воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Гитлеровская машина шпионажа: Лёгкие победы - Франция: звездный час генерала Лисса, Сражение с бумажным тигром, Последние части мозаики

продолжение...

Гудериан на своем командном пункте.
Видны работающие машины «Энигма»
Франция: звездный час генерала Лисса

Франция имела репутацию сильной военной державы, обладающей прекрасными разведслужбами, однако, как показали дальнейшие события, репутация эта была сильно и необоснованно раздутой. Немецкое командование, как и абвер с другими спецслужбами, относились к французам с преувеличенным уважением и страхом. Задача разгрома Франции на поле битвы разведок возлагалась на отдел «Иностранные армии Запада» под командованием генерала Ульриха Лисса и его подчиненных, майора фон Ксиландера и полковника графа фон Ренне (убежденного противника нацистов, впоследствии возглавлявшего отдел в 1943–1944 гг.).

Лисс верно рассудил, что у французов слабое командование и еще более слабое оснащение. Точную оценку французских вооруженных сил предоставил еще до начала войны агент абвера Фроге, работавший в комиссариате французской армии. Он показал, что французские резервисты плохо экипированы, не отличаются дисциплиной и слабо мотивированы. В дальнейшем Фроге докладывал, что военная промышленность Франции не только медлит с поставками оружия в войска, но и опаздывает с его производством. В конце концов французская контрразведка задержала шпиона, но к тому времени он уже передал в абвер много полезной информации.

Сражение с бумажным тигром

Поскольку Лисс пришел к неутешительному для французов выводу о состоянии их армии и военно-воздушных сил и их неспособности оказать серьезное сопротивление немецким танковым дивизиям, возникает вопрос: а что же хваленая линия Мажино, защищавшая восточную границу Франции? Лисс считал важнейшей своей задачей добыть как можно больше сведений об этой превозносимой всеми линии обороны. В период альянса с Францией в 1935–1938 гг. чехи имели доступ к этой системе укреплений, и после захвата архивов чешской разведки в апреле 1939 г. в руки немцев попало множество документов, имевших отношение к линии Мажино. Отдел Лисса создал подробные модели каждого укрепления и проводил по ним своего рода «ознакомительные туры» для немецких офицеров.

В самом начале войны у Лисса не было во Франции ни одного агента, как не было и сведений о развертывании на континенте британских войск. Ему пришлось полагаться на общую информацию о расположении французских частей. Но его людям удалось взломать армейские коды противника и постепенно выстроить точную картину боевых порядков противника, выявив при этом слабость 9-й французской армии в Арденнах. Когда Лисс показал карту начальнику штаба ОКХ генералу Гальдеру, тот сразу обнаружил изъян: «Вот их слабое место. Здесь мы должны продавить».
Центр Британской империи, местонахождение британского
правительства, Лондон 1940-х, вид с воздуха. Попытки немцев
проникнуть на территорию Британии во время войны
полностью провалились.

Информация Лисса была далеко не полной. Он не знал ни точного расположения французских резервов, ни их численности и не мог сказать, способны ли французы провести контрудары с юга против наступающих немецких танковых соединений. Опыт подсказывал Лиссу, что ни скорости, ни мощи французам не хватит. Это мнение подтверждали доклады полевых агентов абвера: французские части на линии Мажино не блещут высокой мобильностью, а значит, не смогут быть быстро переброшены в более уязвимый сектор. А ведь на линии Мажино, полагал Лисс, были сосредоточены лучшие французские соединения. Проведенная в январе 1940 г. воздушная разведка выявила тот факт, что 9-я французская армия не получила подкреплений и что командование союзников ничего не сделало для укрепления арденнского сектора. Обнаруженное Гальдером «слабое место» так и осталось слабым и, следовательно, вполне подходящим для крупномасштабного наступления.

Последние части мозаики

Полученные в марте 1940 г. новые данные показали, что французские резервы равномерно распределены за передовыми линиями. Судя по радиоперехватам, союзники по-прежнему оставались в неведении относительно намерений противника. Собранная за первые месяцы 1940 г. информация позволила Лиссу к концу апреля составить полную картину боевых порядков союзников, что в высшей степени необычно для ситуации военного времени.

Франция была разбита в ходе быстрой и блестяще осуществленной военной кампании, занявшей всего семь недель, с 12 мая по 25 июня. Британский премьер Уинстон Черчилль не мог поверить, что «австрийскому ефрейтору» удалось разгромить Францию за несколько недель, тогда как кайзер не смог сделать это за четыре долгих кровавых года. Большая заслуга в этой победе принадлежит отделу «Иностранные армии Запада» и генералу Лиссу. То был их звездный час, который уже не повторится.

«Свободная Франция»



назад                                         Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: