Свежий обзор Евростата дал истинную цену громогласным заявлениям лидеров стран Балтии о феноменальном экономическом успехе этих трех республик за постсоветские 20 лет, и особенно десятилетие в составе ЕС. Эстония по покупательной способности частного потребления оказалась третьей с конца из 27 стран Евросоюза. Недалеко ушли и соседние Латвия и Литва, которые к тому же активно стремятся экспортировать свою «формулу успеха» в ряд стран постсоветского пространства.
Если историки когда-нибудь будут исследовать евроинтеграцию стран Балтии, ориентируясь на выступления лидеров этих республик, то, без сомнений, получится величественное описание. Уже сейчас прекрасно видно, какую картину действительности хотят нарисовать в своих официальных речах руководители этих стран.
Эстония в таком случае предстает одной из мировых инновационных держав, которая вскоре способна выбиться в лидеры ЕС по уровню экономического развития.
Здесь напрашиваются слова президента ЭР Тоомаса Хендрика Ильвеса, произнесенные в этом году во время выступления в День независимости республики: «Лично я считаю, что дела Эстонии обстоят довольно хорошо. Я испытываю искреннюю гордость за наше государство. Когда во время зарубежных визитов я слышу одобрительные слова о достижениях Эстонии, я всегда мысленно благодарю весь народ Эстонии… Хотя сейчас это кажется ещё невероятным, но вполне даже может случиться, что Эстония станет государством-донором». А на состоявшемся в конце мая съезде Партии реформ уже действующий премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил: «В течение двух десятков лет Эстония стала страной, с которой берут пример другие государства».
Латвия, в свою очередь, являет миру несколько иной пример – образец дисциплинированности, которая помогла преодолеть кризис.
Премьер этой республики не ограничился упоминанием об успехах своей страны в официальных выступлениях и написал известный учебник по преодолению кризиса – книгу «Как Латвия преодолевала кризис» («How Latvia Came through the Financial Crises»).
Со слов президента Литвы Дали Грибаускайте, следует, что ее страна – главный поборник европейских ценностей как в сфере идеологии, так и в области экономического управления.
«После множества выпавших на нашу долю испытаний нам снова сопутствует успех, - заявила совсем недавно, выступая 11 июня в Сейме с ежегодным посланием, глава Литвы. - В этом году имя Литвы не раз звучало среди лучших в Европе - в областях экономики, спорта, инноваций, инвестиций и в других. Европа и мир оценили усилия нашего народа. Небольшая Литва становится страной незаурядных способностей». Более того, по мнению Д.Грибаускайте, Литва может быть примером всему ЕС и не только: «Думая своей головой, без предварительных рецептов, мы своевременно приняли необходимые меры, преодолели кризис и стали примером финансовой ответственности для Европы». Умение «думать своей головой» по-литовски Вильнюс активно пытается продвигать на постсоветском пространстве – чего только стоит выбор одним их главным приоритетов председательства в ЕС подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом на саммите Восточного партнерства в 2013 г.
Чему действительно могут научить балтийские республики другие государства ЕС и страны постсоветского пространства, свидетельствует упрямая статистика, которая заставляет по-новому взглянуть на ставшую уже притчей во языцех «историю успеха “балтийских тигров”».
На днях Евростат опубликовал очередной отчет, согласно которому покупательная способность частного потребления в Эстонии совсем немного превышает половину от среднего показателя по ЕС - 59%. В Латвии дела обстоят чуть лучше - 61%, а в Литве – 74% от среднего уровня покупательной способности в Евросоюзе.
То есть население балтийских стран спустя почти десять «успешных» лет существования в границах ЕС так и не дотягивает до уровня потребления даже среднего европейца.
Возможности потребления во многом зависят от уровня цен, которые в балтийских республиках, согласно тому же Евростату, как раз довольно близки к стандартам среднего показателя по ЕС: для Латвии и Эстонии индекс уровня цен составляет 87%, в Литве – 77%.
Объясняя сложившуюся ситуацию в сфере потребления, руководство балтийских республик традиционно апеллирует к издержкам кризиса, политике «затянутых поясов» и т.д.
Доходы населения балтийских стран во время кризиса упали в результате деятельности правительства по двум направлениям: повышения налогов, с одной стороны, и снижения зарплат, пенсий, социальных выплат и гарантий, с другой.
За период с четвертого квартала 2008 г. по конец 2011 г. реальная зарплата в Литве за три года уменьшилась на 16,6%, в Латвии - на 14%, в Эстонии - на 4,5%.
Параллельно к тому же росла безработица. В самые тяжелые месяцы кризиса в Литве, например, количество безработных достигало 16,8%, а на селе доходило и до 27%. При этом, кстати, за тот же период 2008-2011 гг. количество официальных «литовых» миллионеров в стране выросло на 12%. Об этих успехах на пути выхода из кризиса, достойных «примера для ЕС» и всего мира, говорят балтийские лидеры?
Негативные последствия кризиса пока удается «сглаживать» помощью из еврофондов. Как отмечал ранее в интервью RuBaltic.Ru экс-премьер Литвы, один из лидеров правящей Социал-демократической партии и председатель Комитета иностранных дел литовского Сейма Гедиминас Киркилас, «европейское финансирование — это примерно четвертая часть нашего бюджета. Особенно она важна сейчас, когда Литва преодолевает последствия кризиса: налоговые поступления в бюджет сократились, так что деньги из Брюсселя — большое подспорье». В Латвии «европейская» доля в бюджете составляет около 10%, в Эстонии – 16-18%.
Однако экономисты уже бьют тревогу: европейская помощь для балтийских стран все больше становится своеобразной «сырьевой иглой».
«Финансовая помощь ЕС увеличивалась с каждым годом, и росла ее доля в бюджете страны, - отмечает член совета Банка Эстонии экономист Урмас Варблане в интервью Postimees. - Посмотрите, Эстония уже почти отказалась от инвестиций за счет своих налоговых доходов — дороги и школы, лыжный трамплин в Техванди, спортзал Английского колледжа, новое здание химического факультета ТУ и Морской музей — все это построено за счет евродотаций. И это лишь отдельные примеры». По словам того же экономиста, если сложить все деньги, которые Эстония за последние десять лет получила в виде дотаций, и представить их в виде кредита, то внешний долг страны составил бы не 10, а примерно 35% от ВВП, а с процентами и больше. На этом фоне слова президента ЭР Хендрика Ильвеса о том, что Эстония в скором времени станет страной-донором ЕС, выглядят по крайней мере странно.
Но самое важное здесь даже не в том, что балтийские республики «крепко подсели» на деньги из еврофондов – принципиально здесь то, что ресурсы эти попросту «проедаются», а не используются для развития экономики. Так, по словам того же У.Варблане, в балтийских странах не ведутся исследования экономической эффективности использования еврофинансов. По примерным расчетам самого экономиста, около трети этих денег «вылетает в трубу»: «Возьмем, к примеру, Тартуский университет, который каждый год вводит в строй новый корпус. Сейчас университеты соревнуются между собой, кто кого обойдет, и это делается за счет европейских средств. Должен наступить такой период, когда все эти инвестиции должны будут заработать в интересах развития нашей экономики…
мы должны признать, что существует такая проблема, как зависимость от евродотаций, и уже сейчас нужно думать о том, как из этого выйти».
Европейские деньги политиками стран Балтии воспринимаются уже как данность, которая, как показывает статистика, все же не позволяет без собственных напряженных усилий дотянуться этим странам даже до среднего уровня европейского развития. К слову, эту же модель в определенном смысле «паразитического» развития предлагается перенять Украине, Молдове и другим странам Восточного партнерства. Понимают ли при этом балтийские лидеры, что, приглашая «к столу» новые страны, могут и сами остаться без добавки на обед?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если историки когда-нибудь будут исследовать евроинтеграцию стран Балтии, ориентируясь на выступления лидеров этих республик, то, без сомнений, получится величественное описание. Уже сейчас прекрасно видно, какую картину действительности хотят нарисовать в своих официальных речах руководители этих стран.
Эстония в таком случае предстает одной из мировых инновационных держав, которая вскоре способна выбиться в лидеры ЕС по уровню экономического развития.
Здесь напрашиваются слова президента ЭР Тоомаса Хендрика Ильвеса, произнесенные в этом году во время выступления в День независимости республики: «Лично я считаю, что дела Эстонии обстоят довольно хорошо. Я испытываю искреннюю гордость за наше государство. Когда во время зарубежных визитов я слышу одобрительные слова о достижениях Эстонии, я всегда мысленно благодарю весь народ Эстонии… Хотя сейчас это кажется ещё невероятным, но вполне даже может случиться, что Эстония станет государством-донором». А на состоявшемся в конце мая съезде Партии реформ уже действующий премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил: «В течение двух десятков лет Эстония стала страной, с которой берут пример другие государства».
Латвия, в свою очередь, являет миру несколько иной пример – образец дисциплинированности, которая помогла преодолеть кризис.
Премьер этой республики не ограничился упоминанием об успехах своей страны в официальных выступлениях и написал известный учебник по преодолению кризиса – книгу «Как Латвия преодолевала кризис» («How Latvia Came through the Financial Crises»).
Со слов президента Литвы Дали Грибаускайте, следует, что ее страна – главный поборник европейских ценностей как в сфере идеологии, так и в области экономического управления.
«После множества выпавших на нашу долю испытаний нам снова сопутствует успех, - заявила совсем недавно, выступая 11 июня в Сейме с ежегодным посланием, глава Литвы. - В этом году имя Литвы не раз звучало среди лучших в Европе - в областях экономики, спорта, инноваций, инвестиций и в других. Европа и мир оценили усилия нашего народа. Небольшая Литва становится страной незаурядных способностей». Более того, по мнению Д.Грибаускайте, Литва может быть примером всему ЕС и не только: «Думая своей головой, без предварительных рецептов, мы своевременно приняли необходимые меры, преодолели кризис и стали примером финансовой ответственности для Европы». Умение «думать своей головой» по-литовски Вильнюс активно пытается продвигать на постсоветском пространстве – чего только стоит выбор одним их главным приоритетов председательства в ЕС подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом на саммите Восточного партнерства в 2013 г.
Чему действительно могут научить балтийские республики другие государства ЕС и страны постсоветского пространства, свидетельствует упрямая статистика, которая заставляет по-новому взглянуть на ставшую уже притчей во языцех «историю успеха “балтийских тигров”».
На днях Евростат опубликовал очередной отчет, согласно которому покупательная способность частного потребления в Эстонии совсем немного превышает половину от среднего показателя по ЕС - 59%. В Латвии дела обстоят чуть лучше - 61%, а в Литве – 74% от среднего уровня покупательной способности в Евросоюзе.
То есть население балтийских стран спустя почти десять «успешных» лет существования в границах ЕС так и не дотягивает до уровня потребления даже среднего европейца.
Возможности потребления во многом зависят от уровня цен, которые в балтийских республиках, согласно тому же Евростату, как раз довольно близки к стандартам среднего показателя по ЕС: для Латвии и Эстонии индекс уровня цен составляет 87%, в Литве – 77%.
Объясняя сложившуюся ситуацию в сфере потребления, руководство балтийских республик традиционно апеллирует к издержкам кризиса, политике «затянутых поясов» и т.д.
Доходы населения балтийских стран во время кризиса упали в результате деятельности правительства по двум направлениям: повышения налогов, с одной стороны, и снижения зарплат, пенсий, социальных выплат и гарантий, с другой.
За период с четвертого квартала 2008 г. по конец 2011 г. реальная зарплата в Литве за три года уменьшилась на 16,6%, в Латвии - на 14%, в Эстонии - на 4,5%.
Параллельно к тому же росла безработица. В самые тяжелые месяцы кризиса в Литве, например, количество безработных достигало 16,8%, а на селе доходило и до 27%. При этом, кстати, за тот же период 2008-2011 гг. количество официальных «литовых» миллионеров в стране выросло на 12%. Об этих успехах на пути выхода из кризиса, достойных «примера для ЕС» и всего мира, говорят балтийские лидеры?
Негативные последствия кризиса пока удается «сглаживать» помощью из еврофондов. Как отмечал ранее в интервью RuBaltic.Ru экс-премьер Литвы, один из лидеров правящей Социал-демократической партии и председатель Комитета иностранных дел литовского Сейма Гедиминас Киркилас, «европейское финансирование — это примерно четвертая часть нашего бюджета. Особенно она важна сейчас, когда Литва преодолевает последствия кризиса: налоговые поступления в бюджет сократились, так что деньги из Брюсселя — большое подспорье». В Латвии «европейская» доля в бюджете составляет около 10%, в Эстонии – 16-18%.
Однако экономисты уже бьют тревогу: европейская помощь для балтийских стран все больше становится своеобразной «сырьевой иглой».
«Финансовая помощь ЕС увеличивалась с каждым годом, и росла ее доля в бюджете страны, - отмечает член совета Банка Эстонии экономист Урмас Варблане в интервью Postimees. - Посмотрите, Эстония уже почти отказалась от инвестиций за счет своих налоговых доходов — дороги и школы, лыжный трамплин в Техванди, спортзал Английского колледжа, новое здание химического факультета ТУ и Морской музей — все это построено за счет евродотаций. И это лишь отдельные примеры». По словам того же экономиста, если сложить все деньги, которые Эстония за последние десять лет получила в виде дотаций, и представить их в виде кредита, то внешний долг страны составил бы не 10, а примерно 35% от ВВП, а с процентами и больше. На этом фоне слова президента ЭР Хендрика Ильвеса о том, что Эстония в скором времени станет страной-донором ЕС, выглядят по крайней мере странно.
Но самое важное здесь даже не в том, что балтийские республики «крепко подсели» на деньги из еврофондов – принципиально здесь то, что ресурсы эти попросту «проедаются», а не используются для развития экономики. Так, по словам того же У.Варблане, в балтийских странах не ведутся исследования экономической эффективности использования еврофинансов. По примерным расчетам самого экономиста, около трети этих денег «вылетает в трубу»: «Возьмем, к примеру, Тартуский университет, который каждый год вводит в строй новый корпус. Сейчас университеты соревнуются между собой, кто кого обойдет, и это делается за счет европейских средств. Должен наступить такой период, когда все эти инвестиции должны будут заработать в интересах развития нашей экономики…
мы должны признать, что существует такая проблема, как зависимость от евродотаций, и уже сейчас нужно думать о том, как из этого выйти».
Европейские деньги политиками стран Балтии воспринимаются уже как данность, которая, как показывает статистика, все же не позволяет без собственных напряженных усилий дотянуться этим странам даже до среднего уровня европейского развития. К слову, эту же модель в определенном смысле «паразитического» развития предлагается перенять Украине, Молдове и другим странам Восточного партнерства. Понимают ли при этом балтийские лидеры, что, приглашая «к столу» новые страны, могут и сами остаться без добавки на обед?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий