среда, 9 ноября 2011 г.

Сланец как камень преткновения в климатической политике ЕС

В Европейском Союзе разработаны и приняты десятки директив, направленных на защиту окружающей среды и борьбы с потеплением климата. Некоторые специалисты считают, что они приносят больше вреда, чем пользы.
Евросоюз по-прежнему будет делать ставку на «зеленую» энергию, даже в том случае, если Киотский договор не будет продлен, подтвердила уполномоченная Еврокомиссии Конни Хедегаард. В этой связи встает вопрос об использовании сланца и увеличении стоимости авиабилетов.

Хедегаард заявила, что использование сланца для электричества и производства сланцевого масла с точки зрения экологии ставят трудные задачи. «Мне тяжело сказать, каким будет будущее сланца, — сказала она Postimees. — Мы знаем, что у Эстонии есть сланец, но его использование зависит от законов и портфеля производства электроэнергии».

Запретить сжигать сланец на электростанциях Евросоюз не может, но он может сделать это экономически нецелесообразным, увеличив стоимость квот на выброс CO2.

Уже к 2040 году в ЕС производство электричества должно быть практически без выбросов в атмосферу парниковых газов. Работающая на сланце электростанция должна стать к тому времени исключением.


Комиссар Евросоюза по вопросам климата Конни Хедегаард.
Сланцевое масло

Более сложной темой является использование в качестве горючего сланцевого масла — Еврокомиссия ставит это под сомнение из-за высокого уровня выброса CO2 и других вредных газов. Сейчас правительство Эстонии может рапортовать о фантастическом снижении выбросов парниковых газов на 50 процентов по сравнению с 1990 годом — базовым для сравнения по Киотскому договору.

Развал советской тяжелой промышленности разом выполнил наши задачи по защите окружающей среды. В дальнейшем для выполнения требований ЕС потребуются настоящие изменения в экономике, а сланцевая промышленность является одним из основных источников загрязнения атмосферы углекислым газом.

Когда несколько недель назад руководитель Палаты возобновляемой энергии Рене Таммист писал в своем блоге, что Европейская комиссия запретит использование сланцевого масла, то министр окружающей среды Кейт Пентус уверяла, что не все так катастрофично.

«В ЕС сейчас обсуждают внедрение директивы по качеству топлива, где говорится в том числе о моторном топливе из сланца, а не о топочном масле. Но и в этом случае говорится не о запрете, а о требованиях к топливу», — заметила министр. Срок внедрения директивы — 2020 год.

Один информированный о ходе развития событий источник сообщил, что эстонские чиновники просто проспали момент, когда еще можно было предотвратить внесение сланцевого масла в черный список.

У Эстонии есть два сильных союзника в этом вопросе — Канада и Великобритания. Произведенное из нефтяных песков канадское топливо тоже попало бы под запрет.

Новый завод VKG.
Проектная мощность 300 тонн сланцевого масла в день.
Reuters пишет, что окончательное решение по директиве о качестве топлива будет принято в начале декабря. «Оппозиция евродирективе недостаточна сильна и крепка», — сказал профессор Торонтского университета Валдемар Скробэк газете Calgary Herald.

«Окружающая среда — это любимая тема ЕС, и Еврокомиссия в этом вопросе имеет такое сильное влияние, что противодействие пары государств ничего не изменит», — заметил канадский профессор.

Связанные с энергетической промышленностью эстонские бизнесмены не понимают рвения ЕС в борьбе с потеплением климата. «Сланец — это дар небес, и его положили здесь не зря», — заявил один из предпринимателей в частной беседе.

Он заметил, что разумнее производить из сланца топливо, а не электричество, и напомнил, что деградация сланцевой промышленности приведет к серьезной безработице в Ида-Вирумаа.

Кроме веры в уже функционирующие предприятия, эстонское государство и частные предприниматели готовятся к инвестициям в производство автомобильного топлива из сланцевого масла. Запрещающая директива ЕС означала бы, что производить это топливо будет можно, а пользоваться им в Европе — нельзя.

То, что резкие слова профессора Валдемара Скробэка неизвестной у нас газете Calgary Herald являются точной оценкой сложившейся ситуации, подтверждают и высказывания чиновников, занимающихся проблемой потепления климата.

«У нас есть задачи Европы на 2020 год, система квот на выброс CO2 сохранится, мы сохраним ее и в том случае, если в Дурбане не удастся заключить договор, подобный Киотскому», — заявила Хедегаард журналистам на пресс-конференции в четверг в Брюсселе.

Россия, Австралия, Япония и Новая Зеландия не хотят продлевать Киотский договор. Для заключения всемирного соглашения необходима поддержка США и крупных, быстро развивающихся государств, в первую очередь Китая, Индии и Бразилии.

Хедегаард и ее единомышленников не смущает то, что на совести стран ЕС только 11% всех мировых выбросов CO2, и их дальнейшее сокращение будет тасканием воды в решете.
В конце ноября в ЮАР, в Дурбане, состоится саммит ООН по вопросам изменения климата.

Прошлогодняя встреча, которая прошла в это же время в Канкуне, закончилась ничем.
Но что может быть приятнее, чем уехать из пасмурной осенней Европы в теплую солнечную Африку, чтобы обсудить там проблемы потепления климата!

Конни Хедегаард сообщила, что после 2013 года Европейский Союз больше не будет поддерживать проекты развивающихся стран по сокращению выбросов парниковых газов.

На эти предприятия потрачено немало денег — например, в Дели было построено метро, а в Гватемале — создана система, использующая геотермическую энергию. Все это делалось исходя из идеи, что, если индийцы вместо своих тук-туков будут ездить на метро, то воздух будет чище, а глобальное потепление климата приостановится.

Война с авиафирмами

Сообщение о прекращении инвестиций звучит, как угроза: если вы не присоединитесь к целям нашей климатической политики, то останетесь без денег. Точно так же Евросоюз воюет с американскими авиакомпаниями, не желающими присоединяться к торговле квотами, которая вводится в действие и в авиации.

Большую часть квот, покрывающих парниковые газы, возникающие вследствие сгорания авиационного горючего, Евросоюз дает бесплатно, однако определенную часть из них фирмы все-таки должны выкупать. Причем с 2012 года эта часть будет ежегодно увеличиваться на пять процентов.

От аукционов авиафирм в бюджет Великобритании будет поступать сто миллионов фунтов в год. Две крупные авиакомпании, осуществляющие дальние рейсы через Атлантику — American и United, — подали в суд на климатическую комиссию.

Чиновник из отдела торговли CO2 директората Еврокомиссии по изменению климата Дамиен Медоуз сказал журналистам, что, если авиакомпании выиграют в суде, Евросоюз изменит закон, но не откажется от торговли углеродом в авиации. Медоуз дал понять, что протестующие авиакомпании можно штрафовать.

«Европейский долговой кризис не умаляет потребности в интеллигентной климатической политике, а наоборот, увеличивает, — отметила Хедегаард. — Рост конкурентоспособности экономики, создание новых рабочих мест и климатическая политика связаны между собой».

Кейт Пентус
МНЕНИЕ

Кейт Пентус,
министр окружающей среды

В Дурбане Эстония хочет достичь юридически обязывающего климатического соглашения, охватывающего все крупнейшие экономики, в том числе Китай и Индию. Сама Эстония готова внести свой вклад и к 2020 году сократить загрязнение CO2 на 20 процентов. Благодаря произошедшим в промышленности изменениям, к нынешнему моменту мы снизили выбросы парниковые газы на 50 процентов по сравнению с 1990 годом.

Программа климатической политики ЕС

• В 2050 году Европейский Союз будет выбрасывать в атмосферу парниковых газов на 80% меньше, чем в 1990 году. Эта цель будет осуществляться постепенно: 2020 — 20%, 2030 — 40%, 2040 — 60%.
• Ради международного соглашения Евросоюз готов сократить объем парниковых газов на 30%.
• Для экономии энергии и сокращения парниковых газов ежегодно нужно инвестировать 270 миллиардов евро, то есть 1,5 % от ВВП. К 2050 году экономия энергии должна сократить расходуемые на энергию деньги — 175-320 миллиардов евро. Более чистый воздух позволит к 2050 году сократить расходы на здравоохранение — 88 миллиардов евро в год.
• В 2050 году Евросоюз будет потреблять энергии на 30% меньше, переход на местные виды топлива позволит оставить расходуемые на энергию деньги в Европе. Импорт ископаемых видов топлива в 2050 году будет наполовину меньше, чем сейчас, вырастет энергетическая безопасность.
• Сокращение парниковых газов на 25% даст 1,5 миллиона новых рабочих мест.
Источник: Европейская комиссия

Для нас важно, чтобы после окончания действия Киотского договора не возник вакуум, поэтому мы готовы к возможности продления этого договора. Но это должно быть лишь временным решением, а цель все-таки состоит в установлении всеобъемлющих климатических рамок.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------  

Комментариев нет: