вторник, 24 апреля 2012 г.

Зачем нужно менять армию: реформирование вооруженных сил в мире

Руководства многих государств мира все чаще принимают решение о необходимости проведении реформ в военной отрасли. Это связано не только с последствиями мирового экономического кризиса, когда возникла необходимость сократить финансирование, но и с тем, чтобы сделать национальную армию более дееспособной, такой, чтобы она могла защищать территориальную целостность и интересы своего государства.

Не обошла стороной военная реформа и российские вооруженные силы. Еще в 2008 году Министерство обороны объявило о намерении провести самую радикальную реформу за всю историю существования армии. Эта реформа предусматривала не только сокращение определенных офицерских должностей, но и изменение самой структуры войск, реорганизацию воинских частей. Вместе с тем, руководство страны планировало выделить дополнительные средства на закупку новой военной техники и вооружения.

С самого начала реформа вызвала неоднозначные оценки не только в самих вооруженных силах, но и в целом в обществе.

Однако несмотря на это Д.Медведев, еще будучи на посту главы государства, заявил, что реформирование армии практически завершено. Таким образом, большая часть воинских частей готова приступить к выполнению задач в самые короткие сроки, а благодаря оптимизации межвидовой группировки войск и новой структуре округов значительно повысился уровень эффективности планирования и управлениями ими.

По его словам, за годы реформы в армию поставлялись только новые современные образцы техники и вооружения, их объем увеличился до 16 процентов. За это же время практически в три раза увеличилась интенсивность оперативной и боевой подготовки.

Напомним, реформа в российской армии началась еще в 2008 году. Согласно ей, до 2012 года численность российских вооруженных сил должна составлять 1 миллион человек. Кроме того, она предполагает переход с полковой структуры на бригадную. Кроме того, планировалось сократить порядка 200 тысяч должностей офицерского состава, ликвидировать корпус мичманов и прапорщиков (а это примерно 160 тысяч человек). За счет этого военное руководство планирует уменьшить процентную долю офицеров до 15 процентов вместо 32 и таким образом, сравняться с мировой практикой.

Все военнослужащие, которые будут уволены, смогут пройти переподготовку и получить невоенные должности. Кроме того, они получат жилье и материальную компенсацию.

А вот относительно перехода на контрактную армию, то в ближайшее время этого не будет. В военном ведомстве говорят о постепенном увеличении количества контрактников, соответственно, число призывников будет уменьшаться. Таким образом, в ближайшие годы число контрактников в российской армии составит порядка 425 тысяч человек.

Каким образом проводилась реформа в других странах? Несколько примеров проведения военной реформы за рубежом мы рассмотрим ниже.


Так, военная реформа была проведена и в немецких вооруженных силах. Руководство страны в 2010 году одобрило план шестой военной реформы, которая проводилась с момента объединении ГДР и ФРГ в 1990 году. Эта реформа наиболее масштабная. Не считая определенных организационных моментов, ее основными положениями стали уменьшение численности личного состава, а также изменение комплектования. В июле 2011 года был остановлен призыв на срочную службу, несмотря на то, что положение о воинской повинности сохранился в Основном законе страны.

Численность личного состава, согласно реформе, должна сократиться до 185 тысяч человек, из которых только 15 тысяч будут добровольцами, а 170 тысяч – профессионалами. Запланировано также и сокращение численности гражданского персонала более чем на 20 тысяч человек. Важный аспект реорганизации – расширение доступа для женщин. В первую очередь реформирование коснется штабных работников, управленцев, а также военнослужащих с большим стажем, для которых была разработана система социальной поддержки. А для того, чтобы привлечь в армию больше молодых специалистов, разработана система премий и повышена заработная плата.

Главной целью реформы является необходимость приспособления армии к новым принципам поддержания безопасности в мире. О необходимости реформирования вооруженных сил неоднократно заявляла Ангела Меркель, подчеркивая, что армия должна быть готова к выполнению операций за пределами государства, связанных с борьбой против терроризма.

Новая военная реформа укладывается и в политику сокращения государственного финансирования, поскольку с ее помощью планируется сократить затраты на 8 миллиардов долларов до 2014 года.

Несмотря на большое количество положительных моментов, некоторые эксперты опасаются, что немецкое военное ведомство не сможет набрать необходимое количество специалистов, поскольку большинство контрактников пришли на службу только благодаря воинской повинности. Кроме того, могут возникнуть проблемы и с альтернативной службой, поскольку мало кто согласится идти работать в дома престарелых или больницы.

В целом же, реформирование Бундесвера имеет своей целью повысить статус Германии в НАТО, а также намерение стать базой единых сил безопасности Европы.


Несколько другая ситуация сложилась в Японии. В стране, согласно Конституции, запрещено ведение войн и создание армии. Поэтому на современном этапе развития японские силы самообороны – это, де-юре, не совсем вооруженные силы (хотя де-факто так не скажешь). Да и Министерство обороны здесь появилось только в 2007 году. В конце 2010 года военное ведомство представило программу национальной обороны, основным пунктом которой стала необходимость реформирования вооруженных сил. Согласно ей сухопутные войска должны стать более мобильными. Достичь этого предлагается за счет уменьшения количества воинских частей с тяжелым вооружением, а также реорганизации системы управления. Для морских сил приоритетная задача - это объединение эсминцев, находящихся в разных акваториях, в тактические мобильные группы, а также развитие подводного флота. В военно-воздушных силах реформирование не столь значительное, оно ограничивается изменениями организационно-штатного характера.

На сегодняшний день Япония продолжает развивать свою военную мощь. Государство занимает пятое место в мире по количеству расходов на эту отрасль (ежегодно они составляют порядка 44 миллиардов долларов). Примечательно, что в этом плане Япония обогнала даже Германию, пропустив вперед только Соединенные Штаты Америки, Великобританию, Китай и Францию. А если принимать во внимание, что в последних двух государствах бюджеты на военный комплекс урезаются, то не исключено, что вскоре Япония сможет выйти на третье место, и сможет соперничать с Китаем за второе.

Сегодня на вооружении японской армии находятся авианесущие корабли, современная система противоракетной обороны. Необходимо отметить, что большую часть военных нужд страна обеспечивает своими силами. Более того, все чаще звучат призывы отказаться от ограничения на ввоз оружия. Единственное, чего пока нет в стране – это ядерное оружие, однако все необходимые технологии для его создания присутствуют.

В вооруженных силах Японии насчитывается 240 тысяч человек. Боевая техника регулярно обновляется. Так, к примеру, в военно-морских силах есть порядка 250 боевых кораблей, а также вспомогательных катеров и судов. Среди них есть и 4 флагмана – это эсминцы-вертолетоносцы, которые одновременно могут выполнять функции десантных и авианесущих единиц. Кроме того, в наличии имеется еще и 40 эсминцев. При этом представители власти всерьез думают о необходимости возрождения мобильных десантных подразделений, которые, как правило, используются для захвата прибрежных территорий противника.

Общий объем финансирования реформы армии Японии составляет около 285 миллионов долларов.


Литва после выхода из состава Советского Союза вынуждена была приступить к реформированию своих вооруженных сил, поскольку это был один из основных элементов евроинтеграции. В 1994 году правительство страны подало заявку на вступление в Североатлантический альянс, а спустя 10 лет, в 2004 году, страна стала членом НАТО. Завершение реформирования литовских вооруженных сил намечено на 2014 год. К этому времени планируется создать компактную мобильную армию, которая бы полностью отвечала стандартам НАТО и была способна принимать участие во всех проводимых альянсом операциях. За период с 2005 по 2012 год численность армии сократилась более чем на 5 тысяч человек. Таким образом, на сегодняшний день в составе ее насчитывается порядка 14,5 тысяч военнослужащих. При этом если раньше количество призывников составляло 3,3 тысячи человек, то на сегодняшний день это число значительно меньше – всего 110 человек. То есть литовская армия перешла практически полностью на профессиональную основу. В прошлом году срок службы был сокращен с 12 до 9 месяцев, а продолжительность базовой военной подготовки составляет всего лишь 90 дней вместо 150. Среди призывников предпочтение отдается добровольцам, а если случится недобор – выбор осуществляется при помощи жребия.

Реформирование вооруженных сил предполагает оснащение их современными образцами военной техники и вооружений. Так, на базе бригады «Железный волк» планируется создание механизированной бригады, формирование батальона связи.

Таким образом, литовская армия – это мобильная, хорошо оснащенная и вооруженная военная организация, которая способна защитить территориальную целостность государства, а также оказать помощь союзникам в случае необходимости.


Что касается вооруженных сил Китая, то в последнее время программа ее реформирования стала приобретать конкретные очертания. В Пекине был обнародован доклад о политике правительства в области обороны под названием «Белая книга». Согласно ей, основная задача, которая выдвигается перед национальной армией, это поддержание стратегии активной обороны, которая подразумевает повышение уровня боеспособности вооруженных сил при численном их сокращении и одновременном оснащении новейшими видами вооружений. Сокращение планируется в основном в сухопутных войсках. Вначале их численность сократится до 1,8 миллионов человек, а со временем сокращение составит еще 30 процентов. В это же время планируется расширение военно-воздушных, военно-морских сил, СРВ, создание мобильных сил для проведения операций в локальных конфликтах. Со временем в эти мобильные группы планируется включить часть сил флота и ударную авиацию.

Реформирование военно-воздушных сил и противовоздушной обороны составляет приоритет в развитии китайской армии в целом. Подобный подход является результатом убежденности правительства в решающей роли авиации в возможных военных конфликтах. Поэтому большое внимание уделяется экспорту российских современных истребителей Су-30МК2, Су-30МКК, производству лицензионных самолетов Су-27, а также разработку современного авиационного оружия.

Помимо этого, в Китае осуществляется и модернизация системы противовоздушной обороны и флота. С этой целью активно закупаются зенитно-ракетные комплексы российского производства Тор-М1, С-300ПМУ1, а также создаются собственные зенитно-ракетные системы.

Реформирование вооруженных сил коснулось и офицерского состава. Был взят курс на омоложение личного состава, а также на введение новых воинских званий. Изменения произошли и в системе военного образования.

Большое внимание в процессе реформирования оборонного комплекса уделяется и экономическому обеспечению готовности государства и развитию военного производства, которое должно удовлетворить нужды в военной технике и вооружении не только в военное, но и в мирное время.


В Южно-Африканской Республике, после падения «апартеида» в 1994 году, в армии появились первые формирования чернокожих. Таких подразделений было всего 7: «Африканский национальный конгресс», «Панафриканский конгресс», «Инката» и четыре армии бантустанов. Таким образом, в составе новой армии насчитывалось порядка 80 тысяч военнослужащих старых вооруженных сил, 34 тысячи бывших повстанцев и примерно 11 тысяч бантустанов. При этом средний и высший офицерский состав был представлен белокожими, а рядовой и сержантский состав – чернокожими.

Основная задача реформирования армии состояла в том, чтобы скорректировать расовый и возрастной дисбаланс. Добиться этого планировалось за счет проведения ускоренных курсов и программ повышения квалификации. На 2011 год немногим более 70 процентов военнослужащих составляли чернокожие, около 15 процентов – белые, примерно 12 процентов – «цветные» и чуть более 1 процента – азиаты. Что касается рядового состава, то по-прежнему основной контингент (порядка 90 процентов) составляют чернокожие, в лейтенантском корпусе их численность возросла до 57 процентов, а среди подполковников – до 33 процентов.

Военное руководство уверено в том, что военно-воздушные силы не могут в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи, поскольку на вооружении имеют в основном устаревшую технику. Поэтому в процессе реформирования большое внимание уделяется реорганизации именно ВВС. Это, в частности, модернизация самолетного парка, внедрение вычислительной техники для обеспечения автоматизации обслуживания. Помимо этого, руководство страны не обходит вниманием и повышение возможностей систем противовоздушной обороны – в частности, развертыванию системы обнаружения низколетящих объектов вблизи границ страны. В процессе перевооружения военно-морских сил (в частности, морской авиации) ЮАР возлагает большие надежды на Соединенные Штаты Америки.

Таким образом, все реформы вооруженных сил, которые были освещены в статье, характеризуются сокращением численности личного состава вооруженных сил, внедрением передовых систем управления войсками, новейших систем вооружения и техники, переходом на профессиональную комплектацию армии. Надеемся, что и реформа нашей армии будет идти по таким принципам.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: