вторник, 4 января 2011 г.

Юрий Десятников: Русские должны жить достойно


По традиции, Русскую Партию относят к партиям консервативного, правого толка. С одной стороны, с этим должно согласиться. Русская Партия стоит за сохранение многих консервативных ценностей: семейных, духовных, культурных и пр.,  что отражено и в программе РПЭ. Но Русская партия Эстонии – это в первую очередь партия русского национального меньшинства Эстонии,  партия, которая обязана отстаивать интересы этой части общества.  Наша нынешняя действительность складывается так, что кроме культуры и сохранения национальной идентичности русских в Эстонии, основным из направлений деятельности,  которому РПЭ просто обязана уделить внимание, становится вопрос социальной защищенности русского населения.

Опора любой партии консервативного толка – средний класс. За последние годы, годы экономического кризиса, прослойка русскоязычного среднего класса в Эстонии практически полностью исчезла, доходы населения уменьшились, многие лишились работы, народ обнищал. Государство же, бросило людей на произвол судьбы, оставив их один на один с обрушившимися проблемами и шведскими банками.  Конечно, можно сказать, что кризис ударил по всем жителям Эстонии, не разбирая их национальной принадлежности, тем не менее, именно по русским кризис прошелся наиболее сильно. Так, по данным, опубликованным департаментом статистики в 4 квартале еще 2009 года, в Эстонии было 107 тыс. безработных. «Примечательно, что безработица среди неэстонцев почти в два раза выше, чем среди эстонцев, но от поисков работы легче отказываются эстонцы», - говорится в выпущенном в пятницу пресс-релизе департамента (http://rus.ruvr.ru/2010/02/12/4395030.html)

Исторически сложилось так, что русские в Эстонии в своей массе были и являются представителями рабочего класса. Русские Эстонии – это преимущественно рабочие на предприятиях, инженеры (опять же рабочая интеллигенция), строители. Многие приезжали сюда еще в советское время по путевкам на стройки или «молодыми специалистами» на производства, нередко связанные с военно-промышленным комплексом СССР. Но кадровая политика Советского Союза строилась по принципу выдвижения на руководящие посты местных национальных кадров, т.е. практически на всех  предприятиях директорами являлись эстонцы, такая же картина была и среди представителей партноменклатуры. В итоге, в период распада СССР и последовавшей за ним приватизации госсобственности, те, кто «был наверху», сумели за бесценок приватизировать те предприятия, которыми руководили. Русские же, в подавляющей своей массе, были исключены из этого процесса перераспределения собственности.  Худо-бедно пережив девяностые годы прошлого  столетия, русские начали вставать на ноги в районе 2000-ых. Но, пришел кризис и проблемы социальной защищенности населения выходят на передний план. Человек сейчас больше думает о хлебе насущном, нежели о духовности. Голодного, лишившегося работы человека больше волнует не то, на каком языке будет преподавание в школе, а то, как бы ни лишиться квартиры, купленной в кредит.  Это реалии нашего дня, и с ними необходимо считаться.

Время кризиса. Время, когда в стране очень большой процент безработицы, зачастую развязывает руки работодателям, позволяя им навязывать свои условия работникам. В это время одним из главных принципов взаимоотношений   между работником и работодателем зачастую становится: «Не нравится – можешь уходить». А уходить, терять рабочее место, а значит и какую-то копейку семейного бюджета, мало кто рискнет, поэтому и соглашаются люди работать на самых невыгодных условиях.  Так, «по словам  Халлига, около 5 лет назад «минималку» в Эстонии получало около 11 процентов от всех трудоустроенных эстоноземельцев. С тех пор их доля увеличилась, но не так, чтобы очень сильно».( http://www.baltija.eu/news/read/13388). Пять лет назад, это год 2005, но вот по данным за 2007 год цифра выходит чуть иная: «Если посмотрим данные Налогового департамента, то в первом полугодии прошлого года по 3600 крон (минимальная зарплата в 2007 году. — Ред.) получали 100 000 человек, а в некоторые месяцы даже 120 000», — подчеркнул Талига.  (http://www.rabota24.ee/?p=1687). Любые же попытки работников защищать свои права, моментально натыкаются на жесткую реакцию со стороны работодателей. Так,  летом 2009 года, на Таллиннском предприятии «Ласбет», директором которого является Аго Мельдре, как поговаривают, один из спонсоров Центристской Партии, двое молодых работников попытались создать профсоюз. Естественно, что моментально нашлись поводы «нерадивых» работников уволить.  Можно, конечно, сказать, что случай этот является единичным и не типичным для Эстонии. Вот только куда тогда девать «Манифест работодателей Эстонии 2011-2015», описывающий стремления этих самых работодателей?

Платное высшее образование, попытка переложить социальное страхование на плечи работников, запрет на забастовки солидарности и через все эти пункты красной нитью проходит идея сведения положения рабочего человека до фактически рабского положения. Уже сейчас мало кто решается подать голос в защиту собственных прав, а тут еще работодатели предлагают  забить последний гвоздь в гроб местного рабочего. В страну, в которой по неофициальным данным примерно 100 тысяч безработных, для повышения конкурентоспособности местной рабочей силы предлагается начать завозить мигрантов из стран третьего мира.

Мы уже свыклись с мыслю о том, что нашей нищей Эстонии необходимо из «европейской солидарности» помогать зависшим в кризисе Исландии, где пособие по безработице, чуть ли не в два раза больше нашей средней заработной платы, или Греции, где отмена тринадцатой  зарплаты и ряда надбавок привела к массовым акциям протеста.  А на очереди еще солнечная Испания, мы кредитуем соседнюю Латвию, но вот на поддержку собственного населения у нас оказывается денег нет, и не предвидится, но зато, есть предложение завести рабсилу из стран третьего мира.

Поднять пенсионный возраст, но при этом выгнать с работы всех рабочих пенсионеров или лишить их пенсии. Не от хорошей жизни вынуждены пенсионеры работать, причем, порой они работают за копейки.  А пенсионный возраст в 67, это что как не издевательство над населением страны? Средняя продолжительность жизни у мужчины в Эстонии – это где-то примерно 68,5 лет. Это что, люди должны умирать у станка? Поговорите с молодыми людьми, теми, кому сейчас 20-25 лет, многие из них и не надеются дожить до пенсии.

«…Может быть, я только жить начинаю, на пенсию выхожу», — говаривал известный мультяшный герой почтальон Печкин.   Так начнется ли у современного поколения жизнь или…?

Молодежь уезжает из страны, так как не видит перспективы здесь.  В Эстонии есть деньги на содержание своего подразделения в Афганистане, а это миллионы крон, но нет денег на поддержку молодых семей. Порой складывается впечатление, что руководство страны совершенно не заинтересованно, чтобы молодые и энергичные оставались в Эстонии, теперь же еще предлагают завести трудовых мигрантов.  Мигрантам можно меньше платить, мигранты не будут бороться за свои права. Ты откроешь рот – вылетишь с работы, а на твое место возьмут двух-трех рабочих «из стран третьего мира».  Интересная борьба с безработицей, не правда ли?

Весь манифест, а так же принятый в прошлом году закон «о трудовом договоре»,  пропитаны одним: как сделать положение работника более бесправным. Удавка на шее рабочего человека затягивается все сильнее, вместо того, чтобы принять меры по защите прав работников, чтобы затормозить увеличение безработицы, а каждый новый месяц выдает нам новых тысячу зарегистрированных безработных, работодатели и естественно, спонсируемые ими крупные эстонские партии, нацелены лишь на извлечение прибыли. Прибыль, прибыль и еще раз прибыль, и не важно, что будущее Эстонии летит в тартарары.

Нам пытаются обрисовать радужные перспективы будущего, введение евро, пятое место в списке богатых, увеличение продолжительности жизни и общего благосостояния населения, но при этом выдаются «Манифесты»,  призывающие к свертыванию социальных расходов  на образование, на  пенсии и медицину.   Воплощение в жизнь заложенных в это «манифест» идей приведет к тому, что жизнь в Эстонии превратится для многих в ад. Вам смогут безнаказанно урезать зарплаты, увольнять без пособия.  Чем старше вы будете, тем больше шансов потерять работу, не жить, а существовать, опускаясь на самое дно. Болеть и не лечится, так как дорого, и умирать у станка, так и не сумев «начать жить».   Вас лишат права голоса, права поддержать вашего товарища в трудную минуту. Если будущее Эстонии предполагается столь радужным,  как нам обещают, то с чего бы это работодателям призывать запретить право рабочих на забастовки?

Бегство населения из страны, гастарбайтеры, сведение рабочих до положения рабов, полная ликвидация среднего класса – вот те нерадужные перспективы, что могут ожидать нас в ближайшем будущем, если, конечно, государство, в конце концов, не повернется лицом к людям.

Нужно также признать, что на общем фоне, русский рабочий находится в более незавидном положении, чем рабочий эстонской национальности. В первую очередь, это хорошо видно в разнице доходов на русском Северо-востоке Эстонии и Тартуским или Таллиннским регионами, достаточно даже сравнить показатели за предыдущие годы, например, здесь: «Зарплата в Ида-Вирумаа отстает от средней на 4 года»  (http://uudised.err.ee/index.php?0578824).  Опять же, зачастую, фирмы, имеющие представительства или производства в разных районах страны, как правило, начинают сокращения с Северо-востока, например, так было со свертыванием работы в  «Гласкеке».

Возможно, кто-то скажет, что я лишь обозначил проблему, не предоставив рецепта спасения Эстонии, не обозначив путей  выхода из кризиса. И вы, будете правы. Можете меня за это критиковать, единственное, что я могу пообещать: будет в Рийгикогу русская фракция – она сделает все, чтобы идеи, заложенные в «Манифест работодателей», идеи, направленные на превращение рабочего класса в бессловесное, бесправное, рабское орудие по извлечению лишь одной прибыли для избранных, так и остались бы на бумаге.

Русская партия Эстонии, в нынешней сложившейся ситуации и исходя из исторических предпосылок, хоть и стоит на  консервативных принципах, связанных в первую очередь с сохранением семейных, культурных и духовных ценностей русского народа, тем не менее, не является классической партией консервативного или либерального толка. Для Русской партии Эстонии  на данный момент специфические проблемы русского национального меньшинства  становятся определяющими во всех сферах жизни общины и государства. И пока эти проблемы не будут решены, РПЭ будет оставаться именно общинной партией, не правой, не левой, а именно партией Русской Общины, объединяющей под своей эгидой людей различных взглядов, но имеющих одну общую цель – решение «русского вопроса»:  сохранение своей национальной идентичности и возможность достойной жизни для русских людей в Эстонии.

Будущее Эстонии, будущее Русской Общины – зависит лишь от вас, и именно вам выбирать, каким путем пойдет наша страна после мартовских выборов 2011г.

Русские должны жить достойно. Все в наших руках!


Ещё по данной теме:
Михайлов: Русская сборная может взять 5% голосов

Комментариев нет: