суббота, 21 марта 2015 г.

Волшебная сила музыки

О музыке писать всегда очень сложно, ведь немногие понимают, как можно выразить словами все то многообразие звуков, которое человек на протяжении столетий научился извлекать из музыкальных инструментов. Какими словами описать ту гармонию, которая рождается под руками музыканта и вызывает трепет в душе? И как можно точно назвать всю ту гамму чувств, которые испытывает человек, слушающий музыку?

На самом деле, если детально проанализировать любое музыкальное произведение, то в основе его непременно будет имитация звуков природы. С этого все начиналось: шепот листвы ночью, шум ветра в ветвях деревьев, гул воды в реках, пение птиц, грохот морских и океанских волн, крики диких животных – все это не только вдохновляло людей на создание музыки, но и становилось основой творчества. Люди, слушая беспорядочные звуки природы, научились извлекать из них гармонию и поняли, насколько сильное воздействие на человеческую психику она имеет. Разум не может противиться проявлению радости, скорби, грусти или возбуждения, вызываемые музыкой.

Вполне понятно, что на такие волшебны свойства музыки обратили внимание во многих религиозных практиках. С древности многие обряды не проводились без сопровождения музыки — от гипнотического пения флейты до бешеного ритма тамтамов. Более того, сочинение религиозных гимнов и игра на музыкальных инструментах была разрешена только очень узкому кругу людей. Шаманами и жрецами также становились лишь избранные, имевшие особые способности, умевшие улавливать гармонию в хаосе звуков природы, превращать ее в музыку и использовать в качестве волшебного зелья, преодолевая границы между мирами.

Кельтские друиды все музыкальные звуки поделили по их принадлежности к определенной стихии и применяли в тех случаях, когда была необходима помощь какой-то одно из них. Так, к примеру, такие музыкальные инструменты, как трещотки, барабаны и ксилофоны издают звуки земли. Именно поэтому их использовали в процессе молений о хорошем урожае, плодородии, ими же сопровождали принятие родов у животных, а иногда даже у женщин. Свирели, флейты, всевозможные дудочки, подвластные воздушной стихии, могли привлекать духов, которые отвечали за правильное принятие решений, мудрость, интеллектуальные способности. Струнные инструменты, в том числе арфы, скрипки – способны призвать на помощь огненную стихию. Их использовали при сражениях, обороне от врагов, концентрации воли, борьбе с всевозможными эпидемиями. А все резонансные инструменты – гонги, колокола – имели связь с водной стихией. Поэтому их использовали в обрядах моления о дожде, очищения от скверны, в свадебных церемониях, инициации.

По-настоящему владели магией музыки только высшие друиды, которые считались сверходаренными Богом или природой. Только они могли при помощи музыки и танца привести себя в состояние экстаза, когда им открывался вход в другие миры. Они также создавали специальные песни, чтобы загипнотизировать врагов и заставить их бежать. Именно поэтому на протяжении длительного времени кельты считались непобедимыми.

В Древней Греции примерно в тот же период последователи Пифагора прикладывали все возможные усилия к тому, чтобы разгадать тайну музыки при помощи науки. И именно пифагорейцы, а позже и александрийские геометрики сумели сформулировать понятие гармонии. Греческие философы были уверены в том, что гармония является универсальным звеном, которое связывает все компоненты мироздания. И весь Космос философы воспринимали как один большой музыкальный инструмент, имевший свою музыку и задававший всему сущему мелодический рисунок. Все элементы бытия, в том числе и человечество, между собой объединены космической гармонией. Геометрики попытались даже вычислить пропорции этой самой гармонии, они были уверены в том, что числам соответствовали определенные музыкальные тона, поэтому математика и музыка идентичны. В то же время, в своих умозаключениях геометрики не учли того, что вычислить божественный замысел просто невозможно. В итоге – ни одной формулы мелодии геометрики так и не сумели создать, их идеи не прижились в массах. И даже несмотря на то, что древние греки очень любили музыку, все же они не стали поголовно музыкантами.

Развитие математического подхода к музыке продолжилось в период Возрождения. В произведениях музыкантов той исторической эпохи невозможно найти ни одной случайной ноты, поскольку каждая была выверена и высчитана. Музыканты того времени были уверены в том, что при правильной организации музыкальные звуки могли явить божественные силы или же высвободить силы ада. Музыкантов тогда считали избранными, им оказывали почести при королевских дворах, и даже немного боялись, как шаманов или колдунов в древности.

Со временем музыкальные жанры становились более сложными, и начинали проникать друг в друга. В Италии появился и быстро стал популярным светский мадригал. Его исполняли многоголосьем. У каждого голоса была своя партия, которая не пересекалась с другими. Все вместе это создавало очень сложный и неповторимый, но четко выверенный гармоничный рисунок, рождавший сильные чувства в душах слушателей. Быстро развивались и музыкальные инструменты – появились скрипки, лютни, клавикорды, лиры, звучание которых дополняло многоголосие и добавляло новые оттенки в музыку.

В то же время, музыка продолжала нести отголоски геометрической и пифагорейской философий. Так, в частности, из истории известно, что итальянский каббалист-монах Франческо Джорджи создавал архитектурные проекты в соответствии с музыкальными гармониями. И даже боле того, здания по его проектам были построены. Правда, повторить его успех в будущем никому не удалось, поскольку в своей работе монах использовал не только формулы, но и огромный талант.

Тем временем в исламском мире ученые принялись устанавливать связь между музыкой и алхимией. И в 17 веке эти идеи с большим восторгом восприняли в западном мире. В 1618 году появилась книга розенкрейцера Михаэля Майера, в которой автор поместил 50 гравюр. Каждая гравюра служила иллюстрацией к одной из фаз алхимического процесса превращения металла в золото. К каждой гравюре прилагалось изречение на латинском языке, которое содержало в себе последовательность, легко переводимую на музыку – фугу на три голоса. Прилагались и музыкальные партии.

При всем том, что Майеру так и не удалось добыть золото, его имя все равно сталось в истории, ведь он был всесторонне одаренным человеком, врачом, химиком, музыкантом и поэтом. Его музыкальные произведения исполнялись и через сотни лет после смерти автора.

Несмотря на то, что католическая церковь не благоволила алхимикам, розенкрейцерам, каббалистам, увлеченных магией музыки, их гипотезы и идеи просачивались и туда. Так, в частности, хорошо известно довольно большое количество христианских гимнов и песен, посвященных Деве Марии, состоящих из семи частей, каждая из которых выражает печаль или радость Богородицы. По сути своей, эти христианские гимны также являются магией, хоть и завуалированной.

На протяжении столетий с магией музыки экспериментировало большое количество музыкантов и исполнителей. Это и Паганини, и Моцарт, и Скрябин, и Прокофьев, и Шостакович и даже Бриттен. Каждый из этих величайших музыкантов своими произведениями обогатил музыкальную вселенную, расширил рамки постижения мира благодаря выявлению новых гармонических связей между звуками.

Помимо магических, в мире хорошо известны и целебные свойства музыки. Еще в Древней Греции и Египте врачи лечили своих пациентов звуками и могли похвастать обширными познаниями в этой сфере. По мнению древнекитайских врачей, с помощью музыки можно вылечить любое заболевание, и даже выписывали так называемые музыкальные рецепты для влияния на больной орган. Использовали музыку и знахари, чтобы усилить действие снадобий.

Если говорить о научном подходе к возможности оздоровительного воздействия музыки, то первые серьезные исследования в этой области были проведены лишь в 19 столетии врачом-невропатологом Джеймсом Корнингом. В своих исследованиях он попытался изучить влияние музыки Вагнера для лечения психических расстройств. Уже первые прослушивания произведений Вагнера больными дали поразительные результаты, и в больницах начали проводить специальные лечебные музыкальные концерты. А в 20 столетии музыкотерапию стали использовать во многих европейских и американских лечебных учреждениях: операционных, стоматологических кабинетах, военных госпиталях и детских больницах.

Музыка помогала успокоиться, расслабиться, она усиливала воздействие лекарственных препаратов и способствовала лечению неврозов. Музыкотерапия очень актуальна в современном мире. И научные исследования доказывают, что она работает. Так, в частности, известно, что страх, депрессию, сердечные боли, гипертонию и последствия стрессов можно вылечить на 90 процентов при помощи музыки. Существуют специальные мелодии, которые помогают при неврозах и бессоннице, помогают восстановиться организму после перенесенных тяжелых заболеваний, облегчают страдания при неизлечимых недугах.

В чем же кроется секрет лечебных свойств музыки? По мнению многих врачей-психотерапевтов, в их основе лежит способность музыки влиять на психоэмоциональное состояние людей. Склонность к таким заболеваниям, как язва желудка, стенокардия, гипертония, — это в большинстве случаев не наследственная предрасположенность и не физическая немощь, а особенности характера, мировоззрение человека и его отношение к окружающей действительности. Такие заболевания получили название «психосоматические». По мнению специалистов, для лечения подобного рода заболеваний музыка является одним из главных инструментов.

Принято считать, что прослушивание музыки Шопена, Бородина и Бетховена помогает лучше познать себя, разобраться в собственных чувствах. Произведения Чайковского помогают избавиться от неприятных воспоминаний и страданий. Музыка Брамса, Баха и Листа способствуют преодолению излишней стыдливости и застенчивости, произведения Шостаковича – помогают совладать в отрицательными эмоциями. Прослушивание музыки Бизе, Моцарта, Штрауса, Легара и Кальмана способствуют формированию у человека оптимистического мироощущения, а творения Шопена помогают воспринимать мир более радостным и позитивным.

Кроме того, если у человека бессонница, ему необходимо прослушать медленную музыку, ритм которой медленнее сердечного ритма (к примеру, блюз). При гипертонии помогает прослушивание произведений Баха, а марш Мендельсона поможет людям с больным сердцем. От мигрени специалисты рекомендуют музыку Мендельсона и Гершвина. Наиболее универсальными качествами наделена музыка Моцарта, в этом мнении едины все специалисты. Она производит действительно чудесное воздействие: при головных болях, простуде, умственном напряжении и депрессии. Более того, музыка благотворно действует не только на людей, но и на домашних животных (например, некоторые исследователи утверждают, что коровы при прослушивании музыки дают больше молока).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать очень простой вывод: для того чтобы быть здоровым, иногда просто нужно послушать правильную музыку. Кроме неоспоримой пользы, можно получить и огромное удовольствие.
Источник: tainy.net



Комментариев нет: