понедельник, 16 мая 2011 г.

РОНА - "Русская освободительная народная" армия.

С ноября 1941 года по август 1943 года на территории оккупированной части Советского Союза существовало очень интересное образование, больше похожее на обмельчавшую копию Вишиской Франции (немногим по более Бельгии).


В результате стремительного наступления немецких танковых армий летом и осенью 1941 года, советские органы власти оккупированных районов нынешних Орловской и Брянской областей прекратили существование. Почти за две недели до появления танковой дивизии в Локте, в состоянии полной неопределённости собрались сельские и деревенские старосты и большинством голосов приняли решение назначить «губернатором Локтя и окрестной земли» инженера завода по производству спирта Константина Павловича Воскобойника, а его заместителем Бронислава Владиславовича Каминского. Для поддержания порядка был сформирован отряд милиции, численностью свыше 100 человек.

Командир авангардного отряда немецких танкистов утвердил Константина Воскобойника, как уполномоченное лицо, в должности обер-бургомистра (более высокая должность, чем просто бургомистр) всей «Локотской волостной управы», которая увеличилась впоследствии до округа. Немецкий капитан, дал разрешение на существование отряда «местной самообороны» (который уже был создан ранее), ограничив его численность до 20 человек.

К. П. Воскобойник, первый бургомистр
Локотского самоуправления.
Учитывая организаторские способности Воскобойника, уже через две недели, 16 октября 1941 года, немцы позволили ему увеличить отряд до 200 человек.

7 января 1942 года с целью уничтожения гарнизона коллаборационистов на посёлок Локоть было совершено нападение партизанских отрядов «За Родину», имени Сталина и имени Сабурова под руководством командира украинского партизанского соединения Александра Сабурова. В ходе боя, было уничтожено 54 члена отряда «народной милиции», включая К. П. Воскобойника (из общего количества в 200 человек). Партизаны потерь не имели, и ушли до подхода основных сил противника.

После гибели Константина Воскобойника его место занял Бронислав Каминский. В качестве ответной акции за гибель Воскобойника были расстреляны заложники из числа местных жителей.

В условиях возрастающей партизанской угрозы тылу германской армии, Каминский продолжил «милитаризацию» района. Командование 2-й танковой армии предоставило ему вести борьбу с партизанами под немецким контролем (операция получила название нем. Die Aktion Kaminsky). В конце января 1942 года «народная милиция» насчитывала 800 человек, в феврале — 1200, а в марте — 1650 человек.

Действия Каминского оценивались позитивно его немецкими наблюдателями:

Каминский открыто гарантирует, что без согласия германских официальных лиц он не станет превращать своё боевое подразделение в политический инструмент. Он понимает, что в настоящее время его задачи носят чисто военный характер…

Похоже, что при умелой политической обработке Каминский будет полезен для германских планов реорганизации Востока. Этот человек может стать пропагандистом германского «нового порядка» на Востоке.— офицер абвера Босси-Фредрготти

К моменту эвакуации частей Каминского в город Лепель, в формированиях РОНА ( Русская освободительная народная армия ) насчитывалось 10 тыс. бойцов, сведённых в 5 пехотных полков, имевших на вооружении 36 полевых орудий в артдивизионе, 2 танка КВ, 3 танка БТ,4 танка Т-34, несколько танков других марок в составе танкового батальона; около 20 автомашин, а также 15 миномётов.

Символика РОНА
Оружие и военную униформу РОНА получала от немцев, а снабжение продовольствием обеспечивалось засчёт населения округа. При каждом батальоне имелся немецкий офицер связи.

По мнению Б.В. Соколова, в середине 1943 года РОНА была не в состоянии самостоятельно справиться с превосходившими её по общей численности партизанскими отрядами, что вызывало необходимость прибегать к помощи венгерских и немецких оккупационных войск. Каминским проводилась мобилизация мужчин 18-20 лет, для чего нередко прибегали к угрозам расправы и к захвату заложников семей уклоняющихся от призыва.

В 1942 в Брянском районе, в составе боевой группы «Гильза II», бригада Каминского приняла участие в антипартизанской операции «Фогельзанг» (Vogelsang). В составе боевой группы находились танковый полк 5-й дивизии, части 216-й пехотной дивизии, милиционеры Каминского, части 102-й и 108-й венгерских лёгких дивизий — всего около 6,5 тыс. человек. В ходе операции убито 1193 партизана, 1400 ранено, 498 захвачено в плен, эвакуировано более 12 тыс. жителей; каратели потеряли 58 человек убитыми и 130 ранеными.

Построение военнослужащих территориального
добровольного формирования.
Совместно с другими восточными добровольцами приняла участие в следующих операциях:
«Соседская помощь» (нем. Nachbarhilfe) ;
«Цыганский барон» (нем. Zigeunerbaron) — самая крупная операция, в ходе которой уничтожено 207 партизанских лагерей, 1584 партизана убито и 1568 взято в плен;
«Вольный стрелок» (нем. Freischütz);
«Танненхойзер» (нем. Tannenhäuser.;
«Пасхальное яйцо» (нем. Osterei).

Советские партизаны.

Действия сторон на территории округа носили характер гражданской войны.

С мая по октябрь 1942 года партизаны 540 раз пытались атаковать охранные силы округа. Нападения партизан на небольшие гарнизоны и диверсии на железных дорогах чередовались с карательными экспедициями каминцев в партизанские районы. Эта борьба велась с переменным успехом: удерживая под своим контролем территорию округа и временами нанося партизанам серьезные удары, бригада несла ощутимые потери, которые составляли в среднем 50-100 человек за операцию.

Бронислав Каминский в окружении немецких офицеров
Из приказа обер-бургомистра Каминского о введении террора как ответной меры на действия советских партизан:
Применяемые ими в неограниченном масштабе такие методы вынуждают нас отвечать на их экзекуции и террор беспощадным террором всего нашего народа, жаждущего спокойствия, мира и занятия свободным трудом.
Бронислав Каминский (Из приказа № 132 от 8 мая 1942 года)

Было расстреляно, повешено и замучено более 10 тыс. человек, в том числе было сожжено заживо 203 человека. Полностью сожжено 24 деревни и 7300 колхозных дворов, разрушено 767 общественных и культурных учреждений. Из одного лишь Брасовского района Брянской области на работу в Германию было угнано 7 тыс. человек[26]. В целях борьбы с теми же партизанами были полностью сожжены деревни Красная Свобода, Требушка, Черпь, Гаврилова Гута, Кокоревка, Конушино, Чухра, Смиличи, Игрицкое, Добровольский, Алтухово, Шушуево, а их жители насильственно выселены в другие районы. По оценке Государственной чрезвычайной комиссии, проводившей расследования деятельности РОНА, её карателями за период существования республики было казнено 10 000 человек, а больше двухсот — сожжены заживо.

Б. В. Каминский и солдаты РОНА.
За дезертирство из РОНА была установлена мера наказания в виде тюремного заключения сроком на три года, с обязательной полной конфискацией имущества. Грубые нарушения дисциплины, убийства на почве пьянства влекли за собой применение наказания в виде смертной казни.
Исполняла смертные приговоры палач Локотского округа Антонина Макарова, казнившая около 1500 человек, включая партизан, членов их семей, женщин и подростков (расстреляна в 1978 году по приговору советского суда).

Антонина Макарова исполняет приговор.
«Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь поближе, а кое–кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. Иногда у нескольких заключенных на груди был подвешен кусок фанеры с надписью «партизан». Некоторые перед смертью что–то пели. После казней я чистила пулемет в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке...» Из протокола допроса Антонины Макаровой–Гинзбург в июне 1978 года.

Вручение наград русским добровольцам —
военнослужащим немецкой армии.
Конец Локотского самоуправления и дальнейшая судьба края

Когда наступающие советские войска достигли окраин Локотского округа, 3 и 5-й полки РОНА участвовали в боях против Красной Армии и понесли большие потери. При этом многие солдаты, не принимая боя, дезертировали, а до 700 человек перешло на сторону партизан. В июле того же года 5-й полк и отдельные роты из других полков были приданы немецким частям и подразделениям и введены в бой в районе Дмитровска-Орловского.

5 сентября 1943 года Локоть был взят силами 2-го танкового батальона 197-й танковой бригады 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса совместно с частями 250-й стрелковой дивизии. При отступлении немецкой армии вооружённые формирования Локотского округа под командованием Бронислава Каминского, а также члены семей военнослужащих и все, кто не хотел оставаться на советской территории (30 тыс. человек), в августе 1943 года ушли вместе с немецкой армией в г. Лепель Витебской области, где на какое-то время была создана «Лепельская республика».

Весной 1944 г. в районе между Минском и Лепелем немцами был предпринят ряд крупных операций против действовавших здесь партизанских бригад. В операциях «Регенсшауэр» и «Фрюлингсфест» участвовала и бригада Каминского, включенная в состав боевой группы обергруппенфюрера СС К.Готтберга как «штурмовая бригада РОНА». Была переименована в 29-ю гренадерскую дивизию СС (русскую № 1). В этот период подразделение действовало совместно с Бригадой Дирлевангера, принимая участие в операциях по подавлению партизанского движения в Белоруссии.

2 августа 1944 г. в Варшаве вспыхнуло восстание, на подавление которого немцы бросили крупные силы сухопутных войск, СС и полиции. Из каждого полка РОНА было выделено по 300-400 добровольцев, которые под командованием подполковника (оберштурмбаннфюрера СС) Фролова были введены в польскую столицу. Для Каминского и его солдат уличные бои в большом городе были непривычны, и группа РОНА несла большие потери. Это, в свою очередь, оборачивалось общим падением дисциплины, грабежами и насилием в отношении мирного населения. 19 августа Каминский был осужден военно-полевым судом СС и расстрелян, а остатки группы Фролова выведены из Варшавы. В середине октября бригада была разоружена и переброшена в Мюнзинген — на формирование 1-й дивизии РОА.

Повешенные солдаты Русской Освободительной Армии.
Прочие факты

Кратко об истории Локотского самоуправления рассказал в своей статье «Локотьская альтернатива» в «Парламентской газете» (22 июня 2006) журналист Сергей Верёвкин. Эта публикация вызвала негодование спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который потребовал уволить главного редактора издания, назвав публикацию «глумлением над памятью погибших в борьбе с фашизмом».

Статья Веревкина (весьма истеричная).

В годы войны «по сравнению с соседними районами Брасовский район дал из числа партийно-советского актива относительно меньший процент партизан и относительно больший — предателей»

В искусстве

История Локотского самоуправления в искажённом виде отражена в романе Анатолия Иванова «Вечный зов» и в снятом по этому роману советском кинофильме. В современном кинематографе тема Локотского самоуправления была отражена в сериале «Диверсант. Конец войны».

РОНА - Русская дивизия SS,



------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: