воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Российское присутствие в Марианской впадине


По заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации началось проектирование батискафа – глубоководного аппарата- исследователя, способного погрузиться на глубину около 11 тысяч метров, человечеством до сих пор не покоренную.

Ни один аппарат в мире сегодня так глубоко не плавает – максимальной глубиной для уже существующих батискафов – глубоководных аппаратов-исследователей, в том числе и российского «Мира», считается глубина в 6,5 тысяч метров.

Данный проект будет реализован в 2009–2016 годах в в рамках Федеральной целевой программы, названной «Развитие гражданской морской техники». По подсчетам заказчика сметная стоимость проекта, в которую входит проектирование и разработка обитаемого батискафа- аппарата-исследователя, составляет 63 млн. рублей. Местом базирования аппарата будет большое научно-исследовательское судно-носитель, создание которого уже разрабатывается.

Гигантские амебы обнаружены в Марианской впадине.
В экипаж батискафа войдут 2–3 узких специалиста, максимальная глубина погружения составит 11 тыс. м, предельное водоизмещение аппарата составляет около 33 т. Аппарат может находиться под водой бесперерывно 72 часа.

В то же время Министерства промышленности и торговли Российской Федерации разместило заказ на разработку и проектирование (НИС) – научно- исследовательского судна-носителя, которое станет местом базирования обитаемого глубоководного аппарата, с экипажем в 80 человек, с размещением в трюме судна запаса пищи и горючего для 100 автономных суточных походов.

В заказе на спускаемый аппарат представители Министерства промышленности и торговли отметили, что создание такого комплекса призвано ««утвердить авторитет России как великой морской державы и лидера глубоководного судостроения».

В данном министерстве уверены, что подобный аппарат может быть построен на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Однако в ОСК еще не прокомментировали данное высказывание о возможности строительства аппарата, объяснив, что они еще не в курсе. Техническое задание требует, чтобы глубоководный батискаф был оснащен самой новой радиотехнической и навигационной аппаратурой, современной и надежной системой безопасности. И кроме всего прочего, данный комплекс позволит увеличить количество программ российских научных исследований, давая возможность осуществлять самые сложные исследовательские операции на большой глубине.
Марианская впадина.
— Обитаемые глубоководные аппараты имеют широкое поле применения – начиная со сбора информации и проведения измерений, кончая работами по ликвидации последствий подводных аварий и прокладками подводных технологических или коммуникационных узлов. Создание такого аппарата, имеющего возможность погружаться на 6 километров, в среднем стоит 50 млн. долларов, а здесь речь идет об 11 тыс. м. – Об этом сообщил «Известиям» заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов при институте океанологии РАН Анатолий Сагалевич. Он считает, что перед тем , как создавать новые аппараты, необходимо использовать те, которые уже существуют.

— Наши российские «Миры» признаны самыми лучшими во всем мире, но очередь на их использование не выстроилась, — утверждает океанолог. — На содержание известного «Академика Келдыша», на котором базируются два аппарата «Мир», в день тратится 40 тыс. долларов, т.е. около 15 млн. долларов в год. Наверно, в государственном масштабе это и немного, но если учесть, что наша лаборатория уже 20 лет ищет себе работу сама, то цифры не так уж и малы.

Обитатели Марианской впадины.
В Министерстве промышленности и торговли отмечают, что кроме научного применения, глубины Мирового океана сейчас очень активно используется для размещения нефте- газодобывающих трубопроводов, платформ и кабельных трасс, так что новый аппарат без работы не останется.

Сегодня только у нескольких стран есть глубоководные научные аппараты:
«Мир-1» и «Мир-2» – у России (глубина погружения 6–6,5 тыс. м),
Nautile — у Франции (6 тыс. м),
«Шинкай-6500»— у японцев (с рекордной глубиной погружения 6527 м),
у Китая – копия «Мира», которая была испытана на глубине 5 тыс. метров.

Уже есть аппарат с возможностью погружения на 6,5 тыс. м изучает 98% всего мирового океана. И поэтому нет никакой целесообразности в создании аппаратов, которые спускаются на 11 тыс. м, — досадует Сагалевич. — Люди уже были на такой глубине— к примеру, в 1960 году уже французы опускались на дно Марианской впадины и ничего особенного, кроме осадочных пород не нашли.

Никогда ни советская, ни тем более российская промышленность не производили подобных аппаратов. Даже известные «Миры» были построены финской компанией Rauma-Repola Oceanics.

— Российская судостроительная промышленность не способна построить такой аппарат, — говорит генеральный директор агентствапо исследованиям InfraNews Алексей Безбородов. — Этот корпус – не просто болванка из титана с иллюминатором — это корпус, который должен выдерживать большое давление, и построить это сегодня – небольшая проблема. Вся проблема в судне, которое должно обеспечивать деятельность этого аппарата. А эти суда российская промышленность еще не строила. Еще во времена СССР весь наш глубоководный флот был заграничным: от «Мстислава Келдыша» до «Юрия Гагарина».

Заказ на строительство данного аппарата Министерство промышленности и торговли планирует уже в следующем году.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------




Комментариев нет: