понедельник, 25 февраля 2013 г.

Власть № 4. Бога нет, а эстонский гимн есть

На прошлой неделе эстонские СМИ обсуждали несбыточные обещания IRL, чудесный бюджет ЕС, а также соответствие эстонского гимна демократическим стандартам.

Мартин Вяллик точно знает, что Бога нет: сколько ни смотри в телескоп, бородача с нимбом не увидишь.
Как известно, третий куплет Государственного гимна Эстонской Республики, сочиненного Йоханном Вольдемаром Яннсеном, начинается со слов «су юле Юмаль вальваку» – «храни тебя Господь». Яннсен, когда сочинял эти слова, был не в курсе, что Бог умер – Ницше сделал это открытие чуть позже. И уж точно Яннсен предположить не мог, что через 150 лет в наконец-то свободной Эстонии найдутся атеисты, у которых произносить слово «Юмаль» язык не повернется. Особенно стоя. Однако же такие люди нашлись: Мартин Вяллик, главный по тарелочкам с сайта Skeptik.ee, призвал с портала Postimees молчать во время исполнения третьего куплета всех тех, кого оскорбляет то, что государство заставляет их молиться Богу. Сам Вяллик на третьей строфе сознательно смыкает уста, ведь «лучше не говорить и не петь что-либо поперек совести, чем блюсти традицию». Санкционированная государством молитва созданию, которое существует так же явно, как аура или энергетический хвост, коробит Вяллика очень серьезно. Да и молитвы, говорит он, силы не имеют – это доказано учеными.

Из гимна слов не выкинешь?
На призыв Вяллика немедленно откликнулись – правда, не совсем те, на кого он рассчитывал. В том же Postimees Ахто Каазик, язычник и глава Центра природных святилищ Тартуского университета (да, налогоплательщик, есть у нас и такой научный центр!), признался в том, что его как местного родновера тоже тревожит в гимне «этот пишущийся с большой буквы монотеистический „Бог”, который представляет чуждую нам религию с ее нетерпимым учением и полным насилия и не совместимым с Эстонией прошлым. „Юмаль” – это финно-угорское обозначение всевозможных богов, это слово не пишется с большой буквы». Впрочем, Каазик считает, что в гимне вообще не должно быть отсылки к сверхъестественному. Писатель Яан Каплинский предложил заменить слово «Бог» на слово «небо» («таэвас»), лишь бы не было войны. Журналист Яанус Нурмоя назвал предложение Вяллика «реакцией деревенщины» – мол, скептицизм скептицизмом, а хорошо бы еще иметь и здравый смысл в голове. Верующая Мария Вооглайд резонно заметила, что Вяллик ничего не понимает в христианстве.

Вся эта довольно безумная в эпоху кризиса дискуссия побудила писателя Калле Кяспера вопросить со страниц Õhtuleht, когда у Эстонии появится, наконец, свой собственный гимн. Кяспер вообще не понимает тех, кто считает песню «Му исамаа, му ыннь я рыым» эстонским гимном: «Это не наш гимн! Это финский гимн!» Имеется в виду, что мелодию, сочиненную финским композитором Фредриком Пациусом, наш гимн делит с гимном Финляндии. «Это одна из самых смешных историй в истории символики: у двух стран оказался общий гимн. Хорошо хоть, что не общий флаг, – язвит Кяспер. – Взбирается Лассе Вирен на олимпийский пьедестал – звучит гимн Эстонии. Восходит туда Эрки Ноол – играется гимн Финляндии...»

Может быть, стоило сделать новым гимном песню «Му исамаа он мину арм» на музыку Густава Эрнесакса и слова Лидии Койдулы – там и про Бога ни строчки нет, кстати говоря, – но ее забраковали, потому что она слишком часто исполнялась на советских песенных праздниках. «Пришедшие к власти люди хотели любой ценой перебросить мостик из 90-х в 30-е, оставив советский период за кормой, – пишет Кяспер. – Этого времени не было, потому что мы были не у власти. Значит, надо его забыть, вычеркнуть из народной памяти. Должен сказать, что своей цели они достигли. Выросло поколение манкуртов, не знающих, откуда они пришли, и считающих, что гимн Пациуса пели тут все 90 лет... Почему бы не заказать гимн Эстонии Арво Пярту?»

Русские патриотичнее эстонцев
Баталии по поводу реплики Яны Тоом о вымирании эстонского народа утихли, зато подоспели сенсационные данные соцопроса, согласно которому, пишет Eesti Päevaleht, 37 процентов эстонцев – молодых и не очень – подумывают смыться с исторической родины и строят по этому поводу конкретные планы. «Русские – патриоты Эстонии?» – изумляется газета. Ну да, именно: «Иноязычные люди хотят остаться в Эстонии больше, чем эстонцы». Социолог Леэ Марипуу предполагает, что дело в незнании иностранных языков: «Все это тем более удивительно, что русские на эстонском рынке труда в худшем положении, чем эстонцы». А социогеограф Кристи Аннисте думает, что дело в гражданстве, точнее, в отсутствии европейского паспорта, который позволял бы серопаспортникам работать в ЕС (непонятный аргумент: серый паспорт работать в Европе не запрещает).

Плач по Эстонии постепенно становится своего рода литературным жанром. На портале Delfi Катрин Луст-Бьюкенен написала полную взаправдашней боли заметку о том, что Эстония сверху золоченая, а изнутри – не пойми что. На улицах столько дорогущих машин, сколько и в Лондоне не сыщешь, так что кажется, что эстонцы все сплошь богачи. Иностранцам неясно, почему отсюда все уезжают, если тут так хорошо. Но если приглядеться, окажется, что население у нас преимущественно бедное, а, допустим, разрекламированное повышение минималки – это «политический фокус», ведь цены растут быстрее зарплат.

Еще автору неясно, зачем в ее родном Тарту строят новое шоссе, а также мост и туннель, если городок всегда обходился имеющимися дорогами. «Работы ведутся круглые сутки, – пишет Катрин. – Такое я видела только в нефтяном королевстве Катар. Тамошние власти могут себе такое позволить». А разгадка проста: Эстония инвестирует в позолоту – вместо того, чтобы лечить болезни, разъедающие нас изнутри. Надо бы наоборот.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 комментарий:

budmat комментирует...

а что такое совесть? что мучает человека? откуда она берется? и почему мы ее всегда пытаемся заткнуть, не считая ее собственным голосом?