суббота, 8 января 2011 г.

Великий немой

Елена Скульская.
Произведения одного из самых знаменитых эстонских мультипликаторов Прийта Пярна, который уже несколько лет работает в соавторстве со своей женой Ольгой, можно увидеть разве что на фестивалях и специальных показах. Впрочем, так всегда было с рисованным и кукольным кино для взрослых, которое не засунешь в детскую телевизионную передачу и не пустишь перед игровым фильмом в кинотеатре. А между тем, в этом замкнутом, лишенном встреч со зрителями мультипликационном мире создавались и создаются поразительные ленты; они могли бы многому научить тех, кто еще не потерял интереса ко всему неожиданному, изумляющему глазной хрусталик, расширяющему представления о пропорциях, соразмерностях, остроумии и трагизме линий.

Встретившись с Прийтом и Ольгой на фестивале «Тёмные ночи», я попросила у них для просмотра несколько последних фильмов, и мне жаль, что читатели Портала не смогли их посмотреть вместе со мной в каком-нибудь большом зале.

Сюрреалистам, которые пользуются линиями, гораздо проще разговаривать со зрителями, чем сюрреалистам, которые пользуются словами. Уши сегодня – самый разочарованный в мире орган: мы не верим словам, не верим даже простым и логичным сообщениям, что же говорить о метафорах и образах, связанных совершенно произвольными конструкциями, подчиняющимися только одному принципу: «Я так чувствую, верьте мне!» А глаза готовы поверить еще многому, ведь от них никто не требует мыслей или вербальных объяснений. И потому игры воображения Пярнов то смешат, то изумляют, то заставляют недоумевать, то терять суть, то вновь думать, что она нашлась. Картина в целом оставляет за вами свободу выбора смысла, впрочем, можно вообще не сосредотачиваться на смысле, а просто любоваться или, точнее, разделять ироничный (если не презрительный) взгляд художников на наш мир.


Фильм «Жизнь без Габриэллы Ферриты» - ироническая фантасмагория, сосредоточенная на жизни одной семьи. Самый смешной персонаж – сынок хозяев, чьи руки загипсованы и забинтованы, но он умудряется вбивать в гипс карандаши и писать на компьютере, пытаясь вскрыть доступ к эротическому сайту. Пока подросток, истекая слюной, добирается до сайта, сами проститутки – гомерических размеров – сидят в окнах и завлекают прохожих, разыгрывая клиентов в орлянку. Притон расположен точно за стенкой комнаты подростка, но все-таки ему никак не встретиться с дебелыми красотками.


Родители же невыносимого дитя все время собираются заняться любовью, но сынок не оставляет их в покое жалобами на скуку. Муж и жена разделывают на кухонном столе рыбу, и почему-то именно это занятие, острый нож, распахнутый живот рыбы вызывают в них нестерпимое желание объятий. Они разрезают рыбу, располагаются на столе, но рыба вновь соединяет воедино части тела, и любовники вскакивают, отвлекаемые от вожделения то сыном, то другими помехами.


Еще один чудесный персонаж – радующийся и ликующий бегун. Он один знает, что жизнь прекрасна и не устает это провозглашать. И надо же: его протыкает клювом аист, стремительно летящий по своему маршруту и не замечающий счастливца…


По городу ходит преступник – грабитель. Вещи, на которые он смотрит, сдвигаются с места и исчезают в его карманах и даже в его теле. Он пробирается в дом главных героев, где жена, обнаженная, лежит на диване с привязанными руками и ногами, дожидаясь мужа, но он, к несчастью, сам себя захлопнул на балконе, предварительно заперев мальчика в его комнате. Сюжет комикса поворачивается к триллеру. Муж спускается с балкона по отвесной стене, жена тянется в беспамятстве к грабителю, сын разрушает стенку, отделяющую его от проституток.


Мир рушится и собирается снова, но поменяв какие-то детали и, тем самым, изменив какие-то важные знаки. Есть масса вопросов, которые совершенно не нуждаются ответах. Почему в комнате мальчика живет улитка, обжившая лампочку под потолком? Почему в квартире живет заводная курица, гоняющаяся за реальным пауком? Почему сам паук, так энергичен в освоении обнаженного тела хозяйки квартиры? Почем в кабинете окулиста пациентам норовят выбить глаза и надеть им на нос черные очки? Почему у того же окулиста вместо таблицы с буквами висит таблица с разнообразными пауками, нанизанными на булавки?


Карандашной фантазии подвластно любое отклонение от реальности, подвластны не только странные сближения, но и сближения невозможные, невообразимые, но мы почему-то верим талантливым художникам, создающим особый тревожный ритм повествования, провоцирующий нас на новые и новые ожидания.


Прийт Пярн – классик мультипликации, карикатуры; его тандем с Ольгой Пярн добавил его работам чувственности и веселья.


Сегодня у вас редкая возможность посмотреть рисованные шедевры Ольги и Прийта Пярнов.
Жанр: Анимация / Арт-хаус.


1977 «Кругла ли Земля?»
Аллегорически-сатирическая притча о мальчике, решившем на собственном опыте убедиться в том, что наша Земля - действительно круглая. Он сумел это доказать, потратив на путешествие всю жизнь, но тем не менее достигнув своей цели.

 



1978 Зелёный медвежонок (специальная премия МКФ в Варне)
Описание: Ранний фильм замечательного эстонского режиссёра и художника Прийта Пярна, повествующий о жизни и тернистом пути к успеху зелёного медведя.
Медведь вечно оказываясь не в том месте и в не то время, демонстрирует зверям свои трюки (оборачивается ушанкой, мороженнолизательным устройством, скворечником, экзгибиционично показывает мультики, посредством дудки передвигает по-воздуху слона, пародирует зверей и т.д.), чем отвлекает их от дел. Напряжение нарастает, медведя окружают агрессивно настроенные животные..




1980 Некоторые упражнения для самостоятельной жизни




1982 Треугольник
О семейных неурядицах. Для взрослых




1984 Time out; в советском прокате - Небылицы (Гран-При, Варна, Болгария)
Метаморфозы с рисованными персонажами, созданные Прийтом Пярном. Это ранний его мультфильм, но уже здесь вы можете увидеть, что может делать с предметами и пространством безудержная фантазия замечательного мастера.




1987 Завтрак на траве (Первая премия Всесоюзного кинофестиваля, премия Ника, премия за лучший мультфильм на МКФ в Мельбурне, Главная премия Загребского международного фестиваля анимационного кино, главная премия на международном фестивале короткометражных фильмов в Тампере)

Название которого отсылает нас к картине Моне. Этот фильм состоит из пяти частей: первые четыре рассказывают отдельно о каждом персонаже картины какую-то невероятную историю, а пятый про то как они все встречаются. Фильм Пярн посвятил художникам, которые «пошли настолько далеко, насколько им было позволено».



1988 Уходя, выключи свет



1991 Отель "Е" (Один из главных призов: 6-х штутгартских дней анимационного кино 1992)
Противостояние двух миров, двух комнат, из которых одна полна света и красок, а другая монотонно серая. Герой мечется между этими двумя мирами: тюремным пространством «соцлагеря» и ярким, но стерильным миром «западной богемы»



1895 - год рождения кино. Фильм знакомит публику с до сей поры неизвестными фактами и событиями из жизни Огюста и Луи Люмьер - двух знаменитых братьев, которые обессмертили свои имена, как изобретатели кинематографа. Кино это иллюзия. Но правдива ли сама иллюзия? Это утверждение и последующее вопрос позволили авторам заявить, что именно их версия жизни братьев Люмьер и рождения кинематографа - самая оригинальная и правдивая для всех существующих. Забавный пародийно-абсурдистский фильм в хармсовском стиле получил полтора десятка призов на всевозможных мировых анимационных фестивалях.



1998 Ночь морковок (Эстония, Серебряный голубь Лейпцигского КФ, Большая премия Международного фестиваля анимационного кино в Оттаве)
Герой фильма Диего - имя у него прямо на лице и написано... Просто удивительно, до чего некоторые люди напрашиваются на катастрофы... Звуки, шепот, таинственное эхо... И единственное, на что можно надеяться - это Ночь Морковок...



2002 Франк и Венди (Эстония, вместе с Ю. Пикковым)
«Фрэнк и Венди» - пародийный сериал про двух американских секретных агентов–придурков, - ради спасения мира заброшенных в Эстонию, страну непуганых идиотов, которая объявлена цитаделью зла. Пярн был худруком этого фильма, писал к нему сценарий и был одним из художников по фонам, но режиссерами картины стали три постановщика младшего поколения: Прийт Тендер, Юло Пикков и Каспар Янчис.



2003 Карл и Мэрилин
О двух секс-кумирах, силы эротического притяжения которых находятся в обратной зависимости - чем больше у одного, тем меньше у другого. Поначалу идолом был Карл Макс - мускулистый Аполлон с красной бородой и львиной гривой. А когда его обрили, суперкрасоткой стала дурнушка Мэрилин с вздутой ветром юбкой. Словесный и зрительный намек на Карла Маркса не то чтобы концептуален - Пярн никогда не исходит из идеи, а всегда из образа, но в то же время не случаен. Понимай, как знаешь - как абстрактный намек на то, что марксизм был убит фрейдизмом, или как конкретное визуальное указание на то, что мужественный идеал красоты сменился женственным.



2008 Жизнь без Габриэллы Ферри
Анимационная драматическая история о любви, запертой двери, о воре без лица и раненом аисте, о потерянном ноутбуке и виртуальных проститутках, сестрах О'Кей: Габриэллы Ферри в фильме нет, но зато есть почти счастливый конец.


Источник: veneportaal.ee

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: