воскресенье, 15 мая 2011 г.

«Девчата»: что осталось за кадром культового фильма и лидера продаж 60-х

Почти пятьдесят лет назад, в марте 1962 года, на экраны страны вышел фильм «Девчата», который тут же стал лидером проката, а исполнительница роли поварихи Тоси Надежда Румянцева – одной из самых популярных актрис в стране. Мы разузнали о том, как снималась эта картина и почему сама Инна Макарова демонстративно отказалась посетить премьеру фильма.

Ольга Сапрыкина

После премьеры фильма «Девчата» многие иронизировали: мол, Николай Рыбников хоть и популярный актер, однако явно старше молодого парня, которого он пытался воплотить на экране. На этом фоне остался совсем незамеченным другой любопытный факт. Исполнительница главной женской роли Надежда Румянцева, сыгравшая восемнадцатилетнюю девчонку, тоже была уже «в возрасте»: ей, как и Рыбникову, в то время было чуть больше тридцати (если уж совсем точно, Румянцева старше Рыбникова на три месяца).

Эта картина задумывалась специально под актрису Наталью Кустинскую, которая тогда считалась одной из самых ярких красавиц советского кинематографа, этакой доморощенной Брижит Бардо. Ее супруг, режиссер Юрий Чулюкин, специально нашел для нее сценарий, сделал прекрасные кинопробы. Наталья, чтобы быть похожей на задорную повариху Тосю, нарисовала себе веснушки, подтянула скотчем носик, чтобы выглядеть более курносой, убрала роскошные волосы в косички. Она даже походку изменила, чтобы казаться смешной и нелепой!

Однако если сегодня судьбу актеров творит продюсер, то тогда всю съемочную группу утверждал художественный совет киностудии. Так вот, худсовет, отсмотрев кинопробы Кустинской, категорически забраковал ее кандидатуру. Даже с веснушками и вздернутым носиком она все равно была красоткой, этакой столичной штучкой.

В итоге выбирали между Валентиной Малявиной и Надеждой Румянцевой. Говорят, все решил мудрый возглас руководителя картины Михаила Ромма: «Играть будет эта пичуга!» Имелась в виду, конечно же, Надежда Румянцева.

Наталья Кустинская вспоминает, что очень переживала тот провал: ведь ей так хотелось избавиться от ярлыка «советской Брижит Бардо». «Мне потом рассказывали, что члены художественного совета чуть ли не выговор Чулюкину сделали: мол, как он мог предложить роль замухрышки такой красавице! «Да ради такой павы любой парень горы свернет! Пусть Кустинская играет Анфису, вот это ее роль». Но мне красавица Анфиса была неинтересна, и я сама предложила Юре кандидатуру Светланы Дружининой».

Конечно, Кустинская закатила тогда своему супругу грандиознейший скандал. Она-то считала, что роль у нее в кармане! Да и вообще, когда Наталья давала согласие на брак (она честно призналась Чулюкину, что не испытывает к нему пылких чувств), она была уверена: ну уж теперь, с мужем режиссером, у нее не будет проблем с ролями. Но Чулюкин снял ее только в одной своей картине («Королевская регата»), да и то фильм признали не слишком удачным, премьера прошла достаточно тихо. А вскоре после этих съемок Кустинская развелась с Чулюкиным.

Бой-бабы

Актера на главную мужскую роль тоже выбирал не сам режиссер Юрий Чулюкин. Он-то делал кинопробы с Вячеславом Шалевичем и Юрием Беловым, пытаясь понять, кто из них органичнее. Также в пробах принимали участие Юрий Саранцев и Виктор Борцов. Однако от руководства киностудии пришло распоряжение, обсуждать которое было бессмысленно: на роль Ильи без всяких проб должен быть утвержден Николай Рыбников. И это несмотря на то, что его герой – парень достаточно молодой, а самому актеру на тот момент исполнилось тридцать.

Но Николаю Рыбникову роль эта так нравилась (говорят, он лично выпросил «своего» Илью у руководства, которое благоволило ему как любимцу публики), что он пошел на настоящий подвиг. За предельно короткий срок Николай похудел на целых двадцать килограммов!

Между прочим, Рыбников просил не только за себя. Он умолял членов художественного совета отдать роль Анфисы его супруге Алле Ларионовой. Однако если самого Николая утвердили без проб, то от кандидатуры Ларионовой категорически отказались, хотя и пригласили ее на кинопробы. Также на эту роль пробовалась актриса Клара Лучко. Но в итоге Анфису сыграла Светлана Дружинина, которая позже прославилась как режиссер. Неудивительно, что во время съемок между актерами Рыбниковым и Дружининой всегда наблюдался холодок: не мог Николай простить руководству киностудии, что роль доверили не его супруге.

А уж о том, какие баталии разгорались между Николаем Рыбниковым и Надеждой Румянцевой, до сих пор ходят легенды. На момент съемок Рыбников уже был всенародным любимцем. Поэтому у него частенько случались стычки с режиссером из-за Румянцевой: он не понимал, почему так нагло ведет себя эта «выскочка». Вероятно, этим и вызваны некоторые различия между книгой, которая вышла раньше, и фильмом. Например, в книге Илья периодически хвалит стряпню Тоси, чего в фильме он никогда не делал.

В ответ Надежда Румянцева, даром что была менее знаменитой, устраивала Рыбникову постоянные скандалы. «В конце концов, фильм-то ведь называется «Девчата»? Почему это на съемочной площадке столько внимания актеру мужского роду-племени?» – возмущалась она. В итоге некоторые кадры постоянно приходилось переснимать: настолько явно была заметна на экране ненависть между главными, вроде как сильно любящими друг друга героями.

Жареное лето

Зато после выхода фильма на экраны едва ли кто-то заметил, что на самом деле актеры в своих теплых тулупах и шапках-ушанках вовсе не мерзли, а, напротив, парились от жары. Потому что в реальности часть фильма снимали вовсе не в таежной глубинке, как многие, конечно же, наивно полагали. Все-таки мир кино – это действительно фабрика грез. И зимние сцены снимали в августе в небольшом поселке Оленино, что в Тверской области. Вот и приходилось несчастным актерам в полуденную жару мучиться в теплых тулупах и шапках. Пот с них лил градом, но чего не сделаешь ради искусства!

К слову, поначалу режиссер ради правдивости кадра пытался снимать на Северном Урале, в Пермской области. Но советская аппаратура отказывалась работать на тридцатиградусном морозе. Поэтому съемочная группа и переехала в более теплые места. Поселок Оленино местом съемок был выбран не случайно. Именно там в шестидесятые годы находился один из самых известных в стране леспромхозов. Однако местное руководство хоть и было довольно, что в их места приехали «люди из Москвы», тем не менее работа по заготовке древесины не прекращалась ни на минуту.

Но что самое забавное, остатки картины так и вовсе снимались у моря, в солнечной Ялте. Вот и верь после этого кинематографу! Никакой документации, которая могла бы объяснить причины столь дальнего вояжа, в архивах киностудии не сохранилось. Однако доподлинно известно, что в те времена все деятели киноискусства питали слабость к ялтинской натуре.

Оленинские женихи

В поселке Оленино представительницам женского пола пришлось непросто. Поскольку в этих местах имелась всего одна гостиница – деревянный «отель» практически без удобств, то жили все именно там. Конечно же, весть о том, что в их «отеле» поселились столичные красавицы актрисы, местные оленинские парни узнали моментально. Приходилось столичным барышням всеми силами отбиваться от ухаживаний деревенских ловеласов: почти каждой из актрис было сделано не одно предложение руки и сердца. Да и в окна порой после порции-другой горячительного пытались залезть. Словом, бывали и весьма неприятные инциденты во время работы над картиной.

Зато зрители, не подозревавшие обо всех этих перипетиях и склоках, сразу же прониклись милой историей об отношениях Ильи и Тоси. И голосовали за их любовь своими кошельками: всего за один год этот фильм посмотрели 35 миллионов зрителей.

YouTube



Ещё:
В бой идут одни «старики»
Грустный комик Бастер
Гарольд Ллойд - комедиант эпохи немого кино
С той стороны сказки
Чем рисковали создатели и актеры фильма «Человек-амфибия»
Великий немой
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: