четверг, 11 августа 2011 г.

Шар цвета Ильвес? Часть 2

Так есть ли дело г-ну Ильвесу до независимости и суверенитета соседей? Нет, конечно. В данном примере, как независимость старой Австрии и молодой Чехословакии, так и многовековой суверенитет России никак не вписываются в циничную спекуляцию на морализаторстве и в сознательное нагнетание конфликтных эмоций.

К этому много еще можно добавить, однако статья не ставит задачу достучаться до совести автора оскорблений. Судя по систематическому и сознательному продвижению его риторики, сделать это невозможно. Тут уже серьезный случай для обращения за мониторингом со стороны ОБСЕ. Стоит только адресовать замечание, что совсем не политики имеют право судить об истории, а наоборот — именно история судит политиков. Поэтому, если не будет покаяния г-на Ильвеса перед миллионами жертв большевизма в России, которых он оскорбляет своими речами, то суда истории он никак избежать не сможет.

Статья адресована совсем другим людям, как из эстонского общества, так и тем, кто находится в поле русской культуры. Статья адресована настоящим европейцам, способным на проявление ответственности по защите современных ценностей, основой которых выступают права человека, достоинство и свобода развития личности, гражданское общество, единая Европа без железных занавесов, войн и конфликтов. Защищенность этих ценностей влияет на жизнь каждого, вне зависимости от политических взглядов и гражданства того или иного государства. Конечно, есть нюанс, что такие понятия сегодня используются по типу заклинания про "светлое коммунистическое будущее" на партсобрании. Стоит сегодня кому-нибудь, ничего не делая для людей, трубить погромче о своем "демократическом выборе", и он уже — готовый вождь для крестового похода против неверных. Однако суть проблемы гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд.

Все дело в том, что высокопарные понятия о свободе становятся реальностью не на уровне государства, а на уровне личности. За всю историю человека каждый новый экономический и культурный прорыв оказывался возможен только тогда, когда личность добивалась для себя нового уровня свободы. Причем, речь тут не об очередном вожде народов, а об обычном рядовом человеке, который занимается наукой, изобретательством, бизнесом, строительством, производством, воспитанием детей и многим, многим другим. Первоисточник свободы — Общество Личностей, а совсем не государство. Отдельный политик, даже в случае его гениальности, тут ничего не значит. Тем более, если политик только прикрывается "демократической" фразой, а сам продвигает узкие или скрытые от публики интересы. Это большой удар и по обществу и по личности.

Сегодня самый злободневный в Прибалтике пример конфликта политиков с личностью — это школьная реформа, когда политики пытаются заставить громадное количество людей обучать их детей на неродном языке. Государство и политики таким образом полностью отказывают личности в уважении. Вместо кропотливой и старательной работы, вместо реального желания договориться с личностью, совершается диаметрально противоположное — подавляется фундаментальное право личности совершать выбор и принимать решения. Однако, если вспомнить 1991-й год, когда рухнула система власти КПСС, то, отвлекаясь от хаотических действий руководителей системы, произошедшему существует только одно объяснение — общее желание большинства людей ликвидировать систему диктата со стороны государства и ликвидировать железные заборы в Европе. И что люди получили в результате от политиков в Эстонии? Тот же самый диктат с высоких трибун: что делать, как думать и даже — на каком языке говорить их ребенку. С этих же высоких трибун строится безобразный железный забор ненависти к соседу. Хоть старый и ржавый, но громыхать стараются на всю планету.

По сути, задача 91-го года нисколько не решена. Личность все так же подавляется государством, гражданское общество не является базовой ценностью. Именно это является настоящей причиной и культурного застоя (о чем свидетельствует полный провал официозной "интеграции") и серьезного экономического торможения. По сути, государство не только не использует выгоду свободного развития личности, но во многом тормозит его. За 20 лет потери человеческого капитала грандиозны, экономические потери рядовых жителей исчисляются многими миллиардами. Политики, к тому же, регулярно нагнетают психологию поиска врагов, что окончательно вводит общество в ступор и подпитывает нетерпимость.

Если обобщить, то слова политика о свободе и демократии совершенно ничего не стоят до той поры, пока политик не докажет на практике, что он подчиняется принципу свободы развития личности. Когда политик забывает про уважение к личности, он начинает творить самые невообразимые вещи — диктовать свои политические взгляды, изображать из себя судью над историей, ставить себя выше других, объявлять кого угодно врагами народа. Возможно, именно так вырастают диктаторы. Не сразу вдруг, а маленькими робкими шажками, по миллиметру трамбуя достоинство обычных людей. При каждом шажке, вроде бы "ничего страшного еще (!) не случилось". Поэтому, поймать за руку такого политика можно только в самой начальной точке — посмотреть, служит ли он свободе и достоинству каждого рядового жителя и признает ли он ответственность за принятые решения, которые очень серьезно влияют на свободу общества, на базовые принципы этой свободы.

Русскому обществу, которое исторически является одними из крупнейших "европообразующих", давно пора преодолеть разрыв 1917 года и исходить из своей многовековой истории и своего уровня ответственности. Без участия русского общества Европа никогда не будет стабильной и конкурентной на мировом уровне, вне зависимости от ее конфигурации. Как минимум, всегда найдутся "маленькие" политики-спекулянты, использующие внешние интересы и реанимирующие исторические противоречия. Не неся никакой ответственности, они всегда могут создавать фантастических монстров из малейших проблем. Пока русское общество остается в стороне от Европы, ущелье между ним и остальной Европой создает лучшую среду для вакуума ответственности и лучшие шансы для конфликтного политиканства.

Стоит учитывать, что в зоне культивации конфликтности вместе с безопасностью сильнее всего страдает именно свобода развития личности и ее достоинство. Сегодня это вызов для ответственности русского общества — чем гармоничнее русская культура и русское общество включены в общеевропейскую жизнь, тем сильнее защищена свобода личности и тем меньше плацдарм для удара по общей Европейской безопасности. Нельзя забывать, что как только эти два принципа удавалось нарушить тем или иным деятелям, именно русское общество несло наибольшие потери от европейских проблем. Многомиллионные человеческие потери.

Во второй половине 80-х, 25 лет назад, Вячеслав Бутусов спел:

"Я знать не хочу ту тварь,
Что спалит это небо…
Я не видел картины дурней,
Чем шар цвета хаки."

Вопросы, поставленные в то время, еще не решены.

P.S. Статья был написана до двойного теракта в Норвегии. Произошедшая катастрофа только подтверждает требование к ответственности каждого за единое культурное пространство в Европе. Альтернатива — власть и террор людей, использующих идеологию конфликтов и приоритета собственного мнения над жизнями окружающих.

Ещё:
Шар цвета Ильвес? Часть 1
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: