четверг, 28 апреля 2011 г.

Партийная касса: У одних густо, у других пусто

После весенней битвы за места в эстонском парламенте одни партии будут купаться в деньгах за счет щедрого государственного финансирования, а другие распродавать имущество и стараться избежать банкротства.

Банкротный управляющий Игорь Сумарок говорит, что теоретически любая партия может стать банкротом.

Причем, судьбу столкнувшейся с экономическими проблемами партии будет решать не правление, то есть не политическое руководство. Не оплатила партия долги - кредиторы подают заявление в суд, политическое объединение может быть объявлено финансово несостоятельным и на первом собрании кредиторов такая партия ликвидируется как юридическое лицо. Впрочем, возможен иной исход. Кредиторы могут проявить благосклонность и продолжить деятельность того или иного политического объединения.

Э.Сависаар на раздаче картошки.
Долги - это не проблема

По словам Сумарока, однажды одна фирма подавала в суд на банкротство в отношении ЦПЭ за долги, но ситуация для центристов разрешилась благополучно - долг был погашен. Сумарок также говорит, что имеющим нынче задолженность парламентским партиям не грозит закрытие. По данным СМИ, после мартовских выборов, на середину апреля, самая крупная задолженность была у Социал - демократической партии - 350 000 евро (на выборы было потрачено 730 000 евро), у Центристской долг составлял 28 000 евро (на выборы израсходовано 497 000 евро). По некоторым данным, накопились долги и у Союза Отечества и Res Publica (IRL), больше других потратившего на выборы (1,46 миллиона евро). Успешно справилась с финансовыми делами поддерживаемая крупным бизнесом Партия реформ (затраты на предвыборную кампанию 1,25 миллиона евро, без долгов). Но, как мы уже заметили, Игорь Сумарок не видит проблем - партии справятся с долгами.

Партии зарабатывают?
Дело в том, что из госбюджета предусмотрена солидная поддержка парламентских партий, в скором времени на их счета должны поступит платежи. Поэтому слухи о том, что Калле Лаанет вышел из состава правления оппозиционной в нынешнем Рийгикогу Центристской партии, возглавляемой Эдгаром Сависааром (на снимке), лишь только из-за риска оказаться одним из ответственных за финансовую несостоятельность ЦПЭ - всего лишь спекуляции.

Да и в современной политической истории не было случаев закрытия каких-то партий, не прошедших в Рийгикогу и оказавшихся в финансовых затруднениях. Банкротств не было, политический ландшафт остается стабильным. Впрочем, по словам одного из создателей Русской партии Эстонии Геннадия Афанасьева, попадавшие в экономический кризис партии, чтобы выжить, объединялись в новую политическую организацию, меняя название. Так, например, в 2008 году две поддерживающие русскоязычное меньшинство партии - Конституционная и Левая преобразовались в новую политическую силу - Объединенную левую партию Эстонии (ОЛПЭ).

Марек Страндберг
"Зеленые" не сдаются

Есть и другой выход - обращение правления партии к партийцам с просьбой о помощи. Свежий пример - не прошедшая в марте этого года в Рийгикогу партия Зеленые Эстонии, накопив долг в 68 тысяч евро (зарплата штатным сотрудникам, плата за аренду, телефонные счета и другие расходы), призвала однопартийцев помочь. Дабы поправить финансовое положение, ведется также распродажа имущества, в частности, телефонов, компьютеров и мебели.

Но несмотря на трудности, партия и не помышляет о сворачивании деятельности, а продолжает работу, опираясь на своих единомышленников, подчеркивает один из создателей движения «зеленых» в Эстонии Марек Страндберг. Он также говорит, что партия рассчитывает не только на членские взносы партийцев, но и на помощь спонсоров, которые могут оплачивать мероприятия, направленные на экологическое просвещение жителей страны. Страндберг говорит, что долг партии в 68 тысяч евро - это не проблема. «Партия будет существовать».

Геннадий Афанасьев
В этом году из госбюджета в партийную кассу «зеленых» поступит 9 тысяч евро. (На парламентских выборах выступающая за бережное отношение к природе и человеку партия получила около 4% голосов, не преодолев 5-процентный барьер для прохождения в Рийгикогу). Не набравшие 1% голосов партии вообще лишены господдержки. В частности, за Русскую партию Эстонии на выборах было отдано 0,9% голосов, значит - ни сента на свою деятельность не получит от государства. По словам Геннадия Афанасьева, есть подозрение, что государство не желает финансировать русскую политику, отсюда скептическое отношение РПЭ к механизму подсчета голосов избирателей. «Подозреваем, что никогда не наберем 1% голосов», - говорит Афанасьев. Впрочем, центризбирком заявляет о честности подсчета бюллетеней, а также о безукоризненности процедуры подсчета голосов в ходе электронного голосования. Иностранные наблюдатели также не усомнились в объективности подсчета голосов на парламентских выборах в Эстонии.

Скинемся и купим партию?

М.Лаар и А.Ансип
Может ли олигарх или любое другое лицо купить какую-нибудь партию в Эстонии? Такое в нашей стране невозможно, твердо заявляет г-н Сумарок. Партия - особый вид недоходного объединения, у нее нет собственника, купить партию невозможно. Но можно приобрести движимое или недвижимое имущество, имеющееся на партийном балансе. «Например, авторучку, которой председатель партии подписывал важные документы».

Члены правления отвечают за долги партии, если неплатежеспособность возникла по их вине. Отвечают своими квартирами, автомобилями, другим имуществом.

«Парламентские выборы - это бизнес»

За партиями стоят финансы, это очевидно. По мнению Страндберга, прошедшая в марте в Рийгикогу каждая из четырех партий в год получит из государственной казны от 15 до 20 миллионов крон - в зависимости от количества полученных в парламенте мест. 80 миллионов крон (6 миллионов евро) в год - общая сумма господдержки парламентским партиям.

Страндберг считает, что выборы можно сравнить с обычным бизнесом. «Проходят в парламент, к сожалению, только партии, имеющие мощную финансовую поддержку. Мы подсчитали - число голосов избирателей зависело от числа денег, которые были у партий в начале года на рекламу». Лидер зеленых сравнивает предвыборную кампанию с рекламой на телевидении стирального порошка: домохозяйки «голосуют» за моющее средство, которое чаще всего мелькает на экране. «Мы проанализировали рекламу, в среднем каждый голос стоил 12-14 евро. Если у тебя нет денег на рекламу, то ты не можешь опровергать выпады против тебя других партий и не можешь выступать в прессе».

IRL последнюю рубашку
снимать не придётся.
Спрашиваю у Марека Страндберга, сколько в среднем цена одного места в Рийгикогу? Отвечает, что 60 тысяч евро. «В эстонской ситуации это куча денег - 60 тысяч!». По мнению собеседника, партии - единственные в Эстонии неправительственные организации, которые в случае удачи имеет богатый государственный источник средств, помогающий безбедно партиям жить и проводить шикарную рекламную кампанию. «Другие неправительственные организации, например, по охране окружающей среды, получают от государства мизер».

Около 9 тысяч евро получит партия Зеленые Эстонии в этом году в соответствии с эстонским законодательством. (Партия набрала около 4% голосов на весенних парламентских выборах). Не получившие 1% голосов партии, как мы уже отметили, вообще лишены господдержки.

По закону, доходы партий складываются из членских взносов, пожертвований частных лиц, средств госбюджета и из сумм, полученных от продажи партийного имущества. Набравшие от 1 до 4 процентов голосов партии получали в год по 150.000 крон (около 9 тысяч евро), от 4 до 5 процентов - по 250.000 крон (около 16 тысяч евро).

Находящиеся у власти партии, по сути, неподконтрольны обществу, считают некоторые эксперты. Они имеют финансовые преимущества и они будут контролировать сами себя. Действующий закон устроен так, что в проигрыше оказываются малые партии. В незавидном положении они окажутся и на следующих парламентских выборах. Но сами прошедшие в парламент партии заявляют о том, что будут прозрачны для общества и отчитываться за каждый сент.

Социал-демократы: У нас нет финансовых проблем

А каково положение у партии, имеющей после парламентских выборов самую крупную задолженность? На вопросы портала «Мнение» отвечает советник по прессе СДПЭ Вадим БЕЛОБРОВЦЕВ.

За счет каких затрат формируется партийный долг?

Долг Социал-демократической партии образовался в связи с предвыборной кампанией, на данный момент он составляет 349 475,66 евро (рекламные расходы).

Какова будет сумма государственного финансирования вашей партии с учетом полученных социал-демократами после весенних парламентских выборов мест (19 из 101) в Рийгикогу?

Из государственного бюджета партия в начале каждого квартала получает 253 654,89 евро. Таким образом получаемая ежемесячно сумма составляет 84 551,63 евро. Эти данные действительны с 1 апреля до 31 декабря 2011.

Чем для партии может обернуться задолженность?

Долги кредитору сопряжены с обязанностью своевременно их погашать. Даже если учитывать только суммы, получаемые партией из госбюджета, очевидно, что никаких проблем с тем, чтобы расплатиться со своим долгом, Социал-демократическая партия не испытывает.

Яак Аллик, социал-демократ.
Без долгов можно и в Нарве жить.
Возможно ли банкротство партий?

Закон о партиях не упоминает возможность банкротства партии. Поскольку партия – это недоходное объединение (MTÜ), то §39 Закона о недоходных объединениях говорит, что «Если недоходное объединение неплатежеспособно, и неплатежеспособность эта не является временной исходя из его экономической ситуации, правление должно безотлагательно, не позднее, чем по прошествии 20 дней со дня появления неплатежеспособности, представить суду заявление о банкротстве недоходного объединения»

Варианты погашения долгов?

Партия финансирует свою деятельность из собираемых членских взносов, пожертвований, выделений из госбюджета, сделок с имуществом партии и/или кредита, взятого у кредитного учреждения на основании кредитного договора.

Возможно, следующий вопрос покажется шуткой, тем не менее - возможен ли такой вариант выхода из финансового кризиса партии, как покупка этой партии, признанной судом банкротом, каким-нибудь частным лицом?

MTÜ нельзя продать или купить.

Члены правления партий отвечают своим имуществом за долги?

§32 Закона о недоходных объединениях гласит: «Члены правления, причинившие ущерб несоблюдением обязанностей, несут солидарную ответственность за его возмещение. Член правления освобождается от ответственности в случае, если сумеет доказать, что выполнял свои обязанности в соответствии с обычно ожидаемой от члена правления прилежностью». (На снимке слева - председатель СДПЭ Свет Миксер).
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: