!

- Ну, если так считаете, мне приятно. Я старался сыграть этого героя так, как представлял сам себе. Играл «человека с крыльями»… Вообще по ходу съемок мы все что-то корректировали, придумывали реплики, потому что Данелия это разрешал.

Каждый съемочный день начинался со смеха. Было весело. Мы не знали, что снимаем. Казалось, все это очень несерьезно. А вышло наоборот. Данелия очень талантливый человек. Казалось, история простая, незамысловатая. А получилась даже не комедия, а умный, философский фильм о том, как не потерять себя, о том, что человек должен быть на своем месте - там, где он родился, на родине. И это у моего героя получилось.

- В фильме же Валико стал летать на международных рейсах…

- А он предпочел вернуться на родину, к своим! Там ведь финал отрезан. Мы снимали так. Когда стюардесса начинает плакать в конце, он спрашивает: «Хочешь, я вый­ду из самолета?» Она говорит: «Нет». А он выходит. Но этот момент вырезал худсовет. На мой взгляд, неправильно.

Ведь смысл его выхода в том, что он решает вернуться к своему ржавому вертолету, в свою деревеньку, к своим родным, где его ждут и где он нужен. В этом смысл. Все дороги ведут домой…

- Многим запомнилась смешная собачка, любимица вашего героя. Ее где нашли?

- Зарбазан? В городе Телави. Просто увидели на улице. Была с ним история такая. Приехали мы на съемки в Омалу - это селение высоко в горах - и жили в палатках. Я рано утром встал, вышел. Вижу, лежат три кавказские овчарки и друг с другом переговариваются на своем языке. И вдруг выбегает наш Зарбазан - и с визгом к ним. Я испугался - вдруг овчарки его порвут?! А они… разбежались! Спрашиваю пастуха: «Что это кавказские овчарки испугались эту маленькую собачку?!» А он серьезно так ответил: «Так они такого ЗВЕРЯ (!) никогда не видели» (смеется).

А еще в Омале был пастух, которого я на земле никогда не видел. Он все время был на коне и пьяный. Он подъезжал к моей палатке каждое утро и кричал: «Грузин, выходи!» Я выходил. Он: «Сейчас пойдем пить водку». «Пойдем». Он ехал на лошади, я за ним шел пешком. А когда утром чачу пьешь, целый день ничего не болит! Ну, конечно, смотря сколько пьешь.

- А Данелия рассказывал, что вам все предлагали с ними выпить, просто спасения не было!

- Да нет, все нормально было. Правда, однажды вдруг перестали предлагать. Я удивился. А мне в ответ с пониманием сочувствуют, мол, Данелия рассказал, что тебе нельзя, ты болен, у тебя триппер (смеется). Я потом так смущался, на улицу было стыдно вый­ти. Про триппер же Данелия придумал. Но в объяснение, что это все Данелия придумал, не все верили!

«Сюда нельзя! Здесь следы»

Московские съемки проходили зимой, а костюмы артисты выбрали еще летом. Кикабидзе подобрал себе плащ, а Фрунзик - короткую курточку. «Они же с Кавказа, откуда у них теплые вещи?» - объяснили артисты. Однако зима выдалась с лютыми, 35-градусными морозами, и артисты цепенели от холода. Но решили не утепляться - ради правды жизни. И даже на морозе Фрунзик фонтанировал идеями. По сценарию после Большого театра, когда Мимино и Рубик заходят во двор и там нет «КамАЗа», они находят его в соседнем дворе, и на радостях герой Мкртчяна целует машину. Актер предложил: поскольку мороз - губы должны прилипнуть к железу. Он же придумал, что, когда Мимино пошел звать милицию, Хачикян остался во дворе охранять следы. И когда во двор хочет войти человек, он угрожающе поднимает увесистый кусок льда и говорит: «Друг, как брата прошу, не подходи! Сюда нельзя! Здесь следы!»

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

* * *
Ало! Ларису Ивановну хочу!

* * *
Я ТАК думаю!

* * *

- Такую личную неприязнь я к потерпевшему испытываю, что кушать не могу.

КСТАТИ

Из жизни - в фильм
- Эпизод встречи Мимино с адвокатом в Бутырской тюрьме я взял из практики моей дочки, - рассказывает Данелия. - Света только окончила университет, стала адвокатом, а внешне выглядела как девчонка. Она мне рассказала о своей первой встрече с подзащитным в Бутырской тюрьме. Когда подзащитного привел конвоир (тот подзащитный был матерый рецидивист, весь в татуировках), Ланочка от испуга забыла все, чему ее учили в институте. «Да ты не бойся, - подбодрил ее рецидивист. - Ну, спроси меня сначала имя и фамилию. Потом год и место рождения…»
Мимино


------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: