Во-первых, процесс интеграции стран-членов ЕС в политической сфере существенно отстает от аналогичного процесса в экономике. На международной политической арене Евросоюз не обладает полной субъектностью, ему трудно "говорить единым голосом".
Во-вторых, против объединенной Европы активно интригуют США, имеющие в стане ЕС целый табун «троянских коней» из числа «молодых восточноевропейских демократий». Прием новых членов в Евросоюз умело используется Вашингтоном для разжигания конфликтов между «локомотивами» этой организации – Германией и Францией, с одной стороны, и остальными членами Евросоюза – с другой. Именно поэтому Европейская комиссия назвала в свое время Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию «потенциальными источниками проблем для Европейского союза».
В-третьих, на первый план вышла проблема принятия единой европейской конституции. Причем произошло это задолго до провала референдумов по ее принятию, так как продвигавшийся Берлином и Парижем проект конституции Европейского союза ставит в привилегированное положение страны с наибольшим количеством населения, то есть всё те же Германию и Францию, которые заинтересованы в создании федеративного европейского государства под своим контролем. Такой вариант, исходящий от сильнейших континентальных держав Европы, категорически не устраивает Великобританию, ориентированную на англосаксонский тандем и согласовывающую действия с Соединёнными Штатами.
В-четвертых, страны-члены Евросоюза не в состоянии достигнуть единства мнений по вопросам, касающимся коллективной безопасности Европы, включая сотрудничество в областях правосудия и борьбы с терроризмом. В связи с серьезным отставанием процесса интеграции ЕС в сферах политики, дипломатии и безопасности страны-члены союза проявляют особую осторожность в обмене информацией по этим вопросам (дело Сноудена, показавшее, что такая осторожность отнюдь не напрасна, явно не поможет решению данной проблемы).
В-пятых, западноевропейские ученые отмечают, что экономики их стран столкнулись с проблемой финансирования государством социальной сферы. Вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация, прежде всего - низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Для экономики это означает, что за счет отчислений с заработной платы поступает всё меньше и меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий. Одновременно становится все меньше работников, финансирующих системы страхования.
В-шестых, тревогу вызывает аграрная политика Евросоюза. Несмотря на то, что его страны ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств проблема только усложнилась. Страны с развитым аграрным сектором вроде Польши и Венгрии существенно - в несколько раз - обостряют проблему перепроизводства и распределения продуктов сельского хозяйства.
В-седьмых, экономический разрыв между новыми и старыми членами ЕС становится все очевиднее. ВВП на душу населения «молодых» членов Европейского союза не достиг и половины среднего показателя организации прежнего состава; в некоторых «молодых» странах-членах данное соотношение составляет 1:4. Ликвидировать этот разрыв вряд ли возможно, и такая несбалансированность создает дополнительные проблемы для развития Евросоюза как целого.
В-восьмых, вступление новых стран в Европейский союз ведёт к конфликтам, связанным с перераспределением средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в общие фонды. С другой стороны, страны, которым оказывали содействие (Испания, Ирландия, Португалия), хотят и дальше получать средства из этих фондов.
В-девятых, необходимые реформы системы принятия решений в ЕС сопряжены с большими трудностями. Малые страны-члены озабочены контролем больших над делами Евросоюза и собственной маргинализацией, в то время как крупные страны ратуют за сочетание прав и обязанностей, надеясь удержать руководство делами Союза благодаря внесенному ими в общий бюджет определяющему финансовому вкладу. Кроме того, после расширения ЕС стала заметна разница между новыми и старыми членами в государственном устройстве и системах юстиции. Процесс адаптации законов и правил Евросоюза новыми членами долог и тернист.
В-десятых, неясно будущее евро. Об этом еще в середине 2000-х заявил в статье, опубликованной The Financial Times, комиссар Европейского союза по вопросам единого рынка Frits Bolkenstein: «Евро предстоит сложное испытание. Через 10 лет Европа столкнется с огромными проблемами, когда станет необходимо выплачивать пенсии стремительно стареющему населению… Я считаю, что долгосрочные шансы евро на выживание сомнительны».
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Во-вторых, против объединенной Европы активно интригуют США, имеющие в стане ЕС целый табун «троянских коней» из числа «молодых восточноевропейских демократий». Прием новых членов в Евросоюз умело используется Вашингтоном для разжигания конфликтов между «локомотивами» этой организации – Германией и Францией, с одной стороны, и остальными членами Евросоюза – с другой. Именно поэтому Европейская комиссия назвала в свое время Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию «потенциальными источниками проблем для Европейского союза».
В-третьих, на первый план вышла проблема принятия единой европейской конституции. Причем произошло это задолго до провала референдумов по ее принятию, так как продвигавшийся Берлином и Парижем проект конституции Европейского союза ставит в привилегированное положение страны с наибольшим количеством населения, то есть всё те же Германию и Францию, которые заинтересованы в создании федеративного европейского государства под своим контролем. Такой вариант, исходящий от сильнейших континентальных держав Европы, категорически не устраивает Великобританию, ориентированную на англосаксонский тандем и согласовывающую действия с Соединёнными Штатами.
В-четвертых, страны-члены Евросоюза не в состоянии достигнуть единства мнений по вопросам, касающимся коллективной безопасности Европы, включая сотрудничество в областях правосудия и борьбы с терроризмом. В связи с серьезным отставанием процесса интеграции ЕС в сферах политики, дипломатии и безопасности страны-члены союза проявляют особую осторожность в обмене информацией по этим вопросам (дело Сноудена, показавшее, что такая осторожность отнюдь не напрасна, явно не поможет решению данной проблемы).
В-пятых, западноевропейские ученые отмечают, что экономики их стран столкнулись с проблемой финансирования государством социальной сферы. Вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация, прежде всего - низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Для экономики это означает, что за счет отчислений с заработной платы поступает всё меньше и меньше средств для выплаты пенсий, пособий по безработице, социальных пособий. Одновременно становится все меньше работников, финансирующих системы страхования.
В-шестых, тревогу вызывает аграрная политика Евросоюза. Несмотря на то, что его страны ориентируются на соблюдение принципов рыночной экономики, аграрная политика ЕС находится в полном противоречии с этими принципами. С принятием новых государств проблема только усложнилась. Страны с развитым аграрным сектором вроде Польши и Венгрии существенно - в несколько раз - обостряют проблему перепроизводства и распределения продуктов сельского хозяйства.
В-седьмых, экономический разрыв между новыми и старыми членами ЕС становится все очевиднее. ВВП на душу населения «молодых» членов Европейского союза не достиг и половины среднего показателя организации прежнего состава; в некоторых «молодых» странах-членах данное соотношение составляет 1:4. Ликвидировать этот разрыв вряд ли возможно, и такая несбалансированность создает дополнительные проблемы для развития Евросоюза как целого.
В-восьмых, вступление новых стран в Европейский союз ведёт к конфликтам, связанным с перераспределением средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в общие фонды. С другой стороны, страны, которым оказывали содействие (Испания, Ирландия, Португалия), хотят и дальше получать средства из этих фондов.
В-девятых, необходимые реформы системы принятия решений в ЕС сопряжены с большими трудностями. Малые страны-члены озабочены контролем больших над делами Евросоюза и собственной маргинализацией, в то время как крупные страны ратуют за сочетание прав и обязанностей, надеясь удержать руководство делами Союза благодаря внесенному ими в общий бюджет определяющему финансовому вкладу. Кроме того, после расширения ЕС стала заметна разница между новыми и старыми членами в государственном устройстве и системах юстиции. Процесс адаптации законов и правил Евросоюза новыми членами долог и тернист.
В-десятых, неясно будущее евро. Об этом еще в середине 2000-х заявил в статье, опубликованной The Financial Times, комиссар Европейского союза по вопросам единого рынка Frits Bolkenstein: «Евро предстоит сложное испытание. Через 10 лет Европа столкнется с огромными проблемами, когда станет необходимо выплачивать пенсии стремительно стареющему населению… Я считаю, что долгосрочные шансы евро на выживание сомнительны».
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий