понедельник, 22 ноября 2010 г.

Пчёлы против мёда


Кадры из мультфильма "Винни Пух и Все-Все-Все"

В результате сращивания партийной и административной структур, политики в Нарве начинают терять контроль над городом. Поэтому одно из первых обещаний центристов в новом созыве - сокращение чиновничьего аппарата, что для центристов равносильно лозунгу "пчёлы против мёда".  

Более года прошло с тех пор, как на муниципальных выборах в нашем городе уверенную победу одержала Центристская партия. Набрав количество голосов, позволившее ее представителям занять 26 депутатских кресла, вступив в коалицию с «Uus Narva», центристы стали единственной политической силой в городе. Оппозиция в Горсобрании практически отсутствует, и его заседания стали похожими на приснопамятные советские партийные съезды – победные рапорты и всеобщий «одобрямс».

Коалиционное большинство может ни о чем не беспокоиться, ведь все его кулуарные решения автоматически продавливаются в Горсобрании простым арифметическим большинством голосов. Все ключевые позиции в городе заняты или членами Центристской партии, или зависящими от нее людьми.

Казалось бы, это должно развязать властям руки, позволить принимать стратегически умные и правильные решения, идущие на благо родного города. Вместо этого мы слышим постоянные восторженные отчеты о строительстве новых супер- и гипермаркетов, о подарках со стороны России и бесконечном ожидании манны небесной.

В повседневной же жизни Нарвы мало что меняется. Также уезжает за лучшей долей молодежь и трудоспособное население, те, кто остался, дрожат за свои рабочие места и «не лезут в политику», то есть никак не реагируют на решения властей, как правильные, так и неправильные. Люди закрылись в собственной скорлупе, резонно беспокоясь о благосостоянии своей семьи, своих детей. А власть в это время с удовольствием ими «правит». Налицо все признаки пресловутого «застоя».

В стенах Горсобрания сегодня нелегко определить, кто же из депутатов не центрист. Войдя в блок с Центристской партией, остальные члены правящей коалиции буквально «потеряли лицо» - подчиняясь коалиционной дисциплине, они практически проводят в жизнь решения центра, даже если не согласны с ними. Это подтверждает на редкость единодушное голосование по всем вопросам повестки дня. Задаваемые в ходе сессии вопросы не в счет – поправки принимаются редко. Чаще всего депутатам устами «тяжелой артиллерии» - высших чиновников Горуправы – просто затыкают рот, уверяя, что они глубоко не правы.


Тактика "кукушонка"

Будучи в коалиции, центристы используют тактику «кукушонка» – выталкивают из гнезда всех, пока не останутся одни. Тактика "кукушонка" – палка о двух концах. Будучи во власти, нужно показывать, что ты реально сделал. Мы же видим надувание мыльного пузыря – постоянную похвальбу самих себя. Дел нет, но говорить об успехах нужно. Однако оппозиции нет, и не на кого указать пальцем – они мешают нам работать.

Самый лучший вариант в такой ситуации – начинать успешно работать. Но тактика кукушонка привела к тому, что у центристов не осталось грамотных специалистов. Центристская партия – партия единоначалия, а оно не терпит конкуренции, даже в своих рядах. Сегодня центристы лишились даже «своих» энергичных и инициативных людей.

Мы видим на высших должностях или молодые, самонадеянные и в тоже время растерянные лица, чья квалификация зачастую никак не соответствует занимаемой должности, или старых, проверенных партийцев. И та, и другая категория легко управляема, но профессионализм в этом случае отодвигается на второй, а то и третий план.

Такая тактика «кукушонка» была необходима при борьбе за власть. Но сегодня нужно уже строить, а это могут сделать только грамотные, энергичные специалисты. А их нет. И нет реальных успехов. И в этой ситуации легче использовать другой путь – создать внешнего врага, коим сегодня устами председателя собрания назначено правительство Эстонии. Без искусственного врага им просто не выжить, не с чем идти на предстоящие выборы. Ситуация похожа на 80-е годы, когда видим одно, а в газетах читаем другое. В нашем случае – в издании «Город», именуемым в народе печатным органом центристов.


Городская власть с ярко выраженным криминальным мышлением

А примеров ошибок, неправильных решений, к сожалению, много. Возникший кризис с бюджетом – наглядный пример того, как не были вовремя приняты грамотные решения.

У сегодняшнего состава Горсобрания, вообще у городской власти – ярко выраженное криминальное мышление. Есть три подхода к Закону. Для власти он должен быть четким: можно делать только то, что РАЗРЕШЕНО законом. Для бизнес-структур другая позиция: можно делать все, что НЕ ЗАПРЕЩЕНО. Ну а криминальные структуры делают всё, что ПОЖЕЛАЮТ. Сегодня лидеры центристской партии, многие члены Горсобрания – бизнесмены, все знакомы с уголовным кодексом не понаслышке. И с этим мышлением, не перестроившись, они пришли во власть. Наглядный пример, сделка с акциями Heakorrastus. Исключительное право собрания решать судьбу городского имущества передали горуправе. Вроде бы мелочь, а три миллиона крон кто-то подобрал…

Власть действует, как не особо порядочный бизнесмен – используя слабости закона, некоторые дыры в законодательстве, использует их в собственных интересах, чтобы получить выгоду. А власть в принципе не должна этого делать, она должна быть примером исполнения Закона. Сегодня нарвская власть настолько срослась со всяческими структурами, что это не всегда может работать согласно духу закона. Кто знает, как повернулась бы сейчас судьба Кренгольма, если бы депутаты в своё время на основании закона завернули бы обратно ходатайство Narva Vesi на повышение цен за воду. Ведь на момент подачи ходатайства эта фирма не имела лицензии на доставку воды потребителям!

Депутат-бизнесмен заинтересован в получении большого заказа, и его мало волнует, с какими нарушениями оформлены документы. Главное – выгода, деньги. А если все привести к букве закона, могут сорваться сделки. Это - еще один кризис власти.

Конечно, далеко не все депутаты являются бизнесменами, и не все они центристы. И уж, конечно, не могут не видеть последствий постоянного конфликта их решений с законодательством и с совестью. Что же вынуждает их послушно голосовать? И на это есть своё объяснение.


Сращивание партийной и административной структур

Центристская партия, вырастая численно, как любая организация должна иметь и собственную структуру. Это очень дорого. Центристы пошли по более легкому и доступному для них пути – сращивания партийной и административной структуры. Ключевые посты заняты центристами, и даже лидер Нарвского отделения, М. Стальнухин – формально административный управленец. Это сэкономило деньги на строительство партии, а во-вторых, позволило передавать все политические решения через административную структуру. Произошло сращивание партийного и административного аппарата. Так по данным государственного регистра, в депутатском корпусе 17 из 31 депутата — члены ЦПЭ, в 4-х членов горуправы — 3 центриста, 5 постов руководителей отделов из 10 принадлежит им же. К слову, все громкие скандалы именно в этих отделах и происходят.

В такой ситуации неудивительно, что практически все депутаты голосуют так, как им укажут центристы - ведь партийное решение является одновременно и административным распоряжением. Только вот не загоняют ли центристы себя таким образом в ловушку - проиграв на выборах, они могут лишиться не только власти, но и самой партии. С заменой людей на ключевых постах рухнет структура, а без нее партия недееспособна.

Есть и еще один аспект – выполняя на каком-то этапе решения партии, пусть и незаконные, чиновник чувствует безнаказанность – ведь все проходит, партия, используя административный ресурс, прикрывает! А вот на следующем этапе, чувствуя свою безнаказанность, такой чиновник и сам начинает диктовать условия политикам. Политики начинают терять контроль над городом. И это уже происходит, не зря же одним из первых обещаний центристов в новом созыве было сокращение чиновничьего аппарата! Для центристов, это равносильно, лозунгу «пчёлы против мёда!». Придя во власть через административный ресурс, они сейчас, ради сохранения самой власти, вынуждены «выгонять из улья» помогавших им чиновников. Ясно, что без обострения внутренней борьбы это не обойдётся. Запланированное сокращение 18 мест в городской структуре - это как контрольный выстрел для начавших сомневаться в партийной истине чиновников.

Сверхполитизация нарвской жизни видна уже невооруженным глазом, в большей или меньшей степени это чувствуют все нарвитяне. Но одна из сторон такой ситуации – страх. Страх потерять работу, лишиться социальных благ. Отсюда – неуверенность и чувство безысходности, нежелание «высовываться» и вмешиваться в политические процессы. Лишь бы не трогали, а со своими проблемами сам справлюсь.

Это и правда напоминает худшие времена застоя, но в нарвском варианте, ещё и с криминальным оттенком.

rus.err.ee
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: