четверг, 8 декабря 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 78: Война в воздухе над Европой, 1945 г.

Операции тяжелых бомбардировщиков продолжались почти до
самого конца войны. На представленном снимке наземные службы
занимаются очисткой "Ланкастера" от снега и льда в начале 1945 г.
Господство авиации союзников.

В марте 1945 г. англо-американские союзники форсировали Рейн, на востоке армии Гитлера приходилось иметь дело с огромными сосредоточениями советских войск по линии Одер — Нейсе, а на юге бои полыхали в Венгрии. Пилоты Люфтваффе сражались отчаянно, однако противник повсюду превосходил их численно, иногда более чем в десять раз.

После Арденнского наступления декабря 1944 г. союзнические военно-воздушные силы на западе поставили задачу полного уничтожения Люфтваффе. Катастрофическая по последствиям для немцев, их операция «Боденплатте», начатая 1 января 1945 г., не говоря уже о тяжелых потерях в боях с американской 8-й воздушной армией, во многом способствовала достижению целей. Затем массовая переброска немцами истребителей и штурмовиков на фронт к Одеру привела к тому, что для противодействия западным союзникам осталась лишь малая часть ВВС Германии. В марте 1945 г. численность немецких самолетов на западе не превышала 1100 единиц, при этом в число их входили разведывательные эскадрильи, укомплектованные реактивными Аr 234В-1 и Ме 262А-1а, также широко применялись самые последние модели машин с поршневыми двигателями — истребители Fw 190Э-9 и Bf 109К-4 — для прикрытия операций реактивных самолетов. Действовали там также бомбардировщики «Арадо» Аr 234В-2 «Блиц» и штурмовики Ме 262А-2а, тогда как потребности ПВО рейха обслуживали истребители Fw 190, Bf 109, а также Ме 163 с жидкостно-реактивными силовыми установками и Ме 262А-1а с турбореактивными двигателями. Последние часто вооружались реактивными снарядами К4М « воздух—воздух».

Ме 163 представлял собой одну из наиболее эффективных разработок
немцев в направлении создания средства для установления заслона
на пути армад союзнических бомбардировщиков. Однако несмотря
на то что перехватчик Ме 163 значительно превосходил по скорости
все остальные самолеты времен войны, союзники располагали большим
количеством ресурсов, чтобы противостоять ему, уничтожая
сверхскоростные истребители немцев как в воздухе, так и на земле.
Реактивные перехватчики

На всем протяжении февраля и в начале марта 1945 г. союзнические стратегические бомбардировки в небе над рейхом проходили без особого противодействия со стороны Люфnваффе. Самое большое скопление реактивной авиации действовало 3 марта 1945 г., когда JG 7 (7-е истребительное авиакрыло) бросило в бой против американских В-17 не менее 30 стремительных перехватчиков. Противодействие силами сразу 50 или более реактивных машин стало нормой на протяжении трех следующих недель в секторе Гамбург — Берлин — Брауншвейг. 4 апреля 1945 г. реактивные самолеты сбили пять тяжелых бомбардировщиков и один «де Хэвиленд Москито».

Отдельная акция немецких истребителей 7 апреля вошла в историю: она стала последней операцией Г» 190 и ВГ 109 из состава так называемого «Зондер-коммандо «Эльба»» (особого командования «Эльба»). Пилоты 5(Жск> «Эльба» получили приказ таранить американские бомбардировщики, однако, несмотря ни на какую храбрость летчиков, им удалось сбить только восемь американских «тяжеловозов».

В апреле 1945 г. численность боевого парка Бомбардировочного командования КВВС достигла пика — 1609 машин. Между тем итог уже ни у кого не вызывал сомнения, и потому усилия КВВС приобрели менее концентрированный характер: так, в апреле командование совершило 8822 ночных боевых вылета (51 машина не вернулась) и 5001 дневной боевой вылет (потери — 22 машины). «Тяжеловозы» из 8-й воздушной армии США выполнили 19 заданий в апреле 1945 г. (17 437 фактических боевых вылетов), потеряв 108 В-170 и В-24; истребители 8-й воздушной армии сделали 12 771 боевой вылет, потеряв 99 самолетов. Истребите ли царили в воздушном пространстве повсюду, хозяйничая в небе над Прагой и Мюнхеном.

Р-51D из 354-й истребительной эскадрильи 355-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. Самолет подполковника Гордона Грэма, на котором тот летал в марте-апреле 1945 г. Его 355-я группа записала на свой счет 365 сбитых самолетов противника плюс еще 502 уничтожила на земле. Одним словом, врагу пилоты части "воздали сторицей".
Проигранное наступление Гитлера

Когда на западе кипели бои в Арденнах, Советы устремились к Одеру и Нейсе на восточной границе рейха. 31 января 1945 г. Красная армия выходила к Одеру в районе Кюстрина, что только в 75 км от столицы рейха, а немецкие войска метались туда-сюда, совершая один за другим безумные маневры, продиктованные конвульсивными приказами бесноватого фюрера. Одним из его стратегических решений стало намерение сконцентрировать усилия немецких войск на юге на деблокировании Будапешта и сохранении контроля над нефтяными месторождениями Венгрии вместо того, чтобы поставить противнику надежный заслон на пути к Берлину.

Истребительные части в Венгрии получили усиление за счет ВГ 1090-10 и 109К-4, тогда как штурмовые эскадрильи за счет 1и 870-5. Аг 66 и «Фиат» СК.42. Тем не менее наступательный натиск их не принес желаемого результата, что вынудило Гитлера отводить войска, однако не на важнейший фронт на Одере. Вместо того он направил их на поддержку «Весеннего пробуждения», назначенного на 6 марта 1945 г. Вновь наступивший период плохой погоды помешал авиации принять достойное участие в наступлении, и вновь немцы оказались принуждены к отступлению. Фронт в Венгрии рухнул, н советские войска потекли в Австрию. 13 апреля 1945 г. после ожесточенных боев пала Вена.

"Мессершмитт" Ме 262А-1а "Желтая Тройка", управляемый старшим фельдфебелем Бухнером из III/JG 7 (3-й авиагруппы 7-го истребительного крыла), совершил вынужденную посадку около Клётце в Германии в апреле 1945 г. Самолет пал жертвой огня легких зениток американской ПВО. Обратите внимание на полосы на хвосте фюзеляжа - знак принадлежности машины к силам "обороны рейха".
Битва за Берлин

На исходе апреля, когда англо-американские союзники и Советы пожимали друг другу руки на Эльбе, в сердце Германии, страна была разделена надвое. Союзники пришли к исключительному решению воздержаться от похода на Берлин, предоставив честь захвата «логова фашистского зверя» советским войскам.

Противовоздушная оборона на восточных подступах к Берлину располагала более чем 1850 истребителями и штурмовиками, которые, несмютря на нехватку горючего, представляли собой все еще грозную силу.

Против нее советские военно-воздушные силы выставили около 7500 боевых самолетов. В ходе штурма Берлина, начавшегося на рассвете 16 апреля 1945 г., поддержку каждому из принимавших участие в операции советских фронтов оказывали бомбардировщики дальнего действия Пе-8 Петлякова, Ту-2 Туполева и Ил-4 Илюшина. Истребительную и штурмовую авиацию представляли в основном истребители Як-3, Як-7Б и Як-9ДД Яковлева, а также Ла-5ФН и Ла-7 Лавочкина, наряду со штурмовиками Ил-2 МЗ, пикирующими бомбардировщиками Пе-2 и даже ночными бомбардировщиками и самолетами-разведчиками Поликарпова По-2. Ночью и утром накануне наступления плотный туман не позволил провести запланированные удары с воздуха, однако 16 апреля тяжелые бомбардировщики атаковали дороги в районе Мюнхеберга, Фюрстенвальде, Букова и Хайнерсдорфа. Крупное столкновение состоялось в небе над Берлином 18 апреля, когда РЛС вывела самолеты Як-3 из состава 43-го истребительного авиаполка на строй из 35 или более «Юнкерсов» Ju 88. 20 апреля оборонительные рубежи по Одеру были прорваны, несмотря на все титанические усилия Люфтваффе, самолеты которых совершали по 1000 боевых вылетов в сутки.

На этом Ла-7 КБ Лавочкина летал подполковник Иван Кожедуб, служивший в 176-м гвардейском истребительном авиаполку 302-й дивизии в начале 1945 г. По всей видимости, именно на этой машине Кожедуб, ведущий ас советских ВВС, отправился в боевой вылет 19 апреля 1945 г., когда записал на свой счет 61-ю и 62-ю (заключительную) воздушные победы (два Fw 190).
Последние дни

С помощью штурмовиков, действовавших под эскортом не менее 50 Як-9 и Ла-7, советским войскам 16 апреля удалось решительно отразить немецкую контратаку в районе Мускау. Степень ожесточения боев достигла пика. Русские отбили еще один немецкий контрудар, на сей раз в районе Коттбуса, невзирая на оказываемую противнику поддержку более чем 100 самолетами Fw 190F-8 и Ju 87D. Радары навели на цель 6-й гвардейский истребительный авиакорпус, который в тот день в боях в небе над расположениями 4-й танковой армии записал на свой счет 56 уничтоженных немецких самолетов. 20 апреля Советы завершили окружение Берлина броском через Одер. 28-го числа подполковник В.Г.Громов и его ведомый лейтенант Ю.Т.Дьяченко из состава 515-го истребительного авиаполка (193-й истребительной дивизии) посадили свои Як-7Б на полосу аэродрома Берлин-Темпельгоф, тогда как другие части уже взлетали и садились на соседнем — Шёнефельде. 30 апреля 1945 г., когда наверху шли последние бои за рейхстаг, в глубоком бункере покончил с жизнью Адольф Гитлер. На следующий день красное знамя взвилось на самой высокой точке Берлина — над зданием рейхстага.

Капитуляция

7 и 8 мая 1945 г. (соответственно в Реймсе и в Берлине) немцы подписали безоговорочную капитуляцию, но до самого момента официального прекращения огня в 23.01 8 мая 1945 г. Fw 190 и Bf 109 еще продолжали подниматься в воздух и сражаться. Однако война в Европе закончилась.

Наряду с "Тайфунами" КВВС, Р-47 стали «богами мщения» для
линий коммуникаций Германии. Железные дороги, на которые в
основном полагались немецкие войска при переброске частей
и доставке снабжения, подвергались сильнейшим ударам
с воздуха.
Хронология

К 1945 г. Люфтваффе превратились в темь былой грозной силы. Представленные в последние минуты революционно новые технологии — сверхскоростные реактивные истребители и бомбардировщики — не могли спасти немецкие военно-воздушные силы от полного уничтожения.

1945 г.

1 января. Люфтваффе приступили к участию в операции «Боденплатте». Свыше 1000 немецких истребителей и бомбардировщиков атаковали союзнические базы в Европе, уничтожив только 156 самолетов. Пиррова победа, особенно если учесть, что в боях сами немцы потеряли 277 машин, отчасти уничтоженных огнем немецких батарей ПВО, которые приняли свои самолеты за самолеты противника.

30 января. Р-38 из состава ВВС США проводят штурмовые операции против немецкой противовоздушной обороны в Австрии.

3 февраля. Свыше 1150 американских бомбардировщиков отрабатывают по Берлину. Они действуют в сопровождении эскорта из 900 истребителей — примерно стольким же количеством самолетов на данном этапе располагают все Люфтваффе на западном фронте.

9 февраля. Приблизительно 2000 бомбардировщиков ВВС США, сопровождаемые 871 истребителем, наносят удары по объектам нефтеперерабатывающей промышленности и складам горючего на всем протяжении территории Германии. Воздушные бои в небе над этими целями обходятся Люфтваффе еще в 80 самолетов.

3 марта. Немцы бросают в бои против союзнических бомбардировщиков свыше 30 реактивных истребителей. Хотя каждый из них превосходит по ТТХ любой союзнический самолет, реактивных машин слишком мало, а их продолжительность полета не столь велика, чтобы позволить им оказывать серьезное влияние на боевые действия.

Берлин, разрушенный в ходе союзнических бомбардировок. Свыше 1,5 миллиона жителей города лишились крова. Страшная статистика - в Берлине находилось каждое седьмое из зданий, разрушенных в Германии во время рейдов бомбардировщиков союзников.
8 марта. Характерный показатель состояния дел в Люфтваффе в этом месяце. 1353 союзнических бомбардировщика при 326 истребителях сопровождения наносят удар по заводам искусственного горючего (синтетического бензина), по нефтеперерабатывающему комбинату и тому подобным целям в Германии, не понеся никаких потерь.

21 марта. Свыше 1000 союзнических бомбардировщиков и истребителей проводят рейды против баз немецких реактивных истребителей. Уничтожается 60различных самолетов Люфтваффе, ценой потерь у ВВС США всего семи В-17 и девяти Р-51 «Мустанг».

7 апреля. В ходе серии бомбардировочных рейдов ВВС США в Германии Люфтваффе противопоставляют им свыше 100 поршневых и 50 реактивных истребителей. Несмотря на наличие реактивной авиации, силы сторон решительно не равны — против немецких летчиков действует 898 американских истребителей. Столкновение обходится обороняющимся примерно в 100 машин, включая и несколько реактивных.

«Летающие крепости» в ходе боевой работы в небе над Германией. В 1945 г., когда авиация союзников располагала передовыми авиабазами во Франции и пользовалась почти полным господством в воздухе, налеты 1000 бомбардировщиков разом, или 1000-бомберные рейды, стали скорее не исключением, а правилом, особенно для Берлина и других крупных промышленных целей.
16 апреля. Советские военно-воздушные силы открывают свою кампанию в ходе начинающейся битвы за Берлин. Люфтваффе располагают 1850 самолетами, советская же воздушная армада над городом насчитывает 7500 боевых самолетов.

18 апреля. Формирование из минимум 35 «Юнкерсов» ,Ju 88 несет тяжелые потери при нападении полка советских Як-3 в небе над Берлином.

28 апреля. Советские боевые самолеты начинают садиться на аэродроме Берлин-Темнельгоф после полного уничтожения обороны Люфтваффе.

5 мая. Истребители КВВС сбивают в небе над Гамбургом немецкий самолет, который становится последней машиной Люфтваффе, уничтоженной в небе во время войны.

Союзнические налеты превратили жизнь гражданского населения
в немецких городах в самый настоящий кошмар. В результате
кампании бомбардировок люди в большинстве немецких городов
забыли о том, что такое газ, электричество и водоснабжение.
Международные события 1945 г.

31 января. Американская армия предает казни за дезертирство рядового Эдди Сповика. Это первый за 80 лет случай, когда военнослужащий армии США приговорен к смерти по статье за дезертирство.

13 февраля. В водах полыхающего в огне боев тихоокеанского острова Иводзихта японские самолеты с пилотами-камикадзе топят американский авианосец «Бисмарк Си» и повреждают авианосец «Саратога».

5 марта. В Германии в ряды фольксштурма призываются 16-летние мальчики, которых бросают на оборону Берлина.

21 марта. В результате ошибки бомбардировщиков КВВС под удар попадает датская столица Копенгаген, что приводит к разрушению школы, в которой гибнут 86 детей и 17 учителей.

6 апреля. Американские войска на Тихоокеанском ТВД высаживаются на острове Окинава, где разгорается, наверное, самое кровопролитное сражение в истории США.





Все 96 серий

Ещё:.
День за Днём СЕРИЯ 77: Через последний заслон — в Германию
День за Днём СЕРИИ 74-75: Прощальный блицкриг
День за Днём СЕРИЯ 73: Операция «Маркет-Гарден»
День за Днём СЕРИЯ 72: Смерть города
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: