четверг, 19 декабря 2013 г.

Гитлеровская машина шпионажа: Островная крепость - Похищение в Голландии, Предатели в посольстве США, Дель Монте и «Правый клуб»

продолжение...

Вальтер Шелленберг родился в Саарбрюккене.
За легкий нрав и обаяние получил прозвище Полуфранцуз.
В его случае это был не комплимент, а скорее легкий намек
на некоторое непостоянство и ненадежность
Ах, Шелленберг, занимаясь этим делом столько, сколько занимаемся им мы с вами, 
розовых слонов начинаешь видеть повсюду!
Полковник абвера Гейдрих Шелленбергу (1943)

С британскими «кузенами» у немцев сложились довольно странные отношения любви-ненависти. Они уважали Британию как «германскую» державу. А почему бы и нет, если саксы родом из Северной Германии? Немцы восхищались британским стилем жизни, богатством, изысканными манерами, британской колониальной империей и преклонялись перед британской СИС. Канарис видел в СИС разведывательную организацию, подражать которой должен и абвер. Гейдрих почти по-мальчишески восхищался британскими шпионами, особенно загадочным основателем СИС Мэнсфилдом Смит-Каммингом, известным также как К. Подобно своему кумиру, он даже расписывался зелеными чернилами. Однако все это неумеренное восхищение трансформировалось в нечто иное, как только Британия посмела встать у Германии на пути.

Что касается британцев, то правительство Невилла Чемберлена в конце 1930-х надеялось, что какая-нибудь группа консервативно настроенных немецких генералов предпримет те или иные действия, дабы положить конец гитлеровскому безумию и свергнуть «австрийского беспризорника». Со своей стороны Гитлер, как и многие немцы, полагал, что Британия рано или поздно одумается и после краха Польши согласится на компромиссный мир. Разве не справедливо, чтобы англичане, имея полную свободу действий в своей империи, позволили Германии делать то же самое в Европе?

Широкое распространение подобных взглядов указывало на тот факт, что ни одна из сторон не понимала в достаточной мере душу другой. Ни один немецкий офицер, даже настроенный резко оппозиционно к правлению Гитлера, не был готов совершить акт государственной измены, приняв участие в заговоре с целью свержения канцлера и фюрера. В то же время и британцы становились непреклонными, упрямыми и даже фанатичными, когда их прижимали спиной к стене. В 1940-х гг. решимость британцев дать отпор Гитлеру неизменно возрастала и крепла, как и поддержка «войны до конца», пусть даже и не все соглашались с тезисом «драться до последнего человека», олицетворением которого являлся Уинстон Черчилль. В Британии не было сколь-либо влиятельной партии мира, как не было и политической группы, согласной вести серьезные переговоры с Гитлером.

В конце 1939 г. желание англичан привлечь на свою сторону немцев, готовых устроить антифашистский заговор, привело к крупному фиаско СИС в Нидерландах. Голландия долгое время служила для британской разведки чем-то вроде мостика на континент, и на то имелась серьезная причина. Она оставалась нейтральной страной, имела хорошие связи с Британией, ее население было преимущественно англофилами, и при этом Голландия находилась близко от Германии. Недостатком можно считать то, что в стране ощущалось и сильное немецкое присутствие. В Гааге подкупленный абвером агент-голландец местного опорного пункта СИС в течение немалого времени поставлял своим новым хозяевам подробную информацию о деятельности английской разведки. Другой двойной агент-голландец, значившийся в СД как Ф-479, выдал себя за немецкого двойного агента и даже убедил резидента СИС, майора Ричарда Стивенса, и его заместителя, капитана Сигизмунда Пейна Беста, в том, что связан с группой немецких оппозиционеров. Британцы тут же выразили готовность установить с оппозиционерами контакт. На самом деле агент был связан с СД и Вальтером Шелленбергом, который на пару с коллегой выступил в роли противников режима. Уверенные, что вышли на тех, кого искали, Бест и Стивенс назначили встречу в Венло, на приграничной голландской территории, и даже предложили Шелленбергу бежать в Лондон. Шелленберг был не прочь рискнуть и наладить контакт с СИС в Британии, но Гейдрих и Гиммлер отнеслись к такой идее настороженно и вместо поездки в Лондон приказали своему молодому и дерзкому товарищу похитить двух офицеров СИС.

Немецкий план был прост: заманить Стивенса и Беста в Венло и захватить их в момент встречи силами взвода специально отобранных Гейдрихом эсэсовцев, которые просто-напросто прорвутся через границу.

 Отель в Венло на голландской стороне голландско-немецкой границы, где в ноябре 1939 г. были захвачены британские офицеры - разведчики Бест и Стивенс
Похищение в Голландии

9 ноября, во второй половине дня, Шелленберг вошел в кафе городка Венло, где, заказав кофе, и провел в нервном ожидании следующие полтора часа. Англичане не появлялись, а присутствие голландских пограничников и полицейских только добавляло беспокойства. Наконец «бьюик» Стивенса и Беста выскочил из-за угла, на высокой скорости объехал кафе и резко остановился перед задним входом. Едва Шелленберг двинулся им навстречу, как эсэсовский грузовик, проломив пограничный барьер, влетел на голландскую территорию. Застигнутые врасплох, пограничники растерялись и помешать эсэсовцам, которые четко знали, что им нужно, не сумели.

За рулем автомобиля сидел Бест, но первым на происходящее среагировал голландский офицер-разведчик, лейтенант Коппенс, сопровождавший гостей из Британии. Выпрыгнув из машины, он выхватил служебный револьвер и уже собирался выстрелить в безоружного Шелленберга, когда увидел эсэсовский грузовик. Коппенс выстрелил в водителя, но не попал и тут же упал, раненный. Шелленберг побежал к своей машине, и подстреливший Коппенса водитель грузовика уже хотел выстрелить и в него, приняв по описанию за Беста, но тут вмешался командир взвода. Беста и Стивенса вытащили из «бьюика» и бросили в грузовик, который на высокой скорости пересек границу в противоположном направлении. Обоих доставили в Берлин для допроса. Гестапо и СД получили детальную информацию о структуре и подразделениях СИС, ее офисах, отделах и штате как в Лондоне, так и в других странах. Участвовавшие в операции эсэсовцы были приняты в канцелярии Гитлера, где удостоились личной благодарности фюрера и получили высокие награды – Железные кресты за храбрость. Немецкие газеты воспользовались успехом в Венло для новой волны пропаганды; для британцев же провал Стивенса и Беста означал, что скомпрометирована вся агентурная сеть СИС в Европе, управлявшаяся из Нидерландов. Потеря двух офицеров сильно подорвала моральный дух СИС. Горький опыт научил разведслужбу осторожности – в будущем МИ-5 избегала каких-либо контактов с германской оппозицией.

На протяжении 1940–1941 гг., в самые черные для Британии дни войны, США, оставаясь формально в стороне от конфликта в Европе, оказывали ей непрямую материальную поддержку и оставались маяком надежды. При этом далеко не все американцы были довольны этим фактическим союзом с англичанами.

Бест и Шелленберг



Предатели в посольстве США

В начале 1940 г. посол Соединенных Штатов в Париже Уильям Буллит предсказал, что Франция скоро падет, а Британия последует ее примеру и Чемберлена на посту премьер-министра сменит лидер Британского союза фашистов Освальд Мосли, который и заключит с немцами устраивающий обе стороны мир. Пораженческие настроения Буллита разделял американский посол в Лондоне Джозеф Кеннеди. Президент Рузвельт, проницательный знаток человеческой натуры, умело подбиравший нужных людей на ответственные посты, допустил серьезную ошибку, назначив Кеннеди. Англичане получили в качестве американского посла откровенного англофоба ирландского происхождения, человека с сомнительным прошлым, разбогатевшего в эпоху бутлегерства и известного своими возмутительными взглядами. Кеннеди не только предсказывал скорое падение Британии, но и утверждал, что страна достойна такой судьбы. В его докладах было полным-полно неточностей, измышлений и просто пораженческих слухов. Черчилль избегал Кеннеди, и его примеру следовало большинство членов кабинета. Чтобы не общаться через посла, Рузвельт направил к Черчиллю собственных представителей и установил прямую линию с Лондоном. Закончил Кеннеди тем, что его телефон прослушивался, а почта просматривалась МИ-5. Можно сказать, что к нему относились как к подозреваемому в шпионаже; в каком-то смысле он и был агентом. Агентом дурного влияния.

Дель Монте и «Правый клуб»

Но настоящим предателем в американском посольстве в Лондоне был не Джозеф Кеннеди. Им оказался Тайлер Кент, мелкий чиновник в отделе связи посольства. Неудовлетворенность – первый признак потенциального предателя. Образованный, с хорошими связями, представитель элиты Восточного побережья США, Кент был недоволен своим положением в посольстве. Работая в отделе связи, он имел доступ к расшифровкам разговоров президента и премьер-министра. Как и многие американцы, Кент был против вступления США в войну, и то, что он читал, ему не нравилось. В какой-то момент Кент начал копировать документы и прятать их в своей квартире, в коричневом кожаном портфеле. В начале 1940 г. он познакомился и подружился с Анной Волкофф, членом профашистского «Правого клуба», имевшей тесные связи с капитаном Рамсеем, основателем клуба и бывшим членом парламента от тори. Кент показал документы Рамсею и Волкофф, которые их сфотографировали. Волкофф затем передала информацию итальянскому военному атташе в Лондоне, дону Франческо Мариньяно, графу Дель Монте, который в свою очередь переслал сведения в Рим для дальнейшей переправки в Берлин.

Офицеры МИ-5 довольно давно вели наблюдение за Дель Монте и другими гостями «Правого клуба». Они знали, что Дель Монте знаком с Волкофф и подозрительно часто навещает кафе ее родителей в Лондоне, «Русскую чайную», где с ней для передачи документов встречается также и Кент. Собрав достаточно улик, МИ-5 решила действовать. Рано утром 20 мая 1940 г. офицеры СИС в компании офицера безопасности из американского посольства нагрянули к Кенту, проживавшему в центре Лондона, на Глостер-Плейс. Взломав дверь (Кент отказался открыть ее, когда они постучали), они предъявили ордер на обыск, в результате которого обнаружили почти 2 тысяч посольских документов, в том числе переписку Черчилля и Рузвельта. Когда Кеннеди рассказали о предательстве чиновника, он моментально уволил его, дав англичанам возможность отдать своего подчиненного под суд. Кента признали виновным и приговорили к семи годам тюрьмы за шпионаж.

назад                                         Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: