среда, 9 мая 2012 г.

"о`Город": Поздравляем с Великой Победой!


Специальный выпуск, приложение к "о`Город" №18 (399) (распространяется бесплатно).


По мотивам поздравления, Павел Клоков, "Эхо недели".

Страница 1
Поздравляем с Великой Победой!

В нарвском небе рассыпалась стая, растворившись вновь в солнечном дне. Синим цветом 9 Мая здесь ... в чёрно-белом календаре.
И на площади ели шумели... Лишь у деда медали опять на груди алым цветом блестели, словно память нам била в набат.

И поставив букет в уголочек, отчего-то вздохнул ветеран. И соседка поет про платочек под надрывистый старый баян.

По округе смеются студенты, и на площади люди гурьбой. И у всех полосатые ленты и спокойствие над головой. Но и в нежность весенней погоды, когда воздух особенно тих, вспоминаются страшные годы и улыбки друзей фронтовых.

...По окопу проносится пламя и пощечиной бьет по лицу. Медсестра с молодыми руками поправляет повязку бойцу. А бойцу снится мама родная, он во сне даже с ней говорит. В майском небе рассыпалась стая, и на землю упал Мессершмитт. Полетели снаряды, как стрелы. Надо выжить опять до утра. Перебежки, бомбежки, обстрелы и безумные крики «ура»! Вот последний отрезок остался, и вернется назад батальон...

Но на сцене внезапно раздался чей-то радостный крик в микрофон:

- Поздравляем с Великой Победой в самой страшной жестокой войне!

И вдруг замерли все наши деды, и мурашки пошли по спине.

Но прошла тишина гробовая и опомнился тысячный люд. В майском небе рассыпалась стая... и над городом грянул салют! И наивным восторженным взглядом устремилась в огни детвора. И почти как тогда, в 45-м, закричали все дружно «ура»!

Ветераны под залпы салюта опустили тихонько глаза. Почему-то в такие минуты им тревожно смотреть в небеса. То ли чудится мама родная, то ли будто опять Мессершмитт распугает горящую стаю и на площадь сейчас угодит.

- Поздравляем с Великой Победой в самой страшной жестокой войне!!

И заплакали все наши деды, и мурашки пошли по спине.


Из истории
68 лет назад комсорг стрелкового батальона Валентина Полежаева вывесила на стене Ивангородской крепости самодельный красный флаг. Кусок материи она примотала к древку телефонным проводом. На следующий день, 26 июля, советскими частями была освобождена Нарва. Нарвская операция не так хорошо изучена, как, например, Синявинская или даже Ржевская. Здесь погибло меньше, но даже эти цифры ужасают. По разным подсчетам при взятии двух маленьких городков полегло от 80 до 120 тысяч советских солдат. Такой разброс объясняли несовершенной системой учета личного состава в годы войны, а порой и просто - равнодушием.



Страница 2
Танк Т-34 под Нарвой. Как это было.

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Анна Ахматова, 1944

Монумент "Танк Т-34" поставлен в память о форсировании советскими войсками реки Нарова 25-26 июля в ходе Нарвской наступательной операции Ленинградского фронта в 1944 году. "Нарвский танк" - это единственный подобный памятник времен Великой Отечественной войны, сохранившийся на территории Эстонии.

Foto: STENA.EE
Немецкое командование с 1943 года силами военнопленных и гражданского населения начало возводить по правобережью реки Нарова, оборонительную линию «Пантера», являвшейся частью «Восточного вала». Вдоль переднего края шла сплошная линия траншеи полного профиля, за ней - вторая, местами - третья, четвёртая, и т.д. На расстоянии 30-60 метров располагались доты, дзоты, пулемётные гнёзда. Гитлеровское командование считало оборонительный рубеж, построенный на Нарвском перешейке неприступным, заявляло, что на реке Нарове создан «железный барьер», который большевикам не удастся преодолеть.

Плотность пехоты противника достигала 12-13 тысяч на участок фронта в 2-3 километра. Всего же, на 50 километровом участке фронта, немецкое командование сосредоточило около 100 тысяч солдат и офицеров, более 1500 орудий и миномётов, свыше 100 танков и штурмовых орудий. На близлежащих аэродромах базировалось 180 бомбардировщиков и 220 истребителей. Прорыв этого мощнейшего рубежа продолжался почти семь месяцев.

Еще в середине февраля 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов в ходе Ленинградско-Новгородской операции вышли на рубеж река Нарова на всей длине правого берега, захватили плацдарм на левом берегу реки Нарова, но овладеть городом Нарва не смогли.

Наступательная операция войск Ленинградского фронта была проведёна с 24 по 30 июля 1944. Главной ее целью был разгром нарвской группировки немецко-фашистских войск, освобождении города Нарва и, как следствие, создание выгодных условий для последующего наступления на территории Прибалтики.


К началу операции на нарвском направлении оборонялись 5 дивизий и 2 моторизованных бригады оперативной группы «Нарва», входившей в немецкую группу армий «Север». Командование Вермахта, стремясь не допустить прорыва советских войск в Прибалтику через Нарву, подготовило здесь мощную многополосную оборону с развитой системой траншей и ходов сообщения, большим количеством дзотов и дотов. В район Нарвы были выдвинуты интернациональные (именные) подразделения Waffen SS: бригада "Nederland" и дивизион "Norland", 5-я добровольческая штурмовая бригада "Wallonien", 20-я (эстонская) дивизия SS, батальоны "Mattis", "Fellin", "Langemarck", зондербатальон "Narva", а также приданные Waffen SS номерные эстонские полицейские батальоны.

Нарва. 24-30 июля 1944 года.
Командование Ленинградского фронта (командующий, генерал армии Л. А. Говоров) возложило осуществление Нарвской операции на войска 2-й ударной, 8-й общевойсковой и 13-й воздушной армий. К операции привлекались также часть сил Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) (командующий, адмирал. В. Ф. Трибуц), в т. ч. 9-я штурмовая авиационная дивизия, два штурмовых авиационных полка и береговая артиллерия.

Замысел операции заключался в том, чтобы одновременными ударами с севера, через реку Нарова, силами 2-й ударной армии под командованием генерал-лейтенанта И. И. Федюнинский и с юга, с нарвского плацдарма, силами 8-й армий под командованием генерал-лейтенанта Ф. Н. Старикова, выйти в тыл группировке противника, оборонявшей город Нарва, окружить и разгромить её, освободив город.

1944, переправа советских войск через реку Нарова, на заднем плане виден полуразрушенный Нарвский замок.
Наступление началось рано утром 24 июля 1944 года. Первыми после артиллерийской и авиационной подготовки нанесли удар войска 8-й армии. Их продвижение в северо-западном направлении создало угрозу путям отхода противника и вынудило немецкое командование начать отвод своих войск из-под Нарвы. В связи с этим, с утра 25 июля, не ожидая выдвижения соединений 8-й армии на предусмотренный планом рубеж в районе Аувере, в наступление перешла 2-я ударная армия. Её соединения при мощной поддержке артиллерии и авиации, а также кораблей КБФ форсировали Нарову, овладели западным берегом реки, а затем, развивая успех, к утру 26 июля, при содействии войск 8-й армии, освободили город Нарва. В ходе дальнейшего наступления сопротивление врага резко возросло, и советские войска, отбросив его на 20 км к западу от Нарвы, прекратили наступление.

В результате Нарвской операции советские войска нанесли поражение нарвской группировке противника, значительно расширили плацдарм на левом берегу Нарвы и улучшили своё оперативное положение для последующего удара в целях освобождения советской Прибалтики. Своим наступлением они содействовали развитию успеха 3-го Прибалтийского фронта на тартуском направлении (Тартуская операция, 1944).


Сгоревшая "пантера" на Таллинском шоссе на фоне Петровской площади Нарвы. 1944 год.
Аэрофотосъёмка Нарвы, 1944 год.
Войскам, участвовавшим в освобождении Нарвы, приказом ВГК от 26 июля 1944 г. объявлена благодарность, а в Москве вечером этого дня дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. За умелые боевые действия и героизм личного состава 28 частей и соединений были удостоены почётных наименований "Нарвских", а шесть награждены боевыми орденами.

На месте одной из переправ 2-й ударной армии генерала Федюнинского через реку Нарова в честь 25-летия Победы 9 мая 1970 года был открыт памятник «Танк Т-34». Стальная машина установлена на доломитовом постаменте высотой 2,2 метра примерно в шести с половиной километрах от центра Нарвы справа от шоссе Нарва - Нарва-Йыесуу.

Из истории
Известно, что потери были огромными. Но точных данных о погибших нет и быть не может. Доказательство тому - Василий Карзанов, ныне житель Эстонии.

Василий Карзанов, нарвский ветеран Великой Отечественной войны:
«По официальным документам, в бою 25 июля снайпер 380-ого полка, то есть я, погиб. Я был ранен, попал в госпиталь, позже пришлось участвовать в штурме рейхстага, и только недавно я узнал, что всё ещё считаюсь погибшим».



Страница 3
Страница
"Вот солдаты идут,тихо песню поют.."




Из истории
Не многие знают, но погибшая под Любанью, вторая ударная армия печально известного генерала Власова была укомплектована заново и до самой победы героически сражалась под командованием генерала Федюнина. Его землянка находилась на переднем краю. Прямо на берегу реки Нарова.

Нарву и Ивангород взяли в клещи восьмая и вторая армии. На другой стороне реки стояли отборные немецкие части. Гитлер называл эти земли «исконно германскими» и выражение «ожесточенные бои» в данном случае - не просто штамп «Совинформбюро». 



Страница 4
Отрывки из книги "Дороги, которые выбрали нас..."
(об известных жителях Нарвы — участниках Великой Отечественной войны)
Воспоминания нарвитян о войне

ВАГАНОВ НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ
Родился 9 декабря 1919 г. в деревне Моложва Печорского уезда Псковской губернии (с 1920 г. - Петсеримааский уезд Эстонской
Республики)

- Когда мы находились еще под Кингисеппом, нам уже были слышны отдаленные взрывы. Это немцы взрывали Нарву. Уже потом, в марте 1944 года, началась бомбардировка города, после которой там вообще почти ничего не оставалось. Сначала освобождение Эстонии планировалось в виде наступления через Великие Луки и Псков. Но потом приняли решение вести наступление через Нарву. Эстонский стрелковый корпус в полном составе в первоначальных боях не участвовал. Участвовали отдельные артиллерийские и танковые подразделения, в том числе и моя минометная рота. Когда мы зашли в город, он был весь разбитым. Оставалось там всего несколько домов. Но в бомбежках была необходимость. Это сейчас об этом легко го¬ворить: мол, разрушили, когда в этом не было необходимости. Любая война не обходится без бомбежек, без калек, без пленных, без раненых и убитых!


ЕВДОКИМОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Родилась 5 сентября 1923 года в г.Нарве Эстонской Республики.

Вера Евдокимова (вторая слева) в годы войны, 1942
После боев за Великие Луки части Эстонского корпуса были переброшены сюда. Вера Евдокимова воевала в составе артбатареи. Уроженка Ивангорода закончила свой боевой путь там, где и начала. Не частый для санитара случай - медаль за отвагу и орден Отечественной войны. Говорит, освободила свой город - и хватит.

Вера Евдокимова, ветеран Великой Отечественной войны:

«И дальше не пошла, я смеюсь. 26-ого, когда Нарву освободили, я в Ивангород пришла посмотреть, дом был, видимо, бомбежкой уничтожен, где я была, новая была. Вот улица Гагарина, 88, я до сих пор адрес помню».

ЖУРАВЛЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЖУРАВЛЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1916-2003)
Родился в 1916 г. в деревне Князь-Село Эстляндской губернии

Если не ошибаюсь, мастер Д. Кузьмин пришел в наш приготовительный цех и предложил вступить в нарвский истребительный батальон. Причем предупредил, что дело это опасное, и слабонервных заранее просят не бес¬покоиться. 6-го июля мы уже были бойцами-истребителями. Нас вооружи¬ли винтовками. С обмундированием было плохо, и мы ходили в гражданском - кто в чем. Только милиционеры щеголяли в своей полной форме.

Война настигла нас в самый неподходящий момент. Как-то мы шли строем из бани распаренные, довольные, с подъемом пели песни. И вдруг, откуда ни возьмись, немецкие бомбардировщики. По команде мы укрылись в канавы. Самолеты ожесточенно бомбили вокзал, железнодорожные пути, весь город. Нарва горела. После отбоя мы убирали раненых, трупы многих убитых и думали о том, что самые серьезные испытания еще впереди. И все-таки никто не попятился, не уронил чести кренгольмцев.

Когда выявилась необходимость подавить бандитские вылазки в районе поселка Вийвиконна, ко мне подошел Ленонид Голубев, односельчанин, и спросил: «Не струсишь?» Я ответил, что нет. Точно так же держались и все мои товарищи.

Мы выполнили боевое задание, выловив более 20 вооруженных банди¬тов. Затем последовали и другие задания.

Потом против немцев, вышедших на правый (российский) берег реки Наровы, держали оборону по линии Васк-Нарва - Городенка. На левый берег врага мы не пустили, пока не пришло распоряжение переправиться на Ивангородскую сторону. Там, на Кейкинском шоссе, нам объявили о сформи¬ровании Нарвского рабочего полка. Мы по-прежнему оставались в рабочей одежде, что вполне соответствовало нашему названию: рабочий полк.


КРУГЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
КРУГЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1922-2002)
Родился 4 октября 1922 года в городе Нарве Эстонской Республики.

В июле 1944 года Круглов вошел в освобожденную Нарву. Об этом он позднее вспоминал:

- Какую картину я увидел, вступив в родной город 26 июля 1944 года? Груду развалин в районе старого города, горящий пустырь вокруг и только частично сохранившийся район Кренгольма. Я воочию мог сравнить Нарву и Сталинград. И Нарва, скажу вам, выглядела более разрушенной. Только в старом городе и частично в центре возвышались остовы каменных зданий, остальные деревянные постройки были сожжены начисто. С Петровской площади просматривалось все вокруг.

РООЗИ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
РООЗИ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
Родился 23 мая 1918 года в деревне Венкуль (тогда - Наровской волости Ямбургского уезда Петроградской губернии).

- Я был одним из последних бойцов Нарвского истребительного батальона, покинувших Нарву (1941). Отступать мы начали по так называемой Крикковской дороге. К тому времени до нас дошли слухи, что Кингисепп уже находится в руках у немцев. Влившись в состав Нарвского рабочего полка, мы сумели выбить немцев из Кингисеппа. Взятие города далось нашему под-разделению большой ценой. Все придорожье у деревни Касколовки (это было совсем недалеко от города) было усеяно трупами наших солдат. Там мне даже довелось выносить из под обстрела одного тяжелораненого парня, коренного усть-нарвитянина Лоцмана. Ему повезло в буквальном смысле слова: как только я перевязал его раны обрывками своей одежды, его сразу подобрали санитары. Ведь немцы наших бойцов только расстреливали и в плен никого не брали.

СОКОЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
СОКОЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
(1919-2002)
Родился 8 марта 1919 года в деревне Абаково Угличского уезда Ярославской губернии

- Нарву же освобождали очень тяжело. Южнее Нарвы была устроена переправа. Командир нашего полка товарищ Киселев не рассчитал, что наши части при переправе на другом берегу могут напороться на немецкую засаду - так и получилось. Переправу немцы разгромили, много погибло солдат. Форсирование пришлось срочно прекратить и вторую переправу организовать в районе так называемого Царского острова. Я как раз участвовал в той переправе. Вошли мы в город, а он весь горел. Все было в развалинах. Почти ни одного жилого здания, кроме казарм комбината «Кренгольмская мануфактура». Немцы при отходе взрывали все, что можно было взорвать, и сжигали все, что было можно сжечь. Вот в каком состоянии мы застали и Нарву, и Усть-Нарву

При освобождении же Усть-Нарвы запомнилось следующее, - продолжал Соколов. - Сначала переправились танки. Один офицер, который обеспечивал переправу на понтонах через реку Нарову, вперед пропустил танки, а потом уже пошла пехота, в том числе и наш 2-й пограничный батальон. Полковая разведка доложила, что в Усть-Нарве, там, где сейчас находится санаторий, жила семья одного эсэсовского генерала от инфантерии. И перед нами была поставлена задача: захватить этого генерала в плен! Но он удрал вместе со своей семьей за час до того, как была взята Нарва. А потом немцы закрепились уже на Синимяэских высотах. Там был танковый бой.


Скачать книгу можно здесь
Героями вышедшей книги стали известные нарвские участники войны и не проживавшие в Нарве постоянно почетные граждане города. Причем известные не только боевыми биографиями, но и послевоенной деятельностью.

Около 8 лет Илья Вершинин занимался сбором информации для своего 350-страничного сборника статей, встречался с ветеранами, работал в архивах. За это время половина героев книги ушла в мир иной, не дождавшись ее появления. В то же время живы еще очень многие из участников войны, чье имя не появилось на страницах сборника - все-таки в Нарве проживает почти 300 ветеранов.

Илья говорит, что у него есть большое желание продолжить работу, опубликовать вторую часть «Дороги, которые выбрали нас...», благо, что издание изначально задумывалось как двухтомник, и материалов было собрано больше, чем вошло в изданную книгу.

Другие номера еженедельника:
"о`Город" №18: Внутригосударственная холодная война
"о`Город" №17: Центристы, удивите нас снова!
"о`Город" №16: В мутных водах Narva Vesi
"о`Город": Специальный выпуск: "Городок" наш ого-го-го...
"о`Город" №15: После «бронзовых событий» русские стали мудрее
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: