У кого самый грозный ледоходный военно-морской флот в тот момент, когда в Арктике тает лед?
В то время как площадь арктического морского льда продолжает уменьшаться, увеличивается площадь воды, свободной ото льдов, что обещает новые торговые пути и минеральные богатства, к которым до сих пор еще никто и не прикасался. А это может привести к изменению роли и задач военно-морского флота ряда ведущих стран мира.
Сокращение площади льда в среднем на чуть более 11% от своей площади в течении десяти лет, по данным американского Национального центра по изучению снега и льда, отроет доступ к огромным запасам нефти, марганца, меди, кобальта, цинка и золота, нетронутым районам для рыболовства и потенциального полярного судоходного коридора, который может вдвое сократить время на путешествие между Европой и Азией.
Поэтому Крайний Север является местом, имеющим растущее стратегическое значение.
Военно-морское присутствие
В то время как гонка вооружений из-за претензий на арктические районы вряд ли возможна, тем не менее соображения престижа и демонстрация силы могут внезапно спровоцировать возвращение к "дипломатии канонерок" или массированному развертыванию вереницы больших кораблей в этих широтах.
Как отмечает научный сотрудник Норвежского института оборонных исследований Амунд Лундесгаард: "Не существует боевых ледокольных кораблей, и, насколько мне известно, нет никаких планов по строительству где-либо таких кораблей. Следовательно, военно-морское присутствие в Арктике будет сезонным еще многие десятки лет".
Однако в таком враждебном окружении военные корабли не являются единственным способом для какого-либо государства эффективно озвучить свою национальную позицию. Демонстрация силы в Арктике заключается не в боевых группах и системах вооружений, а в наличии флота поддержки и спасения.
Конечно, вы увидите крейсера, которые будут заходить в арктические воды для показательных выступлений в те периоды, когда вода будет свободной ото льда.
Но именно ледоходные возможности небоевого флота могут предоставить нам довольно ясное представление о том, как заинтересованные стороны видят будущее стратегическое значение этого региона. Вот тогда мы увидим, кто делает игру, а кому придется играть в догонялки.
Россия: решение проблемы
Россия является одной из тех стран, которая четко решает свои вопросы в Арктике. В "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" этот регион объявлен представляющим основной стратегический интерес для страны. Приоритет, который придает сам президент Путин арктическим морским возможностям, вылился в масштабную программу финансирования строительства как подводных лодок, так и ледоколов, которую Москва начала с целью поддержки задуманного ею плана.
Государственная организация "Росатомфлот" и так уже использует только атомные ледоколы, которых больше нет ни у кого в мире, но все дело в том, что существующий флот в скором времени будет снова пополняться, в первую очередь за счет поступления первых ледоколов нового поколения класса ЛК-60.
Судно имеет 173 м (568ft) в длину и 34м (112ft) в ширину, то есть на 14 метров длиннее и на четыре метра шире, чем современные суда. Оно будет способно проходить сквозь трехметровые льды, и приводить его в движение будут два компактных малокипящих реактора под давлением "РИТМ-200". Бюджет проекта 37 млрд. рублей ($ 1,1 млрд). Строительство планируется начать в следующем году, и судно будет введено в эксплуатацию в 2017 году.
Тем временем береговая охрана получит новые сторожевые корабли ледового класса. К тому же Москва продолжает подчеркивать свои амбиции ежегодными учениями Северного флота в Карском море. В этом году в нем участвовало более 7000 моряков и 20 судов, в том числе 250-метровый атомный крейсер Петр Великий.
США: плохо оснащены и "недостаточно подготовлены"
Вашингтон, по крайней мере до недавнего времени, смотрел на Арктику иначе. Так, в докладе Центра стратегических и международных исследований 2012 "Новая архитектура безопасности в Арктике; американская перспектива", четко указано, что США могут решать свои вопросы "за счет подряда любых иностранных коммерческих судов или аренды ледовых судов из Канады, России и Швеции".
Атомный подводный флот, очевидно, остается одним из основных активов, но военно-морской флот, кажется, явно желает получить свои надводные корабли такого класса, ведь ВМФ США передал свой последний ледокол береговой охране США еще в 1966 году. Береговая охрана сама в настоящее время имеет только один рабочий ледокол средних размеров "Хили".
К началу 2013 года к "Хили" добавят тяжелый ледокол - возвращенный в строй после ремонта и модернизации. Начаты работы по проектированию нового тяжелого судна. Ожидается, что контракт на производство работ будет выполнен в течение пяти лет.
Военно-морские учения "Northern Edge" происходят каждые два года в заливе Аляски. Флот США редко заходит в арктические воды и такое отсутствие технических возможностей в настоящее время звучит тревожно, в особенности после того, как в 2011 во время игровой симуляции боевых действий в этих местах стало ясно, насколько плохо оснащена самая могущественная в мире военно-морская держава. В докладе, сделанном специалистами Военно-морского колледжа по результатам учений, говорится, что отсутствие у ВМС США ледоходных кораблей, вспомогательных мощностей и надлежащих средств связи делает его "недостаточно подготовленными для проведения устойчивых морских операций в Арктике".
Тем не менее, по мнению того же Лундесгаарда: "ВМС США, похоже, не слишком озабочены наращиванием своей военной мощи в этом регионе. ВМС США не предпринимает каких-либо значительных усилий для увеличения своего присутствия в этом районе, и я не вижу доказательств того, что в ближайшее время такая ситуация изменится".
Канада: четкая политика
Канада с ее политикой сосредоточения на четырех поставленных целях в Арктике – обеспечении суверенитета, социально-экономического развития, управления и защиты окружающей среды, придает Арктике такое же огромное значение, как и Россия.
В практическом плане это выражается в основной программе финансирования модернизации канадского военно-морского флота, береговой охраны и возрождения флота - в том числе выделение около $ 33 млрд на 30 лет для строительства 28 новых судов.
В проект будут включены порядка шести или восьми арктических патрульных кораблей и новый ледокол, что увеличит существующие возможности страны для навигации во льдах.
Норвегия: демонстрация военно-морской мощи
По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере: "Крайний Север является наиболее важным стратегическим приоритетом во внешней политике Норвегии", - и чтобы поддержать его слова, Осло выделил ресурсы и увеличил свое военное присутствие в этом регионе.
Пожалуй, самым громким примером этого является ежегодное появление в этих местах, по крайней мере, одного из крупнейших судов военно-морского флота Норвегии. В этом году самый современный военный корабль "KNM Тур Хейердал" намеренно зашел в территориальные воды вокруг Шпицбергена и острова Медвежий, чтобы продемонстрировать норвежский суверенитет в этом регионе.
Последний из пяти фрегатов, построенных в период между 2006 и 2010 годами, обошелся стране в 21 млрд. норвежских крон ($ 3,7 млрд.). Строительство нескольких боевых судов стало крупнейшей инвестицией в норвежскую оборону на сегодняшний день. При этом поддержание своего господства на Крайнем Севере, как говорят, сыграло большую роль при принятии решения о закупках.
Другой вид Холодной войны
Наращивание военной мощи вызвало спекуляции в некоторых СМИ по поводу перспектив международного конфликта, особенно после того, как Россия лихо установила свой флаг на морском дне в 2007 году. Однако в таких действиях, похоже, нет ничего более зловещего, чем желание арктических стран отслеживать ситуацию вокруг недавно открывшихся для судоходства водах.
Лундесгаард согласен с этой точкой зрения. Три года назад он говорил, что потенциал для вооруженного конфликта в регионе был "довольно ограниченным", главным образом, потому что фактических споров вокруг собственности на арктические ресурсы слишком мало, и сегодня он по-прежнему придерживается того же мнения.
Он указывает на историческое соглашение между Норвегией и Россией в сентябре 2010 года, которое разрешило давний морской пограничный спор к удовлетворению обеих стран. "Это показывает, что Россия хочет решать вопросы мирным путем".
Это желание, конечно, подкреплено впечатляющим ледокольным флотом, которым обладает сегодня Москва. Похоже на то, что в этот раз Холодная война приобретает другое лицо, и пока в ней выигрывает Россия.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
В то время как площадь арктического морского льда продолжает уменьшаться, увеличивается площадь воды, свободной ото льдов, что обещает новые торговые пути и минеральные богатства, к которым до сих пор еще никто и не прикасался. А это может привести к изменению роли и задач военно-морского флота ряда ведущих стран мира.
Сокращение площади льда в среднем на чуть более 11% от своей площади в течении десяти лет, по данным американского Национального центра по изучению снега и льда, отроет доступ к огромным запасам нефти, марганца, меди, кобальта, цинка и золота, нетронутым районам для рыболовства и потенциального полярного судоходного коридора, который может вдвое сократить время на путешествие между Европой и Азией.
Поэтому Крайний Север является местом, имеющим растущее стратегическое значение.
Военно-морское присутствие
В то время как гонка вооружений из-за претензий на арктические районы вряд ли возможна, тем не менее соображения престижа и демонстрация силы могут внезапно спровоцировать возвращение к "дипломатии канонерок" или массированному развертыванию вереницы больших кораблей в этих широтах.
Как отмечает научный сотрудник Норвежского института оборонных исследований Амунд Лундесгаард: "Не существует боевых ледокольных кораблей, и, насколько мне известно, нет никаких планов по строительству где-либо таких кораблей. Следовательно, военно-морское присутствие в Арктике будет сезонным еще многие десятки лет".
Однако в таком враждебном окружении военные корабли не являются единственным способом для какого-либо государства эффективно озвучить свою национальную позицию. Демонстрация силы в Арктике заключается не в боевых группах и системах вооружений, а в наличии флота поддержки и спасения.
Конечно, вы увидите крейсера, которые будут заходить в арктические воды для показательных выступлений в те периоды, когда вода будет свободной ото льда.
Но именно ледоходные возможности небоевого флота могут предоставить нам довольно ясное представление о том, как заинтересованные стороны видят будущее стратегическое значение этого региона. Вот тогда мы увидим, кто делает игру, а кому придется играть в догонялки.
Россия: решение проблемы
Россия является одной из тех стран, которая четко решает свои вопросы в Арктике. В "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" этот регион объявлен представляющим основной стратегический интерес для страны. Приоритет, который придает сам президент Путин арктическим морским возможностям, вылился в масштабную программу финансирования строительства как подводных лодок, так и ледоколов, которую Москва начала с целью поддержки задуманного ею плана.
Государственная организация "Росатомфлот" и так уже использует только атомные ледоколы, которых больше нет ни у кого в мире, но все дело в том, что существующий флот в скором времени будет снова пополняться, в первую очередь за счет поступления первых ледоколов нового поколения класса ЛК-60.
Судно имеет 173 м (568ft) в длину и 34м (112ft) в ширину, то есть на 14 метров длиннее и на четыре метра шире, чем современные суда. Оно будет способно проходить сквозь трехметровые льды, и приводить его в движение будут два компактных малокипящих реактора под давлением "РИТМ-200". Бюджет проекта 37 млрд. рублей ($ 1,1 млрд). Строительство планируется начать в следующем году, и судно будет введено в эксплуатацию в 2017 году.
Тем временем береговая охрана получит новые сторожевые корабли ледового класса. К тому же Москва продолжает подчеркивать свои амбиции ежегодными учениями Северного флота в Карском море. В этом году в нем участвовало более 7000 моряков и 20 судов, в том числе 250-метровый атомный крейсер Петр Великий.
Тяжелый ледокол "Хили" службы береговой охраны (СБО) США |
Вашингтон, по крайней мере до недавнего времени, смотрел на Арктику иначе. Так, в докладе Центра стратегических и международных исследований 2012 "Новая архитектура безопасности в Арктике; американская перспектива", четко указано, что США могут решать свои вопросы "за счет подряда любых иностранных коммерческих судов или аренды ледовых судов из Канады, России и Швеции".
Атомный подводный флот, очевидно, остается одним из основных активов, но военно-морской флот, кажется, явно желает получить свои надводные корабли такого класса, ведь ВМФ США передал свой последний ледокол береговой охране США еще в 1966 году. Береговая охрана сама в настоящее время имеет только один рабочий ледокол средних размеров "Хили".
К началу 2013 года к "Хили" добавят тяжелый ледокол - возвращенный в строй после ремонта и модернизации. Начаты работы по проектированию нового тяжелого судна. Ожидается, что контракт на производство работ будет выполнен в течение пяти лет.
Военно-морские учения "Northern Edge" происходят каждые два года в заливе Аляски. Флот США редко заходит в арктические воды и такое отсутствие технических возможностей в настоящее время звучит тревожно, в особенности после того, как в 2011 во время игровой симуляции боевых действий в этих местах стало ясно, насколько плохо оснащена самая могущественная в мире военно-морская держава. В докладе, сделанном специалистами Военно-морского колледжа по результатам учений, говорится, что отсутствие у ВМС США ледоходных кораблей, вспомогательных мощностей и надлежащих средств связи делает его "недостаточно подготовленными для проведения устойчивых морских операций в Арктике".
Тем не менее, по мнению того же Лундесгаарда: "ВМС США, похоже, не слишком озабочены наращиванием своей военной мощи в этом регионе. ВМС США не предпринимает каких-либо значительных усилий для увеличения своего присутствия в этом районе, и я не вижу доказательств того, что в ближайшее время такая ситуация изменится".
Канада: четкая политика
Канада с ее политикой сосредоточения на четырех поставленных целях в Арктике – обеспечении суверенитета, социально-экономического развития, управления и защиты окружающей среды, придает Арктике такое же огромное значение, как и Россия.
В практическом плане это выражается в основной программе финансирования модернизации канадского военно-морского флота, береговой охраны и возрождения флота - в том числе выделение около $ 33 млрд на 30 лет для строительства 28 новых судов.
В проект будут включены порядка шести или восьми арктических патрульных кораблей и новый ледокол, что увеличит существующие возможности страны для навигации во льдах.
современный военный корабль "KNM Тур Хейердал |
По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере: "Крайний Север является наиболее важным стратегическим приоритетом во внешней политике Норвегии", - и чтобы поддержать его слова, Осло выделил ресурсы и увеличил свое военное присутствие в этом регионе.
Пожалуй, самым громким примером этого является ежегодное появление в этих местах, по крайней мере, одного из крупнейших судов военно-морского флота Норвегии. В этом году самый современный военный корабль "KNM Тур Хейердал" намеренно зашел в территориальные воды вокруг Шпицбергена и острова Медвежий, чтобы продемонстрировать норвежский суверенитет в этом регионе.
Последний из пяти фрегатов, построенных в период между 2006 и 2010 годами, обошелся стране в 21 млрд. норвежских крон ($ 3,7 млрд.). Строительство нескольких боевых судов стало крупнейшей инвестицией в норвежскую оборону на сегодняшний день. При этом поддержание своего господства на Крайнем Севере, как говорят, сыграло большую роль при принятии решения о закупках.
Другой вид Холодной войны
Наращивание военной мощи вызвало спекуляции в некоторых СМИ по поводу перспектив международного конфликта, особенно после того, как Россия лихо установила свой флаг на морском дне в 2007 году. Однако в таких действиях, похоже, нет ничего более зловещего, чем желание арктических стран отслеживать ситуацию вокруг недавно открывшихся для судоходства водах.
Лундесгаард согласен с этой точкой зрения. Три года назад он говорил, что потенциал для вооруженного конфликта в регионе был "довольно ограниченным", главным образом, потому что фактических споров вокруг собственности на арктические ресурсы слишком мало, и сегодня он по-прежнему придерживается того же мнения.
Он указывает на историческое соглашение между Норвегией и Россией в сентябре 2010 года, которое разрешило давний морской пограничный спор к удовлетворению обеих стран. "Это показывает, что Россия хочет решать вопросы мирным путем".
Это желание, конечно, подкреплено впечатляющим ледокольным флотом, которым обладает сегодня Москва. Похоже на то, что в этот раз Холодная война приобретает другое лицо, и пока в ней выигрывает Россия.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий