четверг, 30 августа 2012 г.

Революция капитализма

Переживая последствия финансового кризиса, всё больше и больше людей начинают задумываться о том, что Карл Маркс был прав. Великий немецкий философ 19 века считал, что капитализм в корне неустойчив.

В самой концепции капитализма встроена тенденция продуцировать всё большие подъёмы и спады, и в долгосрочной перспективе он должен уничтожить сам себя.

В отношении коммунизма Маркс был неправ. А вот что касается революции капитализма, на это он имел чёткий взгляд. И дело не только в его понимании нестабильности капитализма, хотя и в этом отношении он был гораздо более проницательным, чем большинство экономистов в его и наше время.

Маркс понял, как капитализм разрушает собственную социальную базу – образ жизни среднего класса.

Когда он утверждал, что капитализм сведёт средний класс до состояния жалкого существования угнетаемых рабочих его времени, он прогнозировал те перемены в жизни, с которыми мы начинаем сталкиваться только сейчас.

Он рассматривал капитализм в качестве самой революционной экономической системы в истории, которая, без сомнения, радикально отличалась от того, что было до него.

Образ жизни охотников-собирателей сохранялся на протяжении тысяч лет, рабовладельческий строй и феодализм также веками сохранялись неизменными. Капитализм же, напротив, изменяет всё, к чему прикасается.

Дело не только в брендах, которые постоянно меняются. Компании и сектора промышленности создаются и уничтожаются в непрерывном потоке инноваций, а человеческие отношения растворяются, чтобы изменившись, собраться в новых формах.

Капитализм описывают как процесс креативного разрушения, и никто не сможет отрицать, что он необыкновенно продуктивен. Беда в том, что среди того, что он разрушает, находится и образ жизни, от которого капитализм ранее зависел.

Сторонники капитализма утверждают, что он предлагает всем те преимущества, которые во времена Маркса были доступны лишь буржуазии – средний класс, который владел накоплениями и имел достаточный уровень безопасности и свободы жизни.

Во времена капитализма 19 века у большинства людей не было ничего. Они жили тем, что продавали свой труд, и если рынки проседали, их ждали чёрные дни. Но по мере эволюции капитализма, как говорят его сторонники, всё большее число людей смогли получать от него преимущества.

Успешная карьера больше не была прерогативой избранных. Людям больше не надо было сводить концы с концами, живя от зарплаты до зарплаты. Защищённые своими накоплениями, домами, которыми они владеют и достойной пенсией, они могли планировать свою жизнь без всяких страхов. Все могли быть средним классом.

Но на самом деле, в Британии, США и многих других развитых странах в последние 20-30 лет происходит обратное. Безопасности труда не существует, специальностей и профессий прошлого по большому счёту уже нет, а одна карьера на всю жизнь осталась лишь в воспоминаниях.

Если у людей и есть какие-то накопления, то они выражены в их домах, однако цены на недвижимость не всегда растут. Если кредитование пробуксовывает, как это происходит сейчас, они могут стагнировать годами. Рассчитывать на пенсию может лишь кучка людей, а накопления мало у кого есть.

Всё больше людей живут день ото дня, мало понимая, что же завтрашний день им готовит. В процессе креативного разрушения лестница была выбита из-под ног, и для всё большего числа людей образ жизни среднего класса более не является целью.

По мере усложнения капитализма большинство людей превращаются в обновлённую версию влачащих жалкое существование марксовских работяг.

У нас очень мало эффективного контроля за ходом нашей жизни, а неопределённость, в которой мы в настоящее время живём, усугубляется политикой, внедрённой с целью справиться с финансовым кризисом.

Для многих молодых людей положение ещё хуже. Чтобы приобрести необходимые навыки, нужно залезть в долги. В какой-то момент вам может понадобиться переквалифицироваться, для чего необходимо пытаться делать сбережения, однако если вы обременены долгами с самого начала, едва ли вы будете на это способны. Независимо от возраста, перспективы, которые сегодня маячат перед большинством людей, это протекание всей жизни в небезопасности.

Заглядывая в будущее, в котором рынок пронизывает все сферы жизни, Маркс в Коммунистическом манифесте писал: «Всё, что есть твердое – растворяется в воздухе».

В то время, ничто, казалось, не было более прочным, чем общество, в кулуарах которого жил Маркс. Полтора века спустя мы оказываемся в предсказанном им мире, где жизнь каждого человека является экспериментальной и условной, и может неожиданно разрушиться в любое время.

Тоненькая прослойка общества накопила огромные богатства, но даже его качество является мимолётным и даже призрачным. В викторианскую эпоху действительно богатые люди могли позволить себе расслабиться при условии, что они остаются консервативны в том, как они инвестируют свои деньги. Когда герои Диккенса, наконец, вступали в права наследства, им больше ничего не надо было делать.

Сегодня «безопасных бухт» просто нет. Колебания рынка таковы, что никто не может знать, что может иметь цену всего через несколько лет.

Это состояние вечного волнения является перманентной революцией капитализма, и я думаю, что оно будет с нами в любом нашем реалистичном будущем. Мы прошли лишь часть пути по дороге финансового кризиса, который перевернёт с ног на голову ещё много всего.

Валюты и правительства наверняка еще будут обваливаться, вместе с теми частями финансовой системы, которые мы считали безопасными. Рискам, которые угрожали заморозить мировую экономику всего лишь три года назад, не было уделено внимания. Они просто были перенесены на государство.

Что бы политики ни говорили о необходимости обуздать дефицит, уровни набранных долгов не могут быть выплачены. Почти наверняка от них избавятся путём инфляции – процессом, который отразится болью и многих приведёт к обнищанию.

Результатом чего могут стать лишь дальнейшие потрясения в ещё больших масштабах. Но это не будет концом света, или даже капитализма. Что бы ни случилось, нам придётся учиться жить с той нестабильной энергией, которую выпускает рынок.

Капитализм привёл к революции, но не к той, которую ожидал Маркс. Немецкий мыслитель ненавидел буржуазную жизнь, и надеялся, что коммунизм её уничтожит. И как он и предсказывал, буржуазная жизнь была уничтожена.

Однако сделал это не коммунизм. Буржуазию убил сам капитализм.
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: