среда, 8 февраля 2012 г.

Глава 3: Сача-старший

Электронная версия книги Светланы Логиновой "Бандитский Ида-Вирумаа"

ГЛАВА 3

САЧА-СТАРШИЙ

Первый раз Сергей Сачук попал за решетку на полтора года. По мелочевке, за угон машин. В семидесятых годах он входил в банду Василия Климовича, специализировавшегося на кражах автомобилей. Через год Сачу выпустили на «химию»*. Затем – новый срок. За разбой и попытку изнасилования. Говорят, что попытки не было, просто пьяная компания «химиков», в которой находился Сачук, подралась с другой такой же пьяной компанией. Выяснение отношений происходили на блатхате, хозяйка которой выпрыгнула с первого этажа на улицу и разбила себе голову. Она накатала заяву*, указав в ней попытку изнасилования. Сергей получил четырнадцать лет лишения свободы в тюрьме строгого режима. Спустя пять лет, уже в зоне, Сачуку-старшему добавили еще шесть лет тюрьмы за грабеж в камере и отправили на особый или, как говорят зэки, на «полосатый» режим в Мурмаши, а откуда - за систематические нарушения зоновского режима - на крытку* в Хабаровск. Потом снова в Мурмаши и обратно – в Хабаровск.

Сергей Сачук на тёплых островах.
В то время, когда Сачук вновь мотал срок в Хабаровске, начался развал «единого и нерушимого». Эстония самоопределилась и получила своих «орлов» из российских зон назад. В связи с их возвращением из краев не столь отдаленных в эстонских зонах началась, как и ожидалось, неразбериха с документами. В спецчасти той зоны, куда попал Сергей Сачук, просмотрели его документы и, не заглянув дальше первого приговора, решили отпустить Сачука на волю. Второй приговор в виде шести лет лишения свободы остался незамеченным.

Он приехал в Кохтла-Ярве, даже паспорт отдал на прописку, и тут выяснилась ошибка, допущенная спецчастью! Сергея арестовали, когда они с Василием шли по улице, и отправили обратно за решетку, откуда он вышел только весной 1994-го.

Поднялся* Сергей Сачук в зоне. По одним данным, имеющимся у полиции, на нем висят десять убийств, по другим данным – шесть. Часть убийств Сача-старший совершил самолично, часть – организовал. Так что из зоны он уже вышел крутым авторитетом. Одно его имя наводило страх.

Чтобы понять, что за личность старший из братьев, отвлечемся немного. Все авторитеты преступного мира, по критерию погибшего в конце 1990-х годов в аварии руководителя Центрального следственного бюро Ида-Вирумаа Ивана Разумного, занимавшегося расследованием почти всех громких преступлений в Ида-Вирумаа, делятся на две категории. Это либо «дипломаты», которые стараются быть в хороших отношениях с Законом, либо типичные уголовники – отморозки.

По мнению Разумного, к первой категории относятся Николай Таранков и Антон Лечицкий. В отличие от них, Сача-старший, по определению Ивана Разумного, относился ко второй категории, поскольку имел один «пунктик»: в пьяном состоянии становился совершенно неуправляемым, хотя по трезвянке с ним всегда можно было договориться, так как Сергей был очень неглупым человеком.

Он не считался ни с кем из лидеров преступного мира. Единственной реальной силой, с которой Сача-старший старался не сталкиваться, была Центральная криминальная полиция, особенно команда «К», возглавляемая Койтом Пикаро. Для Пикаро не существовало авторитетов в преступном мире, для него они все были бандитами, в том числе и Сергей Сачук, мечтавший после освобождения из зоны подмять под себя сначала Ида-Вирумаа, а потом распространить свою власть и дальше.

Сачук-старший несколько раз встречался с Койтом Пикаро. Существует даже видеопленка одной из этих встреч, отснятая, по словам полицейских, немецким кинооператором. Бесстрастные кадры свидетельствуют, как Койт Пикаро поставил Сачу-старшего на колени, продемонстрировав таким своеобразным образом свое к нему отношение и дав понять, что он для него - такой же бандит, как и все остальные.

После ареста Валерия Михайлова-Головы Сергей Сачук имел все шансы стать лидером номер один в Ида-Вирумаа. Он быстро сколотил группировку и обеспечил ее «юридической крышей». По данным ЦКП, адвокат Артур Умуршадянц ежемесячно получал у Сачуков зарплату и в случае необходимости должен был оказывать им правовую помощь.

Слева - Борис Малиновский, фото Eesti Ekspress-
С Сачей-старшим – и это понимали главари других преступных кланов региона – надо было налаживать контакт, что было очень проблематично. Дошло до того, что однажды в разговоре Сергей Сачук заявил, что ему, дескать, плевать на всех этих футболистов, открыто намекая на Бориса Малиновского, Игоря Габлу, Антона Лечицкого и других любителей футбола, в прошлом гонявших мяч. Ибо договор о мирном содружестве и разделе зон влияния между группировками длится ровно столько, сколько времени необходимо для того, чтобы одна из группировок не оказалась сильнее и могущественнее и смогла бы сожрать другую с потрохами. Сожрать можно было любым способом, хотя самый надежный, как известно, заключается в том, чтобы группировку лишить лидера и его «правой руки». После этого рядовые бойцы добровольно переходят на сторону более сильного противника. Как собирался Сача-старший подмять под себя регион, точно не известно. Вероятно, в ход пошли бы все методы. Но начал он свою деятельность с другого.

…После освобождения Сергей Сачук успел навести немало шороха в Ида-Вирумаа, начав свою бурную деятельность с доения* таксистов, которые, почувствовав крутой нрав новоиспеченного криминального «отца», безропотно платили ему ежемесячно сначала по сто, а потом по двести крон с машины. Помимо рэкета, банда Сачуков занималась продажей ворованных машин, лесным бизнесом, вела активный обмен с российскими «коллегами» засвеченными стволами*. Немалый доход семье Сачуков давали переправки в Россию цветных металлов, в которых участвовал и Борис Малиновский. Он курировал отправку из Таллинна. Однажды полиция задержала в машине, груженной металлом, Сергея Рузанова и Бориса Малиновского. Арестованный груз оказался мизерным уловом. По прошествии многих лет, когда я пыталась выяснить детали операции с арестованным грузом в свете взаимоотношений Бориса Малиновского и Сачуков, Василий Сачук заявил, что никакого отношения к их группировке эта история не имеет, так как Рузанов тогда был периодически в свободном полете и поддерживал тесные отношения с Малиновским. Постоянным членом сачуковской ОПГ Рузанов, отойдя от таллиннцев, стал позже.

Основная часть металла удачно проходила нарвский кордон. Его доставку через границу контролировал один из представителей нарвской администрации, получавший за беспроблемное прохождение ценного груза через таможню по двадцать тысяч долларов за каждую операцию. Но однажды он зарвался: получив авансом свою долю, отказался возвращать деньги, хотя сделка сорвалась. Очень скоро этого представителя Нарвской администрации расстреляли прямо через дверь его силламяэской квартиры…

Но самый, пожалуй, крупный куш Сачуки сорвали на краже аудио- и видеотехники, которая весной 1995 года вагонами шла транзитом через Россию и Эстонию в Норвегию. Я изложу две версии, первая из которых – полицейская. Так вот, по этой версии, в России имя адресата неисповедимым образом поменялось, и товар направился в город Йыхви на имя некоего Юрия Толмачева, проходившего в свое время по одному уголовному делу вместе Василием Сачуком. Толмачев на тот момент уже длительное время считался пропавшим без вести и находился в розыске. Последним, кто его видел живым, был Василий. Следствие полагает, что останки мужчины, найденные в одной из скважин на территории бывшей шахты, принадлежали именно Толмачеву, но идентифицировать их не удалось.

Сергей Рузанов
Доставленный в Эстонию товар быстро поступил в фирму «Скандинав», принадлежащую Сачукам и служащую им ширмой. Владельцем и президентом «Скандинава» являлся Василий, а вице-президентом – Сергей Рузанов, с которым Сачук-средний разбежался* уже в зоне. Их отношения испортились настолько, что, как мне стало известно, Рузанов подсылал к нему киллера, но у того кишка оказалась тонка – он струсил, не смог убить Сачука. После того, как Василий узнал о намерении Рузанова убить его, он заявил, что любым путем рассчитается с Рузановым за это. Последнего пришлось перевести в ментовскую зону…

Но тогда, весной 1995 года, они еще были не разлейвода и действовали сообща. Товар, доставшийся им путем мошенничества, надо было срочно вывезти. Транспорт предоставила фирма «Ахтме моторс», находившаяся в руках Эльгуджи Копаладзе (меж своими - Гуча или Гоча), Павла Чудеснова и Эдуарда Крустейна (кличка Сопливчик). Через пару недель после осуществления операции по вывозу ворованной техники, на всех троих руководителей фирмы в Таллинннском аэропорту было совершено покушение. Убийство было явно заказное, стреляли, по всем признакам, профессионалы. В живых остался только Гоча, которого полиция по сей день считает заказчиком убийства, хотя доказать это так и не удалось, так как исполнителей преступления не поймали.

А теперь, вторая, более захватывающая версия похищения, преподнесенная мне криминальным миром. На самом деле в Эстонию из Японии транзитом через Россию шла не радио- и видеотехника, а телевизоры и видеокассеты «Голдстар». Операция была продумана в Москве, откуда на встречу с Сачуками приехал Юрий Толмачев с четырьмя москвичами. Они заявились в Эстонию на двух ослепительно-белых красивых автомобилях «Форд Скорпио». В операции был задействован сотрудник Нарвской таможни, который выправил документы, и груз без проблем прошел границу. Загвоздка оказалась в другом. В Кохтла-Ярве, куда должны были перебросить товар, не оказалось таможенного склада такого размера, чтобы в нем можно было разместить пять морских сорокафутовых контейнеров перед тем, как отправить их в Таллинн. Груз могли спалить*, а этого ни в коем случае нельзя было допустить. Вот здесь и пригодились деловые качества братьев Сачуков, сумевших за кратчайший срок решить проблему. На территории одного предприятия они нашли дефицитный башенный кран, отогнали груженые контейнеры в лес и по четко отработанной схеме, за одну ночь, вручную, перегрузили товар из одних машин в другие и отправили его в Таллинн. При этом водители, доставившие груз в Ида-Вирумаа, не должны были знать, что они привезли, как и другие, которые потом отвезли его в столицу. Затем груз прошел эстонско-латвийскую границу в районе Валга-Валка. В Латвии вновь выправили документы, и груз отправился в целости и сохранности… в Россию. Москвичи, стоявшие за этой грандиозной аферой, оцененной в пять миллионов крон, получили по страховому полису пятнадцать (!) миллионов в качестве компенсации за «пропавшие» телевизоры и видеокассеты, которые после возвращения в Россию благополучно были проданы и дали, как вы понимаете, немалую прибыль вдобавок к пятнадцати миллионам, полученным в качестве страховки.

Группировка набирала силу, ее общак рос не по дням, а по часам. В распоряжении группировки были огнестрельное оружие и автомобили фирмы «Мерседес», «БМВ», «Ниссан», джип «Тойота», ВАЗ 2108. Авторитет Сергея Сачука беспокоил как лидеров других мафиозных структур, так и правоохранительные органы. И те, и другие искали возможность ограничить влияние Сачи-старшего на преступном поприще.

Сергей Сачук незадолго до смерти за рулём BMW, расстрелянного на железнодорожном переезде.
…20 марта 1995 года роскошный красный «БМВ» с тонированными стеклами, в котором Сача-старший ехал вместе с шестнадцатилетней дочерью своей спутницы жизни, был в упор расстрелян недалеко от железнодорожного переезда в Ахтме из проезжавшей мимо машины. Кто убил Сергея Сачука, до сих пор не известно. Ясно одно: работали, судя по почерку, профессионалы экстра-класса, так как стрелять на ходу из автомобиля по движущейся цели и наповал сразить водителя и его спутницу могут только стрелки с отличной подготовкой. В пользу этой версии говорит и тот факт, что оружие, из которого убили Сачу-старшего, не паленое, то есть ранее не проходило ни по одному убийству. Так работают либо опытные киллеры, либо… спецслужбы. Последним было очень даже на руку таким коварным способом развязать кровавую войну между группировками, чтобы ряды бандитов значительно поредели. Я интересовалась мнением Койта Пикаро по поводу спецслужб, и он недвусмысленно дал понять: такая версия имеет право на жизнь, хотя ему лично ничего конкретно об участии спецслужб не известно: «Все может быть...»

Но вернемся к преступному миру. Две крупные нарвские группировки – Антона Михайловича и Летчика (Лечицкого и Федорова) - относились к Сергею Сачуку по-разному. По словам одного юриста, Летчик делал ставку на Сачука, а Антон Михайлович не желал признавать авторитет Сачи-старшего. В день смерти Сергея Антон Лечицкий, Игорь Габла и Борис Малиновский уехали в Германию (кажется, на какой-то футбольный чемпионат). На пышных похоронах Сачи они не присутствовали. Зато в ночь перед похоронами, как сообщил гораздо позже, в суде, Василий Сачук, помянуть Сергея приехали два других нарвских братка – Сергей Иванов (Лыська) и Александр Бочаров (Бочар). Они оставались в доме Сачуков всю ночь и уехали рано утром.

Назад                                          Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: