Главы восточноевропейских государств, вообще-то, мало отличаются пророссийскими настроениями, но и на этом фоне именно президент Литвы Даля Грибаускайте превзошла все пределы грубости в адрес восточного соседа. Что стоит за ее хамскими выпадами в строну РФ – уязвленное самолюбие неуравновешенного человека или совершенно обоснованный холодный расчет? Попробуем разобраться в этом.
Поколение перевертышей
Г-жа Грибаускайте является типичным представителем клана бывших советских функционеров, которые после распада «красного колосса» отлично вписались в новую реальность, стопроцентно поменяв идеологию и убеждения. Вообще ирония судьбы просто убийственная – с последствиями «советской оккупации», которую в Прибалтике выставляют верхом вселенского зла, сражаются те же самые люди, которые при «оккупантских» властях занимали высокое положение, сами фактически были этой властью. Нелепость ситуации можно описать словами Виктора Пелевина: достаточно представить «Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии».
Вот и получается, что бывший инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома компартии Эстонской ССР Андрус Ансип, при котором в Тарту разогнали в 1988 г. студенческую демонстрацию, заняв пост премьера независимой Эстонии, отдал приказ о сносе «Бронзового солдата» в Таллине. Бывший партсекретарь ячейки компартии в Латвийском университете Инесе Вайдере, став в новейшие времена депутатом Европарламента, истерично требует признать тезис о тождественности нацизма и коммунизма и запретить символику в виде серпа и молота. А бывший преподаватель Вильнюсской высшей партийной школы дочь сотрудника НКВД выпускница ЛГУ Даля Грибайскауте, возглавив нынешнюю Литовскую республику, мечет громы и молнии в сторону России. Вообще-то, таких примеров очень много – можно приводить все новые и новые.
Кстати говоря, в Брюсселе отлично знают цену своим «цепным псам», которых он использует для наведения на Россию острастки. Год назад вице-президент Европарламента Мигель-Анхель Мартинес-Мартинес очень жестко высказался в адрес рьяных прибалтийских «борцунов» с «советским тоталитаризмом»: «Где вы писали свои диссертации? Вы писали их в Восточном Берлине? Вы защищали свои диссертации в Московском университете, в период, который вы объявляете самым страшным в истории. И не были ли вы частью того ужасного режима, который держал общество в таких условиях?»
Что ж, Мартинес, успевший посидеть в тюрьме при режиме Франко, отлично разбирается, надо полагать, в том, где настоящие борцы, диссиденты, подпольщики, а где – позеры, двурушники и приспособленцы. Он насмешливо отозвался и о попытках властных прибалтов отождествить СССР с современной Россией: «Вероятно, не существует более суперкапиталистической системы, чем та, что построена в современной России. Тяжело понять, как можно соотносить современную Российскую Федерацию с бывшей советской системой».
Так что же вынуждает г-жу Грибаускайте упражняться в антироссийской риторике? Она и раньше не стеснялась в выражениях, но в последнее время буквально сорвалась с цепи. «Россия – террористическое государство», – заявила она в эфире национальной телерадиокомпании LRT. Позже воинственная президентша подчеркнула: «Я не отказываюсь от своих слов», – видимо, специально для тех, кто еще питал надежду как-то замять разгоревшийся скандал. «Если не остановить Россию на Украине, то агрессия может распространиться по Европе», – сказала Даля Поликарповна, призвав оказать военную поддержку киевским властям. До этого Грибаускайте сравнивала Россию с «Исламским государством», а Владимира Путина с Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным. В итоге сами же литовцы вполне обоснованно заподозрили главу своего государства в осознанном обострении ситуации.
В чем причина столь вызывающего поведения? Почему-то многие эксперты стремятся объяснить его чисто психологическими причинами. Мол, «непреклонная Даля» до сих пор комплексует из-за своего коммунистического прошлого, а потому стремится быть «святее папы римского». Другие считают, что Грибаускайте не может простить России неудачного председательства Литвы в Совете ЕС во второй половине этого года. Дескать, президент Литвы рассчитывала обессмертить свое имя выдающимся успехом – новым этапом победной экспансии ЕС на восток. Однако бескровного поглощения Украины, которое планировалось осуществить по итогам саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, не получилось – и пришлось идти на тяжелый, грязный, кровавый переворот в Киеве, обернувшийся фактическим распадом государства и гражданской войной.
Не секрет, что Грибаускайте рассчитывала занять пост главы Еврокомиссии. Однако она «пролетела» мимо заветного кресла, причем, по мнению некоторых специалистов, это напрямую связано с тем провальным саммитом. «Вильнюс лишь должен был довести уже готовое на девяносто процентов дело до конца – и сделать этого не удалось. А ведь Вильнюсу было доверено в красивой ситуации председательства в Евросоюзе довести все до почетного финала. Этого не получилось», – отмечает политолог из Германии Дмитрий Стратиевский.
Дело в газе?
Впрочем, как представляется, если вышеперечисленные причины поведения президента Литвы и имеют место быть, они явно играют второстепенную роль. На самом деле, судя по всему, разгадка лежит гораздо глубже. И связана она с экономикой и деньгами, а не с психологией.
Как известно, многие российские государственные деятели весьма бурно отреагировали на оскорбительные заявления г-жи Грибаускайте. Представители разных фракций в Госдуме требуют в зависимости от степени своего личного радикализма, либо разорвать любые дипломатические отношения с Вильнюсом, либо объявить бойкот литовским портам, прекратить транзитные железнодорожные перевозки, либо хотя бы закрыть ввоз для всех товаров, произведенных в этом государстве (впрочем, их экспорт в Россию и так серьезно ограничен после введения минувшим летом эмбарго на ряд видов продукции из ЕС). Причем словами не ограничиваются – литовские грузы встали на границе с Россией и во внутренних таможенных терминалах РФ, а от водителей грузовых фур из этой страны даже не принимают документацию. Теперь среди литовских бизнесменов блуждают панические слухи, и они готовятся к катастрофическим убыткам.
Более того, если оскорбления продолжатся, то, как считается, было бы логичным разорвать и контракт о поставках газа в Литву. В связи с этим необходимо напомнить, что совсем недавно в Клайпеде встало на прикол плавучее газохранилище Independence, оборудованное четырьмя терминалами общей вместительностью в 170 тыс. кубометров. Государство заключило контракт с норвежской компанией Statoil, которая ежегодно в течение пяти лет будет поставлять Литве 20% от потребности страны (0,54 млрд. кубометров в год), и это, как ожидается, лишь начало. Предварительная сумма контракта оценивается примерно в 750-870 млн. евро, а стоимость 1 тысячи кубометров – 328,9-365,5 доллара. Местная пресса подсчитала, что перевод газовой системы государства на новые источники приведет к увеличению тарифов для потребителя. Это связано с необходимостью покрывать расходы на создание инфраструктуры для нового терминала и аренду судна-хранилища. В итоге государственная комиссия по регулированию цен и энергетическому контролю обнародовала прогноз, что средняя цена на газ в Литве в 2015 году возрастет до 451 евро за тысячу кубометров – в то время как сейчас она составляет 340 евро. Чиновники призывают народ затянуть потуже пояса в интересах «энергетической независимости родины» от «террористической России».
Зато норвежцы, разумеется, остаются в прибытке, и дальнейшее ухудшение отношений России и Литвы им только на руку. А если им удастся добиться расторжения договора Литвы с «Газпромом», они смогут в пять раз увеличить объём своего экспорта в это государство: с 540 млн. до 2,7 млрд. кубометров газа. Аналитик Олег Макаренко обращает внимание на очень интересный нюанс: «В настоящий момент норвежскую Statoil обвиняют в том, что она подкупила власти Танзании, чтобы те заключили невыгодный для своей страны газовый контракт, из-за которого Танзания теряла ежегодно по 800 миллионов долларов. Если учесть, что коррупция в Литве по признаниям самих литовцев широко распространена, кто даст гарантию, что норвежцы не подкатывали с каким-нибудь грязным предложением и к президенту Грибаускайте?»
Если принять эту версию, то складывается вполне стройная схема. Норвежская компания желает, чтобы Россия прекратила поставки газа в Литву, и тогда она целиком заполнит освободившуюся «поляну». Литовский потребитель, конечно, понесет большие убытки, но подобные мелочи расчетливых капиталистов не должны беспокоить. К слову, через два дня после оскорбительных заявлений Грибаускайте в сторону России Норвегия заявила о том, что замораживает все политические контакты с РФ. Подобная согласованность действий вряд ли является плодом случайности. И сейчас руководству Российской Федерации необходимо проявить максимум мудрости, чтобы преодолеть эту ситуацию без урона для интересов вверенного ему государства.
Поколение перевертышей
Г-жа Грибаускайте является типичным представителем клана бывших советских функционеров, которые после распада «красного колосса» отлично вписались в новую реальность, стопроцентно поменяв идеологию и убеждения. Вообще ирония судьбы просто убийственная – с последствиями «советской оккупации», которую в Прибалтике выставляют верхом вселенского зла, сражаются те же самые люди, которые при «оккупантских» властях занимали высокое положение, сами фактически были этой властью. Нелепость ситуации можно описать словами Виктора Пелевина: достаточно представить «Германию сорок шестого года, где доктор Геббельс истерически орет по радио о пропасти, в которую фашизм увлек нацию, бывший комендант Освенцима возглавляет комиссию по отлову нацистских преступников, генералы СС просто и доходчиво говорят о либеральных ценностях, а возглавляет всю лавочку прозревший наконец гауляйтер Восточной Пруссии».
Вот и получается, что бывший инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома компартии Эстонской ССР Андрус Ансип, при котором в Тарту разогнали в 1988 г. студенческую демонстрацию, заняв пост премьера независимой Эстонии, отдал приказ о сносе «Бронзового солдата» в Таллине. Бывший партсекретарь ячейки компартии в Латвийском университете Инесе Вайдере, став в новейшие времена депутатом Европарламента, истерично требует признать тезис о тождественности нацизма и коммунизма и запретить символику в виде серпа и молота. А бывший преподаватель Вильнюсской высшей партийной школы дочь сотрудника НКВД выпускница ЛГУ Даля Грибайскауте, возглавив нынешнюю Литовскую республику, мечет громы и молнии в сторону России. Вообще-то, таких примеров очень много – можно приводить все новые и новые.
Кстати говоря, в Брюсселе отлично знают цену своим «цепным псам», которых он использует для наведения на Россию острастки. Год назад вице-президент Европарламента Мигель-Анхель Мартинес-Мартинес очень жестко высказался в адрес рьяных прибалтийских «борцунов» с «советским тоталитаризмом»: «Где вы писали свои диссертации? Вы писали их в Восточном Берлине? Вы защищали свои диссертации в Московском университете, в период, который вы объявляете самым страшным в истории. И не были ли вы частью того ужасного режима, который держал общество в таких условиях?»
Что ж, Мартинес, успевший посидеть в тюрьме при режиме Франко, отлично разбирается, надо полагать, в том, где настоящие борцы, диссиденты, подпольщики, а где – позеры, двурушники и приспособленцы. Он насмешливо отозвался и о попытках властных прибалтов отождествить СССР с современной Россией: «Вероятно, не существует более суперкапиталистической системы, чем та, что построена в современной России. Тяжело понять, как можно соотносить современную Российскую Федерацию с бывшей советской системой».
Так что же вынуждает г-жу Грибаускайте упражняться в антироссийской риторике? Она и раньше не стеснялась в выражениях, но в последнее время буквально сорвалась с цепи. «Россия – террористическое государство», – заявила она в эфире национальной телерадиокомпании LRT. Позже воинственная президентша подчеркнула: «Я не отказываюсь от своих слов», – видимо, специально для тех, кто еще питал надежду как-то замять разгоревшийся скандал. «Если не остановить Россию на Украине, то агрессия может распространиться по Европе», – сказала Даля Поликарповна, призвав оказать военную поддержку киевским властям. До этого Грибаускайте сравнивала Россию с «Исламским государством», а Владимира Путина с Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным. В итоге сами же литовцы вполне обоснованно заподозрили главу своего государства в осознанном обострении ситуации.
В чем причина столь вызывающего поведения? Почему-то многие эксперты стремятся объяснить его чисто психологическими причинами. Мол, «непреклонная Даля» до сих пор комплексует из-за своего коммунистического прошлого, а потому стремится быть «святее папы римского». Другие считают, что Грибаускайте не может простить России неудачного председательства Литвы в Совете ЕС во второй половине этого года. Дескать, президент Литвы рассчитывала обессмертить свое имя выдающимся успехом – новым этапом победной экспансии ЕС на восток. Однако бескровного поглощения Украины, которое планировалось осуществить по итогам саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, не получилось – и пришлось идти на тяжелый, грязный, кровавый переворот в Киеве, обернувшийся фактическим распадом государства и гражданской войной.
Не исключено, что за воинственностью Дали Грибаускайте стоят банальные коммерческие интересы |
Дело в газе?
Впрочем, как представляется, если вышеперечисленные причины поведения президента Литвы и имеют место быть, они явно играют второстепенную роль. На самом деле, судя по всему, разгадка лежит гораздо глубже. И связана она с экономикой и деньгами, а не с психологией.
Как известно, многие российские государственные деятели весьма бурно отреагировали на оскорбительные заявления г-жи Грибаускайте. Представители разных фракций в Госдуме требуют в зависимости от степени своего личного радикализма, либо разорвать любые дипломатические отношения с Вильнюсом, либо объявить бойкот литовским портам, прекратить транзитные железнодорожные перевозки, либо хотя бы закрыть ввоз для всех товаров, произведенных в этом государстве (впрочем, их экспорт в Россию и так серьезно ограничен после введения минувшим летом эмбарго на ряд видов продукции из ЕС). Причем словами не ограничиваются – литовские грузы встали на границе с Россией и во внутренних таможенных терминалах РФ, а от водителей грузовых фур из этой страны даже не принимают документацию. Теперь среди литовских бизнесменов блуждают панические слухи, и они готовятся к катастрофическим убыткам.
Более того, если оскорбления продолжатся, то, как считается, было бы логичным разорвать и контракт о поставках газа в Литву. В связи с этим необходимо напомнить, что совсем недавно в Клайпеде встало на прикол плавучее газохранилище Independence, оборудованное четырьмя терминалами общей вместительностью в 170 тыс. кубометров. Государство заключило контракт с норвежской компанией Statoil, которая ежегодно в течение пяти лет будет поставлять Литве 20% от потребности страны (0,54 млрд. кубометров в год), и это, как ожидается, лишь начало. Предварительная сумма контракта оценивается примерно в 750-870 млн. евро, а стоимость 1 тысячи кубометров – 328,9-365,5 доллара. Местная пресса подсчитала, что перевод газовой системы государства на новые источники приведет к увеличению тарифов для потребителя. Это связано с необходимостью покрывать расходы на создание инфраструктуры для нового терминала и аренду судна-хранилища. В итоге государственная комиссия по регулированию цен и энергетическому контролю обнародовала прогноз, что средняя цена на газ в Литве в 2015 году возрастет до 451 евро за тысячу кубометров – в то время как сейчас она составляет 340 евро. Чиновники призывают народ затянуть потуже пояса в интересах «энергетической независимости родины» от «террористической России».
Зато норвежцы, разумеется, остаются в прибытке, и дальнейшее ухудшение отношений России и Литвы им только на руку. А если им удастся добиться расторжения договора Литвы с «Газпромом», они смогут в пять раз увеличить объём своего экспорта в это государство: с 540 млн. до 2,7 млрд. кубометров газа. Аналитик Олег Макаренко обращает внимание на очень интересный нюанс: «В настоящий момент норвежскую Statoil обвиняют в том, что она подкупила власти Танзании, чтобы те заключили невыгодный для своей страны газовый контракт, из-за которого Танзания теряла ежегодно по 800 миллионов долларов. Если учесть, что коррупция в Литве по признаниям самих литовцев широко распространена, кто даст гарантию, что норвежцы не подкатывали с каким-нибудь грязным предложением и к президенту Грибаускайте?»
Если принять эту версию, то складывается вполне стройная схема. Норвежская компания желает, чтобы Россия прекратила поставки газа в Литву, и тогда она целиком заполнит освободившуюся «поляну». Литовский потребитель, конечно, понесет большие убытки, но подобные мелочи расчетливых капиталистов не должны беспокоить. К слову, через два дня после оскорбительных заявлений Грибаускайте в сторону России Норвегия заявила о том, что замораживает все политические контакты с РФ. Подобная согласованность действий вряд ли является плодом случайности. И сейчас руководству Российской Федерации необходимо проявить максимум мудрости, чтобы преодолеть эту ситуацию без урона для интересов вверенного ему государства.
Источник: oko-planet.su
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий