понедельник, 3 января 2011 г.

Портрет ИРЛандцев. «Фас!» и профиль

«Исамаалийт-Республика» у части русских обывателей вызывает идиосинкразию (непереносимость). Дескать, национал-радикалы. Сволочи. На фонарь. И, тем самым проявляется тот самый нацизм со стороны доброго русского простого человека, который сперва отрубит голову, а потом спохватывается и жалеет: «Эхма, да не надо было топором-то, ошибочка вышла, надо было просто вздернуть, а не кровушку пущать...»
В то же время, кое-кто из русских зрелых политиков признавал и признает, что с «исамаалийтчиками лучше иметь дело, нежели с другими партиями – они слово дают хоть с трудом, но держат его, в отличие от прочих».

Если кто-то не верит в слова о «добром мужичке, который крови не особо любит», пусть почитает комментарии и даже некоторые материалы на других местных порталах. 

Сафари продолжается много лет

Выборы 2011 года снова подняли волну вокруг правых партий и центристов.
Эстонский избиратель жестко отнесся к скандалу с российскими деньгами. «Комиссары истины», грозившиеся съездить в Москву и допросить Владимира Якунина, скорее всего, не достали билетов на поезд.

Якунин их ждал-ждал, да так и не дождался.

В КаПо тоже у подъезда толпились агенты и офицеры, толпа народу – ждали Эвелин Сепп и Калле Кландорфа. Со своими объяснительными в руках: как по приказу Ансипа они состряпали клеветническую историю про народного героя Э. Сависаара.

Как сообщил Русскому Порталу пресс-секретарь КаПо Андрес Кахар 28 декабря, никто из центристов никаких запросов по поводу Сависаара и денег из России не делал. В этот день Кландорф и Сависаар поехали на Сааремаа, где окружная организация центристов не высказалась в поддержку Сависаара, а попросила его или подать в суд или временно оставить пост председателя партии.

Говорим об ИРЛ, а все время упираемся в рог. Как не упереться, если своими противниками и врагами Сависаар считает еще со времен восстановления независимости Эстонии именно тех, кто составляет костяк старой гвардии именно ИРЛ?

Уважаемый Вячеслав Иванов написал в своей заметке на Русском Портале о том, что из «стариков» в политике остался только Сависаар, забыв о Веллисте, Румессене, Лааре, Келаме, Юри Адамсе и многих других нынешних публичных политиках и общественных деятелях, тех, кто стоял во главе Конгресса Эстонии и тех, кто помогал ему в работе, и кто сейчас плотно завязан на политике и публицистике. Вячеслав помнит только Народный прокоммунистический фронт: в составе СССР, только с маленьким «эстонским чудом IME». Идея Сависаара.

Не сбылось.

«Комиссия истины» поклялась вскрыть правду о подоплеке церковных денег в кармане лидера центристов 28 декабря. Само собой, 28 числа ничего особенно нового не произошло. Кландорф пошутил?

Нецелевая аудитория

Но при чем тут «ИРЛандцы»? Им народная молва приписывает много чего. Немного чего из приписываемого стоит разговора. Но для ИРЛ русские сплетни, что дождь во время ливня – это не их целевая аудитория и не их избиратель в массе своей. 

Один раз, правда, Дмитрий Шмидт выступил в защиту чести и достоинства на портале «Дельфи», когда там вышла статья в ироническом стиле прошедшаяся по заявлению Марта Лаара о необходимости сотрудничества с русским населением в целом, поскольку на местных выборах центристы победили правых с разгромным счетом в столице при помощи русских голосов. «Какая боль, Аргентина – Ямайка: пять =ноль». Но и все. Больше о русских речи не было

Советской власти нет, «совки» остались

Насчет злости не имеющих права избирательного голоса. 
Гражданства нет, и не нужно «плохое» эстонское гражданство, так что можно ругаться, а вот избирать нельзя. Отсюда псих и нервы.

Отсюда еще одна далеко не смешная история.

Как-то раз некто Чаплыгин, называющий себя журналистом, баллотировался в парламент от центристов. Поскольку он был при телевидении, то для нейтрализации прочих журналистов, он публично призвал всех пишущих выйти из всех партий. Как отец Федор из «12 стульев» с кавказской горы, куда он залез за колбасой, призывал птиц публично покаяться.

Эту антиконституционную идею (нарушение статьи 14-й) неожиданно поддержал - и очень рьяно - тогдашний главный редактор газеты «Эстония» некто Иванов. У которого с Чаплыгиным отношения всегда складывались не очень. А тут вот – поддержал.
Нарушая Основной закон, Иванов письменно (!) потребовал от некоторых журналистов... предоставить справки о том, что они прекратили членство в правых партиях. Не в центристской или левых русских, а именно в правых. Иванов был настолько самоуверен, что оставил письменные следы своего нарушения Конституции ЭР, гражданином которой является. Приказ.

История грязненькая и подленькая, ибо Чаплыгин не учел рвения Иванова и, придя на его место в газету «Эстония», которую Эндель Сифф продал центристам, дал Иванову 24 часа на сбор барахла и выметание из кабинета главного редактора «Эстонии».

По прошествии времени Иванов стал главным редактором «МК-Эстонии». И – это уже не просто смешно, а вызывает судороги, - снова (!) потребовал новых справок от журналистов, пригрозив увольнением в случае не предоставления таковых бумажек от «Исамаалийта».

Это Иванов, который всем рассказывает о том, как у телебашни в нежном возрасте отражал атаки псковских десантников с микрофоном и телекамерой в руках в августе девяносто первого.

Справку ему принесли. В ней издевательским тоном тогдашний генсек «Исамаалийта» Аймар Алтосаар напоминал Иванову, что партия таких справок вообще-то не выдает и впервые в практике он, генсек, сталкивается с таким явлением, как прямое нарушение Конституции. Кроме того, писал Алтосаар, предыдущий генсек уже писал из жалости Иванову подобную справку. И не пора ли прекратить редактору газеты требовать от не подотчетных ему организаций и лиц неких справок и прочих документов. Мол, а не вышел ты лицом. И вообще желал Иванову успехов в трудной редакторской работе.
(Тогда Иванов стал тяготеть к центристам. И ждал бонусов).

...Иванов, говорят очевидцы, бегал по редакции, прочтя текст, и орал, что это не документ и над ним, очень главным редактором, издеваются.

Вот такой вот этот ИРЛ. Издевается над человеком с такой фамилией. Нехорошо-с. Неприкрытый нацизм.

За такие вот поступки и ненавидят «Исамаалийт-Республику» иванов, петров, сидоров. И Кленский. Которого туда не взяли.

Кто правит партией

На самом же деле это действительно не партия профессиональных русских для простых русских. Если говорить об отношении к людям, то партия превыше всего ставит не интересы одомашненных русских, которые «облизывают» лидера. Такие там тоже есть, и они мало кому приятны своим откровенным подхалимажем. Партии важно стабильно входить во власть и быть в правящей коалиции на втором месте. Подчеркиваю – на втором.

Принимать решения партия более не хочет – отвечать надо по полной программе, а времена сейчас нелегкие, как и всегда. «Исамаалийт» уже был дважды во власти, дважды получил ожоги от друзей реформистов, которым сейчас разумно предоставил право принимать решения. И отвечать за них.

Кто правит партией? Не Март Лаар. Тот сейчас увлечен исследовательской работой, он историк. Это как наркотик. Ощущение такое, что партия для него хобби. Он выступает с трибуны, говорит дежурные слова, но более увлечен другими делами.

В ИРЛ главный – Кен-Марти Вахер генеральный секретарь. Он рулит повседневностью. Им становится человек, прошедший обкатку в штаб-квартире, чаще на должности пресс-секретаря партии или министра. Недаром сейчас у Марта Лаара двое советников, призванных не допустить к телу кого-нибудь нежелательного, могущего помешать мыслительному процессу.

Человек-символ 

Но решения, имеющие значение для всей партии никогда не проходят мимо европарламентария и символа партии Тунне Келама.

Практически, Тунне является генератором идей и мозгом, и становым хребтом партии. Ее локомотивом. Знаменем. Авторитет его непререкаем.

В отличие от Сависаара, Келам своей роли не подчеркивает и личность не выпячивает. Он такой интеллигентный локомотив. За время пребывания в Европарламенте Тунне Келам поднял авторитет Эстонии, о которой прежде мало кто знал.

Тунне Келам готов бороться с кем угодно не за партию в целом, как собрание людей. 
Он готов бороться за каждого члена партии в отдельности. Он, будучи лидером партии, лично пошел к президенту Рюйтелю и фактически заставил того пересмотреть списки награждаемых ко Дню Независимости орденами в 2005 году. Там, в списке, было 90 процентов центристов и 8 процентов народников, в основном бывших коммунистов. В результате атаки Келама список был составлен 50 на 50 в пользу правых. И тогда впервые в истории Эстонской Республики, были награждены русские, принимавшие не на словах, а на деле участие в восстановлении и укреплении независимости Эстонской Республики в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века.

Секта, партия или движение 

Однако сегодня ИРЛ с этих позиций откатился назад. Ссылаясь на отсутствие денег, партия отказалась от издания русской партийной газеты или даже инфолистка. Кому надо, тот выучит эстонский и проникнется идеями. Но так ИРЛ теряет голоса потенциальных избирателей. Замыкается. Уходит в какой-то политический Шаолинь.
Было бы, однако, ошибкой говорить о непопулярности партии у русской молодежи.
Подчеркну – у продвинутой и избавленной от комплексов старшего поколения молодых людей.

Очень многие идут ради «прикола», часть из протеста против мнения родителей, часть из соображений эпатажа, но - идут. И, опять же, было бы явно неправильно утверждать, будто русская молодежь в ИРЛ сплошь гопота или «комсомольцы нового типа» при галстуках и национально озабоченные. Хотя есть и высокомерные комсомольцы. На шее галстук, на языке порой откровенное хамство. Но в хозяйстве все сгодится...

В основном русское молодое поколение ИРЛ - это столичное студенчество. Протестное же членство скорее присуще Ида-Вирумаа, поскольку, по словам молодых людей, «центристы задрали уже». Причем эти слова я слышал от самых разных юношей и девушек с Северо-Востока.

К выборам ИРЛ идет с обычными лозунгами. Однако есть изменения, которые диктует жизнь. Кризис заставляет думать и об экономике, а не только о гуманитарной составляющей, не только о борьбе с коммунистическим прошлым (оно же в какой-то степени и настоящее), не только с жупелом агрессивной России, хотя и это все никуда из пропаганды партии не делось.

Все страны уникальны по-своему, Эстония не исключение. Несмотря на бескровность при восстановлении независимости, состояние общества словно законсервировалось в 1991 году.

В ходу взаимные упреки России и Эстонии. Живо и цветет Интердвижение, которое чуточку трансформировалось в демагогию отдельных личностей. В политическом обороте лозунги Конгресса Эстонии. Последнее было бы неплохо, коли бы сами люди сильно не изменились с тех пор. Время их портит. Постепенно, шаг за шагом противостояние двух общин становится нормой жизни. Это плохо.

Почему ИРЛ не ставит вопрос о люстрации

Следует помнить о громадной цифре прошлого – 110 тысяч коммунистов в полуторамиллионной Эстонии. В процентном отношении в Эстонии было коммунистов на количество жителей значительно больше, чем в любой другой республике бывшего СССР, включая Россию.

В этой ситуации ИРЛ остается островком христианской демократии в море коммунистического подсознания. И объектом ненависти любителей «взять и поделить».

Хорошо ли, плохо ли, но вбитая с юности коммунно-колхозная идеология выведению поддается хуже пестицидов. В подсознании все равно живет это самое: «И все вокруг колхозное, и все вокруг мое». Причем, не только у русских, приехавших поднимать местное сознание из деревень за Наровой, но и у коренной нации. Бедный эстонец, особенно, если выпьет, становится куда жестче русского: он знает больше...
Самая большая проблема ИРЛ перед любыми выборами – невозможность значительного увеличения электората. Он устоялся и постоянен. А увеличить его нельзя из-за отсутствия в стране закона о люстрации. Декоммунизации. Потому что в каждой или почти каждой семье было по коммунисту.

Хотят этого правые, не хотят, но население было нашпиговано агентурой репрессивных органов. И, поскольку «иностранных эстонцев» было много, постольку их родственники в Эстонии фактически были заложниками советской власти.

Объявить закон о люстрации – начать волну репрессий против собственного народа, начать лечить его вместо терапии хирургическими методами. А такого эстонский народ не вынесет уже от собственной власти.

Причем, все знают, кто именно содействовал и репрессиям, кто состоял на связи у офицеров безопасности. И молчат. Гонениям подвергаются только те совестливые люди, которые хотят очиститься и заявляют на всю страну: «Да, я виноват, простите меня!..» Не прощают. Клюют. Из страха разоблачения.

Но боятся нечего: ни ИРЛ, ни реформисты не станут проводить политики «денацификации», как в послевоенной Германии. Слишком многим членам правых партий пришлось бы тогда выворачиваться наизнанку, что привело бы к падению престижа.

Вот почему партия ИРЛ, нынешняя единственная партия «государственников», пока находится скорее в положении секты, и даже более изолирована от народа Эстонии (включая все национальности, живущие здесь), нежели в свое время Конгресс Эстонии с его куда более интернациональными взглядами.

Деньги для партии 

Тем не менее, даже находясь «в осаде», союз правых стабильно набирает необходимую сумму денег для выборов. Стабильно получает голоса своих избирателей. «Исамаалийт» показал даже свою способность совместной работы с русскими партиями, когда во главе Таллиннской мэрии были Юри Мыйз и Тынис Пальтс.
В Эстонии нет, так называемой, классовой борьбы. Сражений между трудом и капиталом. Есть искусственно подогреваемая национальная вражда. Но это тупик. Это как в колоде карт присутствовали бы два «джокера» - один у центристов, один у правых. 

Один из совладельцев российской сети гипермаркетов "О'Кей" эстонский миллиардер Хиллар Тедер, по всей видимости, оказался крупнейшим спонсором партии IRL. Только за один III квартал 2010 года он передал партии 500 тыс. крон (http://www.dp.ru/a/2010/11/01/Sovladelec_seti_gipermark).

Спонсируют ИРЛ тоже известные люди, которые упоминались уже и в качестве доноров центристов. На всякий случай.


Деньги принимаются. Вот тут и наличествует загвоздка, досадная маленькая заноза в ладошке, берущей деньги.

Не сочетается как-то все это: лозунги о национальной идее и принятие подаяния от спонсоров враждебной партии. Те ведь вроде как хотят порушить независимость. И богачи тем платят. А мы берем взносы от тех богачей, которые хотят жить и при власти той, плохой партии. Которая, будь ее воля, всех бы правых, да в лагеря. А то и на рею. Но это политика. А спонсоры, если что случится нехорошее, так у них все крупные средства не в маленьких местных банках, все далеко в оффшорах.

На прошлых выборах партия получила миллион одним махом от Иоакима Йохана Хелениуса. Чистые деньги. Другим он не жертвовал.

Тынис Пальтс внес 719 тысяч крон несколькими выплатами. Тоомас Сильдмяэ дал полмиллиона. Триста тысяч дал Тоомас Луман.

По сто крон внесли Вейко Абрамс и Калле Пярк.

Жертвователей было много. От крупных до малых взносов насчитывается пожертвований на сумму почти восемь миллионов крон на предвыборную кампанию.
Урмас Сырумаа четырежды вносил по 500 000 крон. Угадал, дав больше, чем центристам.

Судя по бухгалтерским отчетам, партия набрала более 13 миллионов крон на предвыборную кампанию и прошла в парламент, а там и в правящую коалицию.
 
Правое дело – не править, а критиковать 

Именно в правящую. В распоряжении ИРЛ серьезные министерские портфели. МВД, экономика и транспорт, образование.

Финансы, оборона, иностранные дела – у реформистов. У них же культура. И социальные дела со здравоохранением. Министерства, исключительно уязвимые с точки зрения болезненности критики.

Так что еще вопрос, кто в выигрыше и кто на самом деле во власти. Не надо быть астрологом, чтобы с уверенностью сказать: все останется на своих местах и после выборов в марте 2011 года.

В качестве одного из предвыборных слоганов ИРЛ выбран диалог с предпринимателем, чего прежде партия не то, чтобы чуралась, а просто не знала, как подойти к бизнесмену. Если ты жокей и имеешь дело с лошадьми, это еще не значит, что за сохой ты тоже мастер.

Можно это расценивать даже как переход границы и начало действий на поле реформистов, которые считали бизнес своей территорией.

Вот что недавно писал в газете «Sirp" Март Лаар о поддержке и ободрении предпринимательства в стране вместо подозрений и преследований оного. 
«Нужно установить, какова все же роль правительства в экономике. Мы знаем, что правительство не может начать «управлять» экономикой, но оно должно создать благоприятную атмосферу для развития экономики, например нормальную финансовую и поддерживающую развитие налоговую политику (хочешь получить доверие бизнесмена – заговори с ним о налогах и облегчении бремени. – О.К.). К сожалению, в современном мире этого недостаточно На самом деле политика правительства должна быть более активна, она может состоять как в поддержке эстонских предпринимателей при поиске новых рынков, превращение внешней политики во внешнеэкономическую, так и в привлечении новых инвестиций в Эстонию. Это же предполагает принципиальное изменение существующих позиций».

Трудно отделаться от впечатления, что это говорит не глава одной из правящих партий, а оппозиционер. Тем более, партии, в руках которой и экономика тоже (Юхан Партс, министр, член ИРЛ). Кто же мешает правительству у власти изменить положение? Лично Марту Лаару никто не мешает. Бери и делай.

Но он продолжает: «Я ничего не могу поделать, но у меня возникло чувство, что часть наших добрых чиновников стала бояться предпринимателей – вдруг ее кто-то обвинит в коррупции».

А кто ее может обвинить? Министерство внутренних дел имеет структуры по борьбе с коррупцией, а министерство тоже в руках политруководства – Марко Померантс – член ИРЛ. Бери и делай: дай указание не перегибать палку. Сперва разобраться, а потом обнародовать. Все рычаги в руках, отчего не провести работу?

Но Март Лаар умен. Он поворачивает чуть в сторону и делает бросок в сторону «ворот» реформистов, в чьих руках Минфин!

«Вопрос также в том, не воспитало ли наше государство (уже не правительство, иначе соратники-реформисты обидятся. – О.К.) вместо поддержки и ободрения недоверие и подозрение, в особенности в отношении предпринимателей? Каждый раз, когда кто-то делает предложение о том, чтобы для содействия образованию изменить тем или иным образом систему налогообложения, он получает ответ – нельзя, так как это будут использовать для увиливания от налогов».

Тут лидер ИРЛ просто напрашивается на критику. Во-первых, туманно намекает на то, чтобы предприниматели несли деньги в партийную кассу на предвыборную кампанию, дескать, придя к власти (хотя они и так у власти), мы создадим благоприятные условия для бизнеса. «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!»

Во-вторых, Март Лаар мог бы и поименно назвать тех, кто вносит такие предложения, а кто отвергает. Борьба, так борьба. Иначе - «если кто-то кое-где у нас порой».

Выступает Март Лаар и в защиту физических лиц-предпринимателей, призывая упростить систему налогообложения в отношении них. И это в то время, когда правительство, в которое входит и ИРЛ не на самых слабых позициях, приняло драконовские меры в отношении FIE.

Возможно, по мере приближения выборов, критика станет более предметной. Возможно. Только расклад сил изменится вряд ли.

Прогноз? Он прост. Партия сослагательного наклонения – ИРЛ. Партия повелительного наклонения – Реформистская. Страдательный залог – центристы, эстонские и русские мелкие попутчики.
 
О реформистах нужно говорить особо. 

По материалам veneportaal.ee
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Желаю вам много хороших статей и обзоров.