воскресенье, 20 января 2013 г.

«Служебный роман»: лидер проката конца 70-х

Сериал «Не родись красивой» мог бы появиться ещё более 30 лет назад. Жаль, в те годы в СССР сериалов практически не снимали. А потому вместо долгоиграющей истории на свет появился двухсерийный «Служебный роман» — кино, ставшее культовым неожиданно даже для его создателей.

«Делаем теплый, «осенний» фильм. Ничего особенного», — скомандовал режиссер Эльдар Рязанов. И ошибся: в 1977-м, едва выйдя на экраны, «Служебный роман» стал лидером проката — его посмотрели 58 миллионов человек.

«Сделайте меня поуродливей!»

В том, что главную роль начальницы-«мымры» должна исполнить Алиса Фрейндлих, Рязанов не сомневался. Даже не стал делать пробы с другими актрисами. На удивление, и Алиса Бруновна сразу же загорелась желанием сыграть «советскую замученную жизнью женщину» (так ей описали будущую героиню).

Чтобы перевоплотиться в мужиковатую Людмилу Прокофьевну Калугину, Фрейндлих перелопатила все костюмерные «Мосфильма». «Девочки, найдите мне самые гунявые платья, туфли, плащи! — умоляла актриса. — Сделайте меня поуродливей!» Очки с толстыми стеклами «мымре» одолжил оператор фильма, сняв их с собственного отца. Зализанную прическу Фрейндлих смастерила сама. Походку позаимствовала у теток в перманенте, бодро «чесавших на работу». И «почесала»…

Самохвалов мог стать Новосельцевым

Выглядеть измотанной Алисе Бруновне было нетрудно. Актриса и без того почти жила в поезде Москва — Ленинград: в Москве проходили съемки «Служебного романа», в северной столице Фрейндлих играла в Театре им. Ленсовета. Вместе с «мымрой» туда-назад мотался Олег Басилашвили — актер Ленинградского Большого драмтеатра и по совместительству — исполнитель роли Самохвалова.

«Эльдар Александрович, прошу снять меня с роли Самохвалова и сделать Новосельцевым! — настаивал Басилашвили. — Поездки меня измотали! Какой из меня Самохвалов? Кто поверит, что он бывает за границей?!» Но Рязанов был непреклонен: чтобы зрители «поверили», гримеры часами наводили на уставшего Басилашвили самохваловский лоск.

А рядом другие гримеры бились над Андреем Мягковым: взъерошивали волосы, «мяли» лицо, придавая ему непрезентабельный вид неудачника Анатолия Новосельцева.

Неприличная Шура

От крутого нрава Рязанова досталось и другим актерам. Людмила Иванова, сыгравшая председателя профкома Шуру, умоляла режиссера: «Пусть Шура тоже будет влюблена!» Но вместо любви получила обязанности таскать бронзовую лошадь и хоронить Бубликова.

«Мама, ты в школу не приходи, — после выхода фильма уговаривал актрису ее сын. — Тебя там за приличного человека не примут!» Впрочем, расстраивалась Людмила недолго. «Шура» сделала актрису знаменитой.

Порой, чтобы добиться решения какого-либо вопроса, ей достаточно было позвонить нужному чиновнику: «С вами говорит Шура из «Служебного романа»!» — и вопрос был решен.

Зацепило болью

Знаменитой «Служебный роман» сделал и актрису Светлану Немоляеву, сыгравшую роль влюбленной в Самохвалова Оленьки Рыжовой.

«Откуда вы меня знаете?! Вы сыграли меня, меня!» — такие письма приходили Немоляевой со всего СССР. Женщины умоляли Светлану выслать им стих, который она читала в «Служебном романе»: «О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора…»

Чтобы найти берущее за душу стихотворение, зрительницы скупали сборники Беллы Ахмадулиной. Но, увы — там его не было. Поэтесса написала эту вещь «в стол», а друживший с ней Рязанов выпросил для фильма.

Хриплый Светланин голос зацепил за живое миллионы людей. «Простой осенний» фильм, созданный на усталости и «гунявости», превратился в культовый. Ибо продемонстрировал одно: какой бы серой ни казалась жизнь, в ней все-таки есть место любви, страсти, боли и романтике.
Служебный роман, 1 серия


Служебный роман, 2 серия


------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: