понедельник, 23 апреля 2012 г.

Мелитта фон Штауффенберг - "загадочная амазонка" Гитлера

Ее можно было бы назвать "нацистской Гризодубовой". В "третьем рейхе" она испытывала бомбардировщики Ю-87 и считалась главным специалистом по пикирующим полетам.

Тоталитарные режимы очень любят летчиков и летчиц, скорее всего, потому, что те как бы демонстрируют реальный процесс достижения сияющих вершин, к которым ведет восторженные народы та или иная "единственно правильная идеология". Свои авиагероини были и в "третьем рейхе". Об одной из них - пожалуй, самой загадочной - сейчас написана книга.

"Небесной амазонкой Гитлера" назвал героиню этой книги, графиню Мелитту фон Штауффенберг (Melitta von Stauffenberg) один из немецких рецензентов, которого, как и других его коллег, больше всего поразило совершенно невероятное сочетание: "полукровка первой степени" по нацистской терминологии, то есть "унтерменш" ("недочеловек"), она же - кавалер "Железного креста", особо доверенный летчик-испытатель на службе "третьего рейха", она же - свояченица одного из организаторов заговора против Гитлера, взорвавшего "фюрера" в его ставке...

Теория и практика

"Мелитта фон Штауффенберг - уникальное явление, - подчеркивает автор книги, - и настоящая загадка". Женщины во главе воздушных экипажей и сегодня в мире наперечет. А Мелитта стала командиром экипажа еще в 1937 году. К тому времени она уже освоила самолеты всех типов, включая гидропланы. Кроме того, была одной из немногих женщин, получивших диплом физического факультета. Она специализировалась на самолетостроении и родственных инженерных науках. Именно это - тоже редкостное - сочетание теории и практики, таланта и дерзости летчицы с высокой технической квалификацией делало Мелитту фон Штауффенберг исключительно ценным экспертом-испытателем.

Она испытывала различные системы и полетные качества пикирующего бомбардировщика Ю-87. "Штука", - под таким "именем" он стал известен (можно сказать, печально известен) во время войны. "Stuka" - это сокращенное от Sturzkampflugzeug, "пикирующий боевой самолет". Тихоходный, с относительно слабой огневой защитой, Юнкерс-87 с лихвой компенсировал свои недостатки высокой точностью бомбометания с помощью пикирующей бомбардировки.

Мелитта фон Штауффенберг как раз и была экспертом по пикирующим полетам. Офицерского звания она не имела. В люфтваффе ее не взяли из-за того, что родители ее отца были евреями. Они, кстати, переселились в Германию из Российской империи, из Одессы. И хотя отца Мелитты крестили, а мать ее вообще была "чистокровной" немкой, по расовым нацистским законам она считалась "неполноценной". Но к испытательным полетам ее допустили, и Мелитта выполняла их с невероятным рвением. В день она совершала до 15 заходов в пике. Физическая нагрузка была колоссальной (в течение считанных секунд самолет падал с высоты 5000 до 1000 метров), но летчица прекрасно справлялась и с перегрузками, и с технической стороной испытаний.

Лишь одна у летчика мечта...

О том, что она испытывает боевые машины, чтобы сделать их более совершенным орудием убийства, Мелитта, похоже, не думала. "Летать - вот что было для нее главным, - пишет автор книги Томас Медикус (Thomas Medicus), - идеология ее явно не интересовала".

Небо было стихией Мелитты, ее страстью, ее зависимостью. Именно поэтому она, вообще-то равнодушная к наградам, с таким удовольствием описывала прием у Геринга в 1943 году, на котором рейхсмаршал, всегда благоволивший к Мелитте как бывший летчик, вручил ей "Железный крест" второй степени: "Нам подали первоклассный кофе со сливками, ликером и коньяком. Было очень уютно, шла приятная беседа, мы шутили, атмосфера была искренней, теплой, сердечной". Скорее всего, именно Геринг помог немецкой Гризодубовой получить в 1940 году удостоверение "чистокровной арийки", которое давали "полукровкам первой степени" лишь в исключительных случаях.

Была ли Мелитта посвящена в планы заговора против Гитлера 20 июля 1944 года? Томас Медикус убежден, что она ничего о заговоре не знала, как и ее муж Александр, профессор древней истории и родной брат полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга (Claus Schenk von Stauffenberg), совершившего покушение на Гитлера. Тем не менее, всех членов семьи Штауффенбергов арестовали, в том числе и Мелитту, но ее после полутора месяцев допросов в гестапо выпустили. Как говорится: все для фронта, все для победы. Мелитте надо было доводить "до ума" первый реактивный боевой самолет Ме-262, который выходил в серийное производство.

Мелитта вместе с мужем Александром фон Штауффенбергом
На приеме у палача

Однако война близилась к концу, испытательные полеты стали невозможны. Но графиня Шенк (так ее теперь звали, поскольку "проклятую" фамилию Штауффенберг нацисты запретили ей носить) занялась не менее опасным делом, чем пикирующие полеты. Она хлопотала за арестованных родственников, носила им передачи, ходила "по инстанциям", добиваясь свидания с мужем. "Светилась", как сказали бы сегодня. Дочь еврея, свояченица казненного заговорщика, Мелитта не побоялась пойти на прием даже к самому Гиммлеру, палачу и фанатику расовой "чистоты". Бесполезно.

8 апреля 1945 года Мелитта фон Штауффенберг вылетела на маленьком самолете в Пфальц, куда гестапо перевезло из Берлина ее мужа. Она стала легкой добычей для американского истребителя. Мелитта умерла от ран. Ей было всего 42 года. Остались легенды о своенравной, отважной женщине, любившей небо и поэтому закрывшей глаза на преступления диктатуры, соучастницей которых она стала.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: