"о`Город" №31 - (464) 02 августа 2013 - 08 августа 2013г. (распространяется бесплатно).
Страница 1
Партия – наш рулевой?
До местных выборов осталось три месяца с небольшим. Согласно свежим данным, в июне свой выбор еще не сделали 44% потенициальных избирателей. Что об этом думать? – задается вопросом обозреватель «МК-Эстонии» Айн Тоотс.
Айн Тоотс |
Есть и другие указания на то, что с любовью народа к партиям не все хорошо. Так, президента Ильвеса настораживает рост недоверия избирателей к партиям, проявления внутренней жизни которых вызывают недоумение. Хелле Мери, вдова одного из прежних президентов, находит, что пауза в развитии Эстонии уж слишком затянулась. А видный экономист Андрес Аррак заявляет, что не видит на политическом ландшафте партии, которая была бы в состоянии прервать эту паузу. Что это, конец партократии в Эстонии?
Почти по Михалкову
Цифры этого все же не подтверждают. Хотя со своим выбором еще не определилась почти половина избирателей, среди остальных свою поддержку нынешним четырем парламентским партиям засвидетельствовали целых 92% опрошенных. То же было в прошлом году, тогда как в предыдущие годы цифра эта была ниже 90%.
Лишь у трех непарламентских партий рейтинг был в июне в пределах 1-3%, у остальных – ниже 1%, тогда как у трех парламентских партий он 24-28%, да и у четвертой тоже 14%.
Надо также учесть, что лишь в рекордном 2009 году участие избирателей в местных выборах было чуть выше 60%,тогда как во все предыдущие годы оно оставалось ниже 53%, а в 2005 и 1999 годах даже ниже 50%.
Ясно, что большинство в любом случае проголосует за жизнеспособные партии. Это значит, что истина, провозглашенная в одном из детских стихов Сергея Михалкова («партия – наш рулевой»), живет и здравствует, только теперь партия-то не одна, и это приводит избирателя в замешательство.
У всех в голове должен быть рулевой, А чёрт или ангел – решай! Хорал мне по нраву, тебе – волчий вой Я музыку слышу, ты - лай blog.i.ua |
Автор этих строк хочет не агитировать кого-то за или против чего-либо, а просто поделиться собственными сомнениями.
Первое из них связано с тем, что парламентские выборы – это одно, а местные – совсем другое, хотя последние и являются прелюдией первых. Всегда и везде ли правильно голосовать за «любимую» политическую силу, особенно при нынешнем их состоянии? Ведь партия – не жена и не родина, которым нельзя изменять. На местном уровне от партий ожидают иного, чем на государственном, поэтому и предпочтение их может быть иным.
Второе сомнение порождено феноменом «засидевшихся» - как на местном уровне, так и общегосударственном. Издревле известно, что под лежачий камень вода не течет. А что, если немного его потревожить? Хуже наверняка не будет.
Наконец, третье сомнение обусловлено неопределенностью, а чего мы вообще ждем сегодня от партий?
Чтобы все оставалось, как есть? Или перемен? Но в чем и в какую сторону? И реальны ли они?
Крупных целей больше нет
Развитие Эстонии как-то незаметно стало проседать после достижения двух крупных целей: вступления в Евросоюз и НАТО. Последовавшие затем вхождение в Шенгенское пространство и переход на евро были лишь приложением к этому.
Третья крупная цель – нормализация отношений с Россией – из-за недоступности была отложена до лучших времен и начинает теперь реализоваться по инициативе другой стороны. Похоже, выбранная тактика не суетиться зря оказалась правильной, ибо большой стране, от которой все и зависит, требуется для прозрения чуть больше времени, чем маленькой.
Крупных целей, увы, больше нет, осталась лишь видимость их, да и она какая-то размазанная. Неспособность провести административную реформу тормозит развитие регионов – ну так и что? Без задраивания пробоин в системе образования не решить проблем занятости и сохранности населения – ну так и что?
Халдей останется халдеем, Одень ему хоть килт хоть фрак… Злодею вечно быть злодеем, Ну а дурак - везде дурак. |
При отсутствии крупных целей их заменители препарируются долго и мучительно, иногда без всякого результата. Только как в мирное и спокойное время обзавестись крупной целью?
Свобода без равенства и братства
Лозунг Великой французской революции – «свобода, равенство, братство» – был худо-бедно реализован при советской власти по двум пунктам. То есть общество дефицита много чего, в том числе свободы, сформировало некое подобие равенства, которое порой рождало и чувство братства.
Сейчас у нас свободы навалом, но нет ни равенства, ни братства, ибо все заняты погоней за богатством. А ведь равенство легче достижимо в бедности, чем в богатстве, да и интересы у людей разные: кому-то надо больше вещей, кому-то власти, а кому-то – ума.
Вопросам равенства посвящен весь блок социальной политики, но лишь немногих беспокоит то, что в обществе накопился дефицит чувства братства (взаимопонимания между разными группами людей). К сожалению, это не совсем еще ясно и нашим рулевым, увеличивающим этот дефицит в угаре междоусобицы.
Но всему свое время, ибо рано или поздно избиратели убедят политиков в том, что свобода не противопоказана чувству братства. И покажут, что потенциал у него при наличии свободы совсем иной.
Дела нарвские |
---|
rus.delfi.ee |
В Нарве отметили 69-ю годовщину освобождения города Красной армией
26 июля в Нарве отметили 69-ю годовщину освобождения города от немцев. В памятных мероприятиях приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, бывшие жители блокадного Ленинграда, узники нацистских концлагерей, труженики тыла, представители общественных организаций города.
С ветеранами в этот день были председатель Нарвского горсобрания Александр Ефимов, его заместитель Лариса Оленина, консул-советник Генерального консульства РФ в Нарве Владимир Иванов, председатель нарвского Союза российских соотечественников Валерий Четвергов, руководитель Союза российских граждан Нарвы Геннадий Филиппов.
К стене с наименованиями соединений, освобождавших город, на могилы павших в борьбе с фашизмом, к памятнику Мерикюльскому десанту были возложены венки и цветы. Венок был опущен на воды реки Нарвы, при форсировании которой погибло много советских воинов. Возложение цветов состоялось и на братской могиле в Синимяэ, в которой покоится свыше 12 тысяч павших бойцов.
По словам Геннадия Филиппова, для ветеранов и участников мероприятий был заказан автобус на 60 мест. Однако на вопрос, почему День освобождения города от фашистов отмечали в основном пожилые люди, Филлипов ответить не смог.
Александр Ефимов подтвердил, что, к сожалению, молодых людей действительно было очень мало. Но он сказал: ”Хочется надеяться, что это вызвано только тем, что на лето многие из них уехали из города”.
Страница 3
Железнодорожная касса в Нарве закрыта уже месяц и, возможно, не откроется
Уже месяц закрыта железнодорожная касса на нарвском вокзале. На сайте предприятия Go Rail есть информация о том, что это временная мера, однако о сроках, когда касса откроется, не сказано ничего, пишет «Нарвская газета».
Там же, на Интернет-странице Go Rail AS, клиентам предлагается за получением информации и для покупки билетов обращаться в нарвское туристическое агентство Silver Dream, расположенное по адресу Тулевику, 6а. Директор этой фирмы Людмила Шпока сказала «НГ», что договор с Go Rail на оказание услуг был заключен еще в 2011 году, когда впервые зашла речь о закрытии кассы на железнодорожном вокзале Нарвы. Основной причиной тогда была названа нерентабельность кассы, однако в итоге, после протестов общественности, она продолжила работу.
«Но в течении двух лет, пока касса на вокзале работала, наш договор с Go Rail продолжал параллельно действовать, – говорит Людмила Шпока. – И нынешним летом руководство Go Rail, закрывая кассу, вспомнило о нем».
Нарва, Тулевику 6а |
Она добавила, что в ее агентстве нет какой-то специальной наценки на билеты, которой не было при их покупке в кассе. Просто клиенты, глядя на цены билетов на Интернет-странице Go Rail, не всегда видят, что в стоимость не включаются страховые и комиссионные сборы.
Людмила Шпока выразила сомнение в том, что касса на вокзале будет вновь открыта. «По крайней мере, из Go Rail нам ничего не сообщали об этом», – сказала она. Также на днях появилась информация о временном изменении расписания движения поездов в сообщении с Санкт-Петербургом из-за ремонтных работ.
Как сообщил портал 47News, в связи с закрытием движения на перегоне Нарва–Ивангород по причине проведения ремонта моста через реку Нарва в сентябре 2013 года отменяются некоторые рейсы поездов дальнего следования. Среди них поезд № 810/809 Таллин–Санкт-Петербург с отправлением из Таллина и Санкт-Петербурга 10 и 17 сентября 2013 года.
Пассажиров просят планировать свои поездки с учетом изменений в расписании.
Страница 4
Реконструкция бастиона Виктория в Нарве. Строители недоумевают.
В Нарве полным ходом идет реконструкция бастиона Виктория. В ее рамках будет осуществлен целый ряд работ: очистка стен бастиона от растительности, реставрация, укрепление и консервация бастиона, а также прилегающей к нему куртины. В бывшем пороховом погребе будет обустроен гостевой центр. Помимо реставрации внешних стен и внутренних казематов бастиона Виктория, идут и дренажные работы.
Узнайте из репортажа от газеты "Виру Проспект", чему удивляются таллинские строители, работающие на реконструкции нарвских бастионов. Например, Дмитрий Болотников, прораб Amareen OÜ:
rus.err.ee |
Нарва получила четыре работающих на природном газе городских автобуса
25 июля Департамент шоссейных дорог передал AS Narva Bussiveod четыре последних автобуса, работающих на природном газе, которые будут использоваться на нарвских городских линиях.
Автобусы приобретены за счет средств, полученных на основе договора Эстонии и Испании о торговле квотами на выброс вредных веществ в соответствии с 17 статьей Киотского протокола. Всего Департамент шоссейных дорог закупил семь городских автобусов с работающим на природном газе двигателем внутреннего сгорания и три городских автобуса с газово-электрическим гибридным приводом.
Два автобуса с работающим на природном газе двигателем внутреннего сгорания уже переданы AS GoBus для обслуживания пярнуских городских линий, а кроме того осенью пярнуские линии начнут обслуживать три автобуса с газово-электрическим гибридным приводом, которые также будут переданы AS GoBus.
Использование работающих на природном газе или на природном газе и электричестве автобусов поможет уменьшить негативное влияние транспортного сектора на окружающую среду и в целом стимулировать внедрение основанных на альтернативном топливе новых технологий в общественном транспорте.
В родном уезде и государстве |
---|
Страница 6
Долгая дорога в Европу
Подготовка к реализации плана строительства европейской скоростной железной дороги Rail Baltica вышла на финишную прямую: уже осенью в Таллинне может быть объявлен конкурс проектов, заявил вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас.
dv.ee |
Основные проблемы, стоящие сегодня перед Евросоюзом связаны с рядом обстоятельств. Мобильность населения и грузов будет расти. Аналитики, готовившие заключение для Еврокомиссии, отмечают, что нефти будет становится все меньше, поступать она будет из нестабильных регионов мира и цены на нефть будут крайне волатильны. Более того, по прогнозам, до 2050 года они вырастут более чем в два раза. Транспорт же зависит от нефти на 96% своих потребностей в энергии.
Во-вторых, заторы на дорогах стоят Европе около 1% от ВВП ежегодно. Транспортная инфраструктура неравномерно развита в восточных и западных странах ЕС. В новых государствах-членах только около 4800 км автомагистралей и нет специально построенных высокоскоростных железнодорожных линий, а обычные железные дороги линий часто находятся в плохом состоянии.
Грузооборот по прогнозам в сравнении с 2005 годом увеличится к 2030 году на 40%, а к 2050 году более чем на 80%. Пассажиропоток будет расти незначительно меньшими темпами: на 34% к 2030 году и на 51% к 2050 году. Кроме того, на повестке дня остро стоит вопрос экологии. По этим причинам в рамках общеевропейской транспортной стратегии до 2050 года приоритетными будут экологически чистые, безопасные и тихие транспортные средства, а Rail Baltica полностью вписывается в концепцию.
Первое стратегическое исследование для строительства скоростной железной дороги Rail Balticа было проведено в 2005-2006 годах по заказу Директората регионального развития Европейской комиссии. Rail Baltica является приоритетным проектом № 27 Трансевропейской транспортной сети - TEN-T и идентифицируется как Решение 884/2004. Планируется, что дорога с колеёй европейского стандарта с шириной 1435 мм соединит Эстонию, Латвию, Литву, Польшу с Западной Европой. Скорость поездов должна составить 240 км/ч. Кроме того рассматривается возможность строительства железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки либо запуск железнодорожного парома.
В 2012 году была составлена оценка рентабельности Rail Baltica. Тогдашний руководитель Eesti Raudtee Кайдо Симмерманн увидел значительные недостатки в отчете AECOM. Он заявил, что не стал бы брать на себя риски такого строительства. Симмерманн уверен, что заявленные в оценке рентабельности железной дороги объемы товара нереальны и никогда не будут по этой железнодорожной линии перевозиться. Сегодня он не изменил мнения и пояснил ДВ, что при нормальном графике, удобных поездах и быстром сообщении никаких проблем с пассажирами не будет, но содержание дороги не покрыть за счет одних пассажирских перевозок и очень важно пустить по этой дороге грузы. «Расчеты, изложенные в исследовании Aecom, по моему мнению, не были верными, так как слишком большой упор сделан на грузопоток между Западом и Россией, - пояснил Симмерман. - Обычно грузы такими круговыми путями не возят.
Тамошние новости |
---|
Страница 7
Ивангород отпраздновал свой 521-й день рождения
Свой 521-й день рождения Ивангород отметил ярко и с размахом. Празднования начались с самого раннего утра молебном во славу города, а продолжились на городском футбольном поле.
tema.ee |
Ветераны футбола Нарвы и Ивангорода провели очную встречу
В прошедшую субботу, 27 июля, в рамках программы дня города Ивангорода, на футбольном поле российского приграничного города, прошла традиционная встреча ветеранов футбола Нарвы и Ивангорода.
По сравнению с предыдущим годом, когда матч проходил по системе 6+1, на этот раз на поле встречались полноценные команды, в составе каждой из которых, насчитывалось по 11 игроков.
Матч проходил в дружественной обстановке, в присутствии болельщиков, поддерживающих футболистов обеих команд. В числе зрителей были замечены также как представители мэрии города Нарва, так и представители руководства Ивангорода.
В этот день игроки обеих команд забили по 7 мячей. Однако, результат матча, всё же не ничейный.
Матч завершился победой хозяев, со счётом 8-6, так как один из мячей, забитых в ходе игры, оказался для нарвитян автоголом, т.е. был забит в свои ворота.
Мы решили ребятам из Ивангорода помочь победить, ведь у них праздник, поэтому и забили сами себе - отшучивались после матча нарвские футболисты.
По окончанию встречи, представители руководства Ивангорода вручили участникам мачта памятные медали и сувениры.
Культура и спорт в Нарве |
---|
rus.delfi.ee |
Нарвитянка Анжела Воронова - чемпионка Европы по стрельбе!
На чемпионате Европы по пулевой стрельбе, который проходит в Хорватии, отлично выступила в среду нарвитянка Анжела Воронова.
В стрельбе из крупнокалиберной винтовки с 300 метров из трех положений 44-летняя Воронова завоевала золотую медаль - 586 очков.
Занявшая второе место Каролина Ковальчик (Польша) выбила 582 очка. Бронзовая медаль досталась украинке Лесе Лескив - 581.
Накануне женская сборная Эстонии завоевала бронзовые медали в стрельбе из малокалиберной винтовки с 300 метров из положения лежа.
rus.err.ee |
В Нарве стартует турнир по футболу среди дворовых команд
Место проведения: на стадионе Пяхклимяэской гимназии
Контактная информация: 55574149
Дата проведения мероприятия: 10.08.2013 | 11:00
В августе в Нарве начнется традиционный турнир по футболу среди дворовых команд. В нынешнем году турнир будет проводится в двух возростных категориях. Спортивный клуб "Торсида" при финансовой поддержке Отдела культуры и спорта Нарвской городской управы продолжает летнюю традицию проводить в приграничном городе турнир дворовых футбольных команд.
В соревнованиях могут принять участие команды, представляющие различные жилые микрорайоны города. В этом году турнир будет проводиться в двух возрастных категориях: первая - 12-15 лет и вторая - 16-22 год. Состав футбольной команды: 7 полевых игроков и вратарь.
Регистрация участников турнира состоится 10 августа в 11:00 на стадионе Пяхклимяэской гимназии.
"Товарищ" в помощь к/т |
---|
sp.pohjarannik.ee |
Пригородным дачам предсказано стать новой Нарвой
Тысячи дач, сконцентрированных в нарвском пригороде Кудрукюла, со временем станут полноценным круглогодичным жильем. Процесс перестройки сезонных времянок горожан в их основательные частные дома уже идет, и помеха тут только одна – неразвитая инфраструктура, в частности, водоснабжение.
Например, в программе развития общей системы водоснабжения и канализации в городе Нарве в 2008-2020 гг. указывается, что потребность в потреблении воды жителями города в долгосрочной перспективе возрастет, и случится это преимущественно благодаря реорганизации садовых товариществ в территории под застройку малыми жилыми домами. Правда, муниципальный водоканал АО «Narva Vesi» уже в 2010 году в одном из своих официальных писем высказал мнение, что в удаленные городские районы, как Кудрукюла, прокладывать трубопровод общей системы водоснабжения и канализации экономически нецелесообразно…
О плюсах переезда из городского шума рассказывать, наверное, не надо. Вот и председатель совета садоводческих товариществ Нарвы Маргарита Борисова живет в Кудрукюла – на своей даче в садах «Березка» – с апреля по ноябрь. Она рассказывает, что для переезда на круглый год не хватает нормального централизованного водоснабжения. При этом с уходом за дорогами и освещением местных улиц товарищество неплохо справляется самостоятельно, а печное отопление под силу и самим людям.
- Тут все связано с чисто бытовыми условиями, – рассуждает собеседница о том, как люди решаются или не решаются покинуть город; в то же время Борисова знает, что практически в каждом садоводческом товариществе Нарвы уже имеются дома, где люди начали жить постоянно. – Многие реновируют свои дачи на более благоустроенные, хорошие дома.
Один из таких людей – Валерий Копосов, практически круглогодично живущий на своей даче в товариществе «Адонис и Сальвия». Он говорит, что проблем немало, «но главная – питьевая вода». Он, как и большинство нарвских садоводов-огородников, привозит воду из естественного источника, что по дороге к садам, или набирает из единственной в Кудрукюла артезианской скважины в садах «Светофор».
- Мы платим «Светофору» за обслуживание. Рассчитали, сколько примерно человек берет воду, договорились на определенных условиях, – рассказал Валерий.
Отдельный вопрос – канализация, и тут, по словам хозяина, каждый дачник решает сам: приобретают и ставят промышленные приспособления для сбора или изобретают что-то. Для вывоза накопившегося «добра» заказывают специальную машину.
Главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу рассказывает, что другие крупные города, как Таллин, Тарту, давно миновали этот исторический этап превращения дачных районов в полноценные жилые.
Артезианская скважина в садах «Светофор». |
Тамбу предсказывает, что уже в обозримом будущем большая доля дачников из Кудрукюла станет постоянными зарегистрированными жителями этого удаленного городского района.
- Сегодня в первую очередь встает вопрос инфраструктуры. Очень тяжело там проживать круглый год, если нет воды, канализации, освещения, почта не ходит, если дороги не все чистятся, ведь сегодня мы убираем только те из них, где ходят автобусы, – главный архитектор напомнил, что город обязан заниматься такими вопросами, независимо от удаленности района. – Об этом давно говорится – и начинать когда-то придется.
По рассказу Тамбу, кстати, законодательство не разделяет садовый дом и жилой:
- Это все равно дом, и вопрос только в том, что пока еще есть такое понятие, как дом, в котором проживают временно – менее четырех месяцев в году, и для такого дома мягче требования в части энергосбережения. Но начиная с 2016 года требования по энергосбережению распространятся уже на все жилые здания без исключения.
Нарвское городское собрание в июле инициировало тематическую планировку и стратегическую оценку экологических воздействий в Кудрукюла. Это может стать первым реальным шагом самоуправления к будущему развитию удаленного района. Аналогично оторван от «большой Нарвы» и дачный район Олгина, но там и площадь, и население в разы меньше, чем в Кудрукюла. «Туда мы еще не дошли, но, в принципе, там та же ситуация», – подтвердил главный архитектор.
Сколько нарвитян уже сейчас официально зарегистрировали свое место жительства в Кудрукюла? Этот вопрос оказался сложным даже для городского секретаря Антса Лийметса, имеющего доступ в государственный регистр народонаселения. Чиновник разводит руками: выборку по району, а не по конкретному адресу, так просто не сделать.
И даже не ясно, сколько избирателей получат нынче осенью избирательные карты по зарегистрированному месту жительства в Кудрукюла. Но хоть известно, что их урна для волеизъявления традиционно на участке в Нарвской эстонской гимназии.
Не знает о числе постоянных жителей в Кудрукюла и главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу, выше предрекавший скорое заселение дачного района.
- Знаю, что там очень многие проекты садовых домов – это уже проекты реконструкции в частный дом. Я не думаю, что владелец вкладывает большие деньги в это, чтобы проводить там меньше четырех месяцев в году, – отметил он.
Страница 12
Собственник земли не может запретить использование дороги
Все больше собственников земли размещают на дороге, проходящей через их территорию, дорожные знаки, ограничивающие движение по этой дороге. Департамент шоссейных дорог утверждает, что они не имеют на это права.
При изготовлении дорожных знаков собственники земли дают волю фантазии. rus.postimees.ee |
Мужчина отмечает, что эти дорожные знаки еще и т. н. «нестандартные». «Поскольку нет таблички об исключении, местным жителям тоже запрещено проезжать там? Вместе с тем, поскольку знак нестандартен, его требования соблюдать необязательно?» - рассуждает мужчина.
Пресс-секретарь Департамента шоссейных дорог Аллан Касесалу в своем комментарии отмечает, что, по Закону о вещном праве, собственник, через недвижимую вещь которого пролегает дорога общего пользования, не может препятствовать пользованию этой дорогой или прекращать пользование ею даже в случае, если дорога не внесена в крепостную книгу в качестве дороги общего пользования.
Чиновник подтвердил, что законной силы не имеют и т. н. «самодельные» дорожные знаки. «Дорожные знаки должны соответствовать стандарту», - подчеркнул он.
В статье о частных дорогах, вышедшей в прошлом году на сайте Postimees был приведен комментарий Министерства экономики, которое заверяло, что частную дорогу можно использовать лишь с согласия владельца, и если владелец пожелает, он может запретить движение по дороге и установить соответствующий дорожный знак. Согласовывать с кем-либо установку дорожного знака он не обязан.
Тогда пресс-секретарь министерства Мартин Мийдо отметил при этом одну распространенную ошибку: если владелец дороги устанавливает знак «Проезд запрещен», то этот запрет распространяется и на владельца дороги, то есть сам он так же не может продолжать движение под знак.
Собственнику не дает права пользоваться своей дорогой и дополнительная табличка, предупредил заведующий отделом организации дорожного движения Департамента шоссейных дорог Ааре Пайн.Дело в том, что дополнительная табличка «Въезд с разрешения владельца» не является юридически корректной. Правильно было бы использовать формулировку «За исключением...». В этом случае запрет не распространяется на обозначенный на дополнительной табличке транспорт.
«Таким образом, на дополнительной табличке должно упоминаться слово «транспорт» и чье конкретно разрешение нужно. Одного лишь слова «владелец» недостаточно, поскольку его можно истолковать не в пользу владельца дороги, а, например, как владельца транспорта», — разъяснил юридический нюанс Пайн.
Субботея |
---|
kinozone.org |
"Дело было в Пенькове" - история фильма и интересные факты
«Огней так много золотых
На улицах Саратова.
Парней так много
холостых,
А я люблю женатого…»
Фильм, в котором прозвучала эта песня, мало кто помнит. А между тем без него мы вряд ли познакомились бы со Штирлицем и посмотрели «Гардемаринов».
В 1957-м фильм «Дело было в Пенькове» произвел настоящий фурор. До него советский зритель не знал, что и в кино бывают любовные треугольники — она, он и его жена.
История женитьбы тракториста Матвея Морозова, его любви к активной агрономше Тоне, несостоявшейся измены и совершенного сгоряча «преступления» вошла в золотой фонд советского кино. А «углы» треугольника — малоизвестные актеры — в мгновение ока стали кумирами всей страны.
Для тракториста слишком нежен
Писатель Сергей Антонов работал над сценарием «Дело было в Пенькове» в расчете на то, что главную роль сыграет актер Сергей Гурзо, прославившийся ролью Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия».
Но. Роль «первого парня на деревне» Матвея Морозова режиссер Станислав Ростоцкий отдал актеру Вячеславу Тихонову, также засветившемуся в ленте по Фадееву. Будущий Штирлиц в те годы был малоизвестен и особых надежд, по мнению педагогов ВГИКа, не подавал.
— Худсовет был категорически против моей кандидатуры, — вспоминает Тихонов. — Говорили, что я «слишком интеллигент» для тракториста. И лицо мое «слишком нежное» не нравилось. Хотя ведь я по происхождению из простой рабочей семьи, учился в ремесленном училище. Чего стоило Ростоцкому меня отстоять — могу себе только представить.
Для съемок Тихонову все-таки пришлось подправить внешность: ему осветлили волосы и выбрили не по-пролетарски сросшиеся на переносице брови.
Что потом. После выхода «Дела…» Тихоновым заинтересовались другие режиссеры. Посыпались приглашения сниматься: «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны»… Но даже сыграв Штирлица, Тихонов уверял, что лучшая роль в его карьере — это роль Матвея.
На деревне — не до романтики
На роль жены главного героя Матвея Морозова претендовали и Нонна Мордюкова — законная супруга Вячеслава Тихонова, и Людмила Хитяева.
Но. Роль красавицы Ларисы — дочки председателя колхоза, которая отчаянно борется за любовь мужа Матвея, — досталась начинающей актрисе Светлане Дружининой. Ходили слухи, что взять Светлану в фильм Ростоцкого упросил опять же Тихонов — мол, у актера с Дружининой был бурный роман.
Куда исчезла русская Лорен
Претенденток на роль агрономши Тони, в которую влюбляется тракторист Матвей, было море. Пробовалась даже жена Станислава Ростоцкого — актриса Нина Меньшикова.
Но. Выбор режиссёра пал на Майю Менглет — дочь ведущего артиста Театра сатиры Георгия Менглета. Для Майи это была первая попытка сняться в кино, поэтому на успех проб девушка не рассчитывала.
— Я приехала на студию Горького в тот момент, когда пробовали Тихонова, — вспоминает Менглет. — Села в уголок и стала наблюдать. А потом ко мне подошел режиссер и сказал, что проб со мной делать не будут: он меня уже утвердил! Оказывается, Ростоцкий со стороны наблюдал за тем, как я реагирую, как смотрю на Тихонова… Тогда он и понял, что именно такая Тоня должна быть в фильме.
После выхода картины в прокат Майя в одночасье проснулась знаменитой. Плакаты с ее изображением — моментом из фильма, где Тоня лежит в постели и со слезами слушает песню «Огней так много золотых…», — висели по всему Союзу. Актриса вспоминала, что даже к ее отцу подходили люди и спрашивали: «Извините, а вы случайно не имеете отношения к той самой прославленной Майе Менглет?»
Что потом. Майя стала одной из самых востребованных актрис СССР. Ее называли советской Софи Лорен. Но Менглет предпочла уйти из кино в театр.
«Умываю руки»
В общем-то безобидная мелодрама вышла на экраны не сразу. Поначалу фильм восемь месяцев пылился на полке: цензоры посчитали, что в нем неправильно показывается жизнь колхозников. Затем все-таки сделали десять копий — для показа в узком кругу. «Узкий круг» — партийные боссы, которые любили смотреть новые советские фильмы на дачах, — пришел от ленты в полный восторг, и отмашка «К показу годен!» была дана.
А у режиссера Станислава Ростоцкого возникла новая проблема. Его буквально засыпали письмами с просьбами, а то и угрозами изменить финал фильма: «Сделайте так, чтобы Матвей не возвращался к жене и они с Тоней были вместе!» — умоляли зрители.
Ростоцкий долго сомневался. Однако потом решил оставить все как есть. «У этого фильма не может быть другого финала, — объяснял режиссер. — Потому что финала у него нет вовсе. Подобные истории были и будут случаться всегда. Так что пусть каждый сам додумывает судьбу героев, а я умываю руки».
Другие номера еженедельника:
"о`Город" №30: Под знаком носорога
"о`Город" № 29: Мы хотели жить, как все в Эстонии, но чуть-чуть лучше
"о`Город" №28: Лужа, как зеркало нарвской власти
"о`Город" №27: Изменилась эстетика нищеты. Изменится ли эстетика богатства?
"о`Город" №26: Нарва – коррупционная столица Эстонии?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий