среда, 25 января 2012 г.

ГЛАВА 1: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Электронная версия книги Светланы Логиновой "Бандитский Ида-Вирумаа"

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Давно известно, что любой крупный капитал изначально нажит неправедным путем, так что поговорим о «грязных» деньгах, бизнесе и его составляющих: методах работы с потенциальными союзниками и противниками, связях с теневыми и властными структурами, полицией.

Как только появляются деньги, появляется и забота – при условии, конечно, что у владельца этих денег есть на плечах голова – куда их вложить? Деньги должны крутиться, давать дивиденды. Нажитые средства надо отмыть, инвестировав, как модно теперь выражаться, в какой-нибудь бизнес. Лучше легальный, дающий владельцам капитала возможность утвердиться в высших эшелонах власти, ибо старая истина «Есть деньги – есть власть» ничуть не утратила своего первоначального смысла.

Деньги – не просто эквивалент благосостояния отдельных членов нашего общества, но и страшная разрушающая сила. Особенно, когда они попадают в руки человека, одержимого любой ценой утвердить свои позиции в какой-либо сфере человеческой деятельности, будь то политика, экономика или что-то другое. Цель оправдывает средства.

Широкой общественности Роберт Лепиксон
(1952-2006) стал известен в середине
90-х годов, когда работал руководителем
фирмы по сбору металлолома «Emex».
В металлобизнесе он заработал и свои
первые серьёзные деньги, заложив тогда
основу своему относительно хорошему
экономическому положению.

Он уже имел репутацию деятельного и
речистого человека, когда в 1995 году он
вступил в Коалиционную партию. Затем
Лепиксон работал на различных
государственных должностях –
канцлером министерства обороны,
мэром Таллинна, министром внутренних
дел и старейшиной Вырумаа.
(прим. редакции)
Когда же желанная цель достигнута и кресло, из которого можно диктовать условия и писать законы, занято, начинается самое интересное. И непонятное. Для основной массы людей, а не для горстки избранных. Например, как можно позволить законную скупку металла от предприятий и частных лиц, заведомо зная, что в Эстонии нет залежей титановых, кобальтовых, никелевых или медных руд? В чем причина, по которой подпольная скупка металла в Эстонии в одночасье стала легальной и нанесла огромный материальный ущерб не только частным лицам и предприятиям, но и государству? В том, что скупщики и продавцы нашли нужных людей в тех сферах управления государством, у которых имеется возможность организовать официальную крышу «металлическому» бизнесу, легализовав его. А заодно и самим влиться в дело.

В середине 90-х годов маленькая Эстония активно стала избавляться от «железного балласта» сама и помогать соседям – России, Литве, Латвии. Проще говоря, взяла на себя роль перевалочного пункта контрабандного металла. Каждый раз контрабанду, прибывшую с бескрайних просторов бывшего Союза, пытались перевести на легальные рельсы, чтобы потом перебросить дружественным соседям в Северную и Западную Европу, поддерживающим самые тесные отношения с нашей «металлической» мафией.

От металлистов страдали не только хуторяне, но и предприятия - государственные и частные, а металл уходил за кордон, оставляя в Эстонии длинный шлейф ущерба, исчисляемого миллионами крон. В Таллинн шли груженые ворованным металлом (теперь уже не российским, а своим – вспомните кражи на «Силмете» в Силламяэ в 1999 и 2000 годах) машины, чтобы слить товар и получить «зелень»*, за которую заграничные любители титана и никеля отстегивали нашим металлистам не очень-то щедро. Но на хлеб с маслом и икрой, а заодно на «Мерседесы» и красивую жизнь хватало.

Меэлис Лао, фото 2003 года.
По данным американской спецслужбы, Лао
является представителем петербургской
мафии в Эстонии и в числе прочего отмывает
для тамошних бандитов деньги.
Однако не все машины в 1992-1993-х годах благополучно доходили до Таллинна из пункта назначения. Некоторые из них тормозились в северо-восточной части Эстонии - в Ида-Вирумаа. Официальный повод: проверка стражами правопорядка законности перевозки. Неофициальный – возможность нажиться. Кому, вы поняли - тем же самым стражам правопорядка. Схема обработки доставщиков металла была очень проста: если не было документов, значит, металл изымался. Затем начиналась психологическая обработка: угроза составления протокола, порой даже – открытия уголовного дела. Как правило, при такой мрачной перспективе компромисс – добровольная сдача металла без всяких протоколов и допросов – казалась подарком Господа Бога.

А изъятый металл, как вы уже догадались, шел вовсе не в закрома казенных складов и обогащал не государственный бюджет. Операции с металлом позволили кое-кому из полицейских чиновников, занимавших ответственные посты сначала в Ида-Вируской префектуре, а затем и в Таллиннской полиции, сколотить немалый капитал, который надо было отмыть. Отмывка проходила без проблем. Ныне эти бывшие полицейские чиновники числятся в крупных ида-вирумааских бизнесменах, весьма почитаемых, например, Кохтла-Ярвеской горуправой, поскольку часть денег щедро отстегивается на предвыборные кампании. Однако до того как окончательно покинуть ряды полиции (не всегда добровольно), они использовали свои служебные мундиры, украшенные немалым количеством ромбиков, в качестве щита, ограждающего от слишком любопытных журналистов и следственных органов. В залы судов попадали лишь мелкие сошки, стащившие моток медной проволоки, чтобы на вырученные от ее продажи деньги прокормить голодных ребятишек или покутить в баре.

Юри Мыйз, фото 2003 года.
Сделки с металлом, возведенные в рамки закона, позволили прочно встать на ноги и экс-министру внутренних дел Эстонии Роберту Лепиксону, называемому не иначе, как «железный» Роберт и считающемуся одним из самых богатых людей в Эстонии. Ни в одной другой стране мира власть предержащие даже близко не допустили бы к креслу министра человека, чья репутация хоть чуть запятнана. А у нас - пожалуйста! И все потому, что в данном случае законы логики абсолютно неприменимы. Всем этим американцам и прочей «нечисти» не понять, что, как говорил Михаил Задорнов, бензин можно разбавлять мочой. Дополним: а ворованный металл принимать законно! В этом смысле мы – страна парадоксов.

Кстати, еще об одном парадоксе. В те годы, когда торговля металлом, которой занялись, соединяясь в дуэт, криминальный мир и государственные чиновники, приняла размах республиканского масштаба, в Эстонии началась «национальная» кампания, именуемая интеграцией, проходившая в горячей полемике и взаимных обидах русскоязычных на эстонцев и наоборот. Так вот, в криминальной сфере, как это ни парадоксально с обывательской точки зрения, ничего подобного не наблюдалась. Мафия - чем бы она ни занималась – металлом, наркотиками, оружием - интернациональна.

Эстонская мафия оперилась, быстро пройдя стадию трансформации из желторотого прожорливого птенца до ястреба-стервятника, предпочитающего всему остальному сырое окровавленное мясо, не так уж давно, но это не значит, что она в чем-то уступает российской, колумбийской или какой-то другой. Наука перебрасывать туда-сюда товар, убирать с дороги неугодных, отмывать деньги освоена блестяще. А началась эта наука с мелочевки: ширпотреб и переправка продуктов питания из Эстонии и в Эстонию. Потом - бензин. С наработкой опыта и ростом капитала пришел аппетит, и через «зеленые» коридоры таможен пошли вслед за металлом, автомобили и наркотики.

Имре Аракас. фото 2002 года.
По данным испанской полиции, наркосетью,
обеспечивающей безбедную жизнь в солнечной
Испании, руководит старая гвардия
- Тоомас Хелин, Янек Кукк и Имре Аракас.
Аракас до сих пор считает одноклассника
Марта Лаара своим другом.
Трагическая гибель парома «Эстония», унесшая сотни человеческих жизней, так и останется для нас под вуалью тайны. Вряд ли мир когда-нибудь узнает, действительно ли в его трюмах был ворованный металл, а на борту - партия наркотиков (предположительно – героина). Международная мафия, в которой задействованы все институты человеческого общества, сильна и беспощадна, она не даст приблизиться к этой разгадке.

Скандалы не утихают и по сей день. Информация, до определенной поры лежащая в закрытых сейфах под грифом «секретно», иногда - не случайно, разумеется – небольшими порциями выдается наружу. Выдается лишь тогда, когда какой-либо политической партии, владеющей компроматом, выгодно опорочить противника. Совсем недавняя история лишний раз подтверждает это: в апреле 2003 года доступными общественности стали факты отмывки миллионов крон через западные банки группой лиц, куда входил и бывший мэр Таллинна Юри Мыйз. Полиция считает, что экс-мэр был связан с главарями мафии Меэлисом Лао и неким Аракасом (последний проживает в основном за границей, но периодически посещает Эстонию). Сколько этих скандалов уже было и сколько еще будет!

Но, мы отвлеклись. Пора вернуться в начало девяностых, к истокам организованной преступности. Вряд ли мне удастся охватить проблему организованной преступности Эстонии в целом, да я и не ставлю перед собой такую задачу. Моя цель гораздо проще: показать ее эволюцию от начальной точки отсчета, которой можно считать развал Советского Союза, опираясь на те факты, которые мне хорошо знакомы по моей журналистской деятельности. Я постараюсь детально рассмотреть те криминальные группировки и их лидеров, которые существовали и существуют ныне в Ида-Вирумаа, делящем пальму первенства по мощи организованной преступности и количеству тяжких преступлений со столицей.

назад                                         Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: