вторник, 18 июня 2013 г.

Cимволика нацистского искусства

То, что Гитлер и бонзы Третьего рейха были буквально помешаны на оккультизме и эзотерических науках, ни для кого не секрет. Это нашло отражение и в германской культуре 30-40-х годов прошлого столетия. Ей предстояло служить «новым идеям», а прежнее искусство объявили «вырожденческим»…

Большой костер

В мае 1933 года были проведены акции публичного сожжения книг на площадях университетских городов Германии.

Немецкие студенты сжигают сочинения иностранных авторов
С марта 1933-го во всех округах с целью идеологической дискредитации организовывались экспозиции «дегенеративного искусства», состоящие из работ, конфискованных из музеев и частных собраний. В Мангейме прошла выставка «Большевизм в культуре», в Нюрнберге – «Камера ужасов в искусстве», в Дрездене – «Искусство на службе разложения» и другие. С июля 1937 года по июль 1939-го в Мюнхене работала передвижная выставка «Дайте нам четыре года сроку», которую за два года посетило около двух миллионов человек. Более двадцати тысяч «вырожденческих» работ были заключены в спецхранилищах или проданы с аукционов. В 1938 году 4289 произведений изобразительного искусства сожгли во дворе главной пожарной команды в Берлине.

По-видимому, все эти события впоследствии и послужили основой для сюжета знаменитого романа американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором пожарники жгут запрещенные книги. Автор написал его в 1953 году, когда зарево германских пожаров еще было живо в памяти. Писатель предупреждал: это может повториться снова.
«Неблагонадежные» художники и скульпторы, не разделявшие политическую линию НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), подвергались критике, их лишали работы и возможности демонстрировать свое искусство публике. Исключение составляли лишь вышеупомянутые идеологические акции…

Арно Брекер за работой над бюстом архитектора Альберта Шпеера,
1940 год
Храмы для фюрера

Одновременно насаждалось альтернативное «арийское» искусство. В 1934 году на VI съезде партии в Нюрнберге была принята «Культурная программа НСДАП».

В ней говорилось: «Так как мы думаем о вечности империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».

Прежде всего это касалось архитектуры. Личным архитектором Гитлера Альбертом Шпеером был разработан проект «нового Берлина», который предполагалось реализовать к 1950 году. Согласно ему, на центральной оси столицы должны были размещаться здания двух вокзалов, ратуши, солдатского дворца, оперного театра и канцелярии рейха. Народный дом – главное здание рейха – собирались оснастить куполом 300-метрового диаметра и оборудовать в нем зал вместимостью 150-180 тысяч человек.

Здесь планировались ежегодные встречи фюрера с народом. Огромному куполу предстояло символизировать крышу над «центром мира» (Берлином).

Существовал также план «Большого кольца», которое должно было охватывать территорию от Норвегии до Африки и от Атлантического океана до СССР. По его окружности планировалось возвести множество высотных сооружений, напоминающих храмы и мавзолеи. Эти проекты демонстрировались на архитектурных выставках, проходивших в Мюнхене в 1938-1939 годах.
Вот выдержка из речи Гитлера, произнесенной им в 1939 году: «Со времен средневековых храмов мы впервые снова ставим перед художниками величественные и смелые задачи. Никаких “родных местечек”, никаких камерных строений, но именно величественнейшее из того, что мы имели со времен Египта и Вавилона. Мы создаем священные сооружения как знаковые символы новой высокой культуры. Я должен начать с них. Ими я запечатлею неиссякаемую духовную печать моего народа и моего времени».

В нацистском искусстве широко была
распространена тема викингов
Культ «сверхчеловека»

Скульптуре в Третьем рейхе отводилась аллегорическая роль: ей предстояло стать еще одним символом, подчеркивавшим мощь нацистской державы. Во внутреннем дворе новой канцелярии в Берлине были установлены трехметровые статуи, олицетворявшие партию и вермахт. Колоссальные скульптурные группы конников и атлетов украшали Мартовское поле в Нюрнберге и Олимпийский стадион в Берлине. Мемориалы, изображавшие стоящих или коленопреклоненных воинов атлетического телосложения с мечами, воздвигались в память о жертвах Первой мировой войны.

Ведущим скульптором рейха стал Арно Брекер – фюреру нравилось, как он воспевал арийское могущество. Именно Брекер ввел в нацистскую скульптуру образ «сверхчеловека» – обнаженного атлета с идеальными пропорциями, рельефными мускулами и «арийскими» чертами лица, рост которого составлял от двух до шести метров.

Валгалла для павших арийцев

В искусстве эпохи нацизма широко использовалась мифологическая символика. Например, фондом СС «Аненербе» («Наследие предков») одним из главных арийских символов был объявлен двусторонний молот Мьельнир, принадлежавший скандинавскому богу Тору. У викингов Мьельнир являлся символом силы и воинским защитным амулетом.

В Тевтобургском лесу воздвигли статую Арминия (Германа), вождя племени херусков (предков нынешних германцев), освободившего свой народ от римского ига. Кроме того, по инициативе «Аненербе» воспроизводились и распространялись некоторые древнегерманские украшения.

Достаточно широко была распространена в нацистском искусстве тема викингов (германцы считали их родственным народом), а также немецких рыцарей.

Их образы использовались на пропагандистских плакатах наряду с военной символикой тех лет: марширующими солдатами рейха, вооруженными воинами, самолетами…

Часто изображали прусского императора Фридриха II (Фридриха Великого), так как его очень чтил фюрер, считая примером для подражания. Бюсты Фридриха Великого можно было увидеть в кабинетах партийных бонз.
Одна из самых распространенных тем нацистов – «жертвенная». Слово «жертва» (оpfer) было одним из самых любимых понятий, употребляемых Гитлером.

Молот Тора – один из главных арийских символов
Плакаты с изображением погибших штурмовиков призывали к мести за ушедших товарищей. Здесь просматривался и мотив Валгаллы: на языке древних германцев walhall означает буквально «дворец павших». В германо-скандинавской мифологии так зовется небесный чертог в городе богов Асгарде, где обитают души павших в бою воинов – эйнхериев. Валгаллой правит верховный бог древних скандинавов Один. Согласно мифам, Валгалла представляет собой гигантский зал, крыша которого изготовлена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. В нем 540 дверей.

Каждое утро эйнхерии облачаются в доспехи и сражаются друг с другом, а затем садятся пировать за общий стол. Они едят мясо бессмертного вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает, и пьют мед, который дает вместо молока коза Хейдрун, жующая листья Мирового дерева Иггдрасиль. По ночам же воинов ублажают прекрасные девы. Однажды, как утверждают Старшая Эдда и Младшая Эдда (своды скандинавских мифов), откроются двери Валгаллы, и через каждую по зову бога Хеймдалля, трубящего в рог Гьяллархорн, выйдут 800 воинов, чтобы отправиться на последнюю битву Рагнарок, которая когда-то была предсказана мертвой провидицей (вельвой).

Между прочим, некоторые раннехристианские богословы считали, что Валгалла по сути своей есть преисподняя…

Может быть, они были не так уж далеки от истины, учитывая особое отношение к скандинавскому фольклору нацистов, уничтожающих целые народы в борьбе за превосходство «арийской расы»?

Любопытно, что сам Гитлер любил рисовать пейзажи и натюрморты, а вовсе не монументальные портреты или сюжеты из мифологии. И картины его были весьма недурны – в противовес общепринятому мнению, что фюрер – бездарь в живописи… Талант его как художника подтверждают и современные эксперты.

Кто знает, быть может, пройди Адольф Гитлер в свое время по конкурсу в Венскую академию художеств, куда он так стремился, судьба Германии сложилась бы иначе. Хотя, скорее всего, тогда его место занял бы кто-то другой.

Архитектор судного дня. Третий рейх и искусство
Фильм содержит ранее неизданные на видео кинохроники об Адольфе Гитлере и нацистком режиме: внутренняя жизнь Третьего рейха, отношение к искусству и массовой культуре. Гитлер восхищался древним Римом и Грецией и мечтал о новом Золотом веке классической живописи и архитектуры для арийцев...



---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: