вторник, 22 июля 2014 г.

Страны Балтии вводят «свои санкции» в отношении России

Вчера министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич обнародовал свои списки невъездных в Латвию. И этот случай не уникален для стран Балтии. Не добившись ужесточения санкций в отношении России от Брюсселя, балтийские республики вводят свои «маленькие санкции». Но только ли дело в удовлетворении своих нереализованных потребностей?

В условиях нынешнего кризиса международных отношений буферные элиты балтийских стран чувствуют себя как рыбы в воде. Будто все двадцать с небольшим лет только и ждали этого «своего» часа, чтобы, наконец, продемонстрировать свои навыки по «сдерживанию России» и почувствовать себя важными и нужными на мировой арене. Украину научили отключать российские телеканалы, США поддержали в необходимости охранять всеми силами рубежи «демократического мира», Брюссель практически ежедневно призывают «приложить» Москву новым пакетом санкций. Последнее удается пока с переменным успехом. Так на минувшей неделе, главы стран ЕС договорились лишь «о приостановке запуска новых проектов по линии Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка». Решений же о секторальных торговых и экономических санкциях не принималось. Кроме того, лидеры стран лишь запросили рассмотреть к концу июля возможность введения санкций «против физических и юридических лиц, которые активно оказывают материальную или финансовую поддержку российскому руководству».

Пока в Совете ЕС «рассматривают возможности», взвешивают «за» и «против», ищут «виноватых», министр иностранных дел Латвии уже всё рассмотрел, взвесил и нашел. «Я принял решение запретить российским империалистам и апологетам агрессии являться в Латвии на светских мероприятиях, список последует», - написал в соцсетях министр в минувшую субботу. Затем источники агентства LETA рассказали, что в «личном» санкционном списке Ринкевича будет «целых» три, а может даже четыре империалиста и апологета. А сам министр тем временем хранил интригу относительного того, какие именно фамилии будут в списке и связано ли это с приближающимся очередным фестивалем «Новая волна» или, быть может, политику не понравились шутки на фестивале КВН, который как раз в эти дни прошел в Юрмале.

Между тем, вовсе не принципиально важно, какие именно три-четыре фамилии удостоятся чести, присоединиться к когорте невъездных в Латвию и на какие именно «светские мероприятия» намекает Ринкевич. Главное, для чего всё это и затевалось, уже сделано – был сделан жест.

Кому может навредить суть санкций Ринкевича? Из-за них сорвется «Новая волна» или какие-то другие фестивали? Вряд ли большой фестиваль держится на факте его посещения четырьмя «империалистами»: финансирование сохранится, конкурсанты приедут, жюри соберется, а организаторы есть и на латвийской стороне. Ударит ли это по интересам России? Тоже вряд ли. Вопрос здесь, скорее, даже в том, заметят ли вообще появление этого списка в России.

Впрочем, если бы могли латвийские власти единолично ввести более жесткие санкции, то, конечно, давно ввели бы уже – арестовали бы счета в банках, ограничили бы сотрудничество в сфере высоких технологий, перестали бы выдавать кредиты и пр. Но, увы, из ресурсов, которые можно использовать против России – только красивые пляжи Юрмалы и традиции проводить там «светские тусовки». Чем богаты…

Тем более, что нужны эти ограничения не для безопасности Латвии (неужели безопасность Латвии может пошатнуться от присутствия на званом вечере каких-то четырех человек?); цели этого жеста лежат, скорее, в другой плоскости. С одном стороны, учитывая непреодолимую страсть латвийских политиков к брюссельским должностям, это демонстрация западным партнерам своей решительности и принципиальности в отстаивании «европейских ценностей» и в защите границ «свободного мира». Это особенно важно сейчас, когда определяется новый состав Европейской комиссии. Кстати, пост, вокруг которого развернулось, пожалуй, больше всего споров – это должность главы европейского внешнеполитического ведомства. Страны Балтии и Польша выступили единым фронтом против, на их взгляд, слишком мягкой к России кандидатуры главы итальянского МИДа Федерики Могерини. На последнем саммите ЕС главу ведомства так и не удалось избрать, вопрос оказался в подвешенном состоянии.

В таких условиях появление «списка Ринкевича» (любого по свей длине и фактической важности) – отличная возможность продемонстрировать, насколько приграничные с Россией государства нуждаются в защите и жесткой позиции по отношению к Москве.

С другой же стороны, есть в этом жесте и более глобальная составляющая. «Список Ринкевича» - случай для балтийских стран вовсе не уникальный. В Литве, например, еще в конце прошлого года обсуждали возможность сделать персоной нон-грата певца Олега Газманова лишь за наличие в его репертуаре песни «Сделан в СССР» и за то, что его песни слушает российский истеблишмент - без сомнений, певец является «агентом Кремля». И это шельмование не ограничивается лишь представителями России. Так, в Эстонии отменили на днях концерт музыкальной группы американского актера Стивена Сигала Seagal's Blues Band Augustibluus («Августовский блюз»). Причина та же: актер замечен в дружественных отношениях с российским президентом – значит, еще один «агент Кремля»! С этой же меркой подошли и к упоминавшийся выше Федерике Могерини: не готова действовать подобно истеричному руководству балтийских республик – агент Кремля.

По такому принципу можно записать в «агенты Кремля» еще огромное количество мировых деятелей искусства, спортсменов, политиков и т.д. К примеру, Путин ранее лично встречался за чашечкой чая в своей резиденции с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, которые к тому же в разговоре отметили, что для них будет большой честью, если их концерт посетит российский президент. Теперь на уникальных тенорах с мировым именем «черная метка», и (о ужас!) им будет запрещен въезд страны Балтии?
Своими списками, «маленькими санкциями» страны Балтии вносят посильный вклад в реализацию своей хрустальной мечты – разделения всех на «своих» и «чужих». В своих странах они это разделение успешно провели и поддерживают. Теперь этот опыт пытаются внедрить в международную практику. И чем больше прибалтийских политиков будет в брюссельских структурах, чем чаще там будут обращать внимание на истерики, инициированные в Риге, Таллине или Вильнюсе, тем глубже будет проникать эта прибалтийская инфекция «шпиономании» и поиска «врагов» в политику и институты Европейского союза.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: