Денежные власти России и известные экономисты пытаются найти объяснение непрекращающегося масштабного оттока капитала из страны. По оценкам Минэкономразвития, он в этом году может достичь 70 млрд долларов после 81 млрд в прошлом.
Вариант объяснения, что капитал просто пугает плохой инвестиционный климат России, никого уже не устраивает.
По мнению финансовых аналитиков, основная причина бегства капитала из страны — высокий уровень коррупции. Утечка — это легализация и вывод из российской юрисдикции взяток и откатов. За 10 лет из страны вывели не менее 500 млрд. долларов взяток. Подавляющая часть потока прошла через фирмы-однодневки.
Заметную роль в бесконтрольном вывозе капитала из России играют банки стран Балтии, превратившиеся в «транзитный форпост» движения частных оффшорных депозитов из России на Запад через механизм многочисленных корреспондентских счетов. Банки стран Балтии являются основным каналом вывода капиталов из России. Через них в оффшоры уходит до 50 % всего вывозимого сегодня из страны капитала. Почему же капиталы переправляются через эти банки? Ответ достаточно прост: многие российские банки не имеют долларовых корреспондентских счетов, в частности в американских банках. А, как известно, операции в долларах возможны лишь при наличии такого счета. У прибалтийских банков есть корреспондентские счета в долларах. И вполне объяснимо, почему российские банки прибегают к услугам прибалтийских партнеров.
Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию призвал к разработке целого ряда мер по прекращению практики заключения российскими компаниями сделок через оффшорные юрисдикции. Как принято в современной России, незамедлительно началась подготовка к исполнению поручения президента о деоффшоризации экономики. Несмотря на то, что в стране уже стали появляться первые наметки программы в этом направлении, многие эксперты полагают, что и эта реформа, похоже, обречена на провал.
По мнению действительного члена РАЕН, доктора экономических наук, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, причиной бегства денег из России являются вовсе не налоги. Если всё заключалось бы в налоговой политике властей, то чем тогда объяснить то, что значительная часть денег и людей бегут в страны с более высоким уровнем налогообложения, например, во Францию или Германию. Люди бегут от произвола властей, налогового террора, физической опасности, каждодневного унижения со стороны официальной власти и, что не менее важно, со стороны официальной пропаганды. И поскольку это «не экономическое бегство, и на него сугубо экономическими мерами повлиять вряд ли удастся».
Не изменить сложившуюся ситуацию и одними лишь налоговыми корректировками. У значительной части отечественных «нуворишей» на службе состоят налоговые консультанты, всемерно приближающие к нулю налогообложение доходов, проводя их через специфические операции с ценными бумагами.
И хотя сами операции чего-то стоят, эта стоимость значительно меньше тех 6%, которые фирмачи обязаны заплатить государству, оформившись как индивидуальный предприниматель. Это очень низкие проценты. Так что в России есть все возможности, чтобы снизить выплаты государству. И в этом случае вовсе не обязательно уходить в оффшор. Туда в основном уходят из-за опасности потерять свой бизнес, поскольку оффшорные компании существуют в тех. зонах, где подобного произвола нет. Например, трудно себе представить, чтобы, например, в Лихтенштейне или Бахрейне, да и на том же Кипре, практиковался беспредел в форме повторного предоставления одних и тех же счетов. А в российских мегаполисах подобного рода поборы — обыденное явление.
К тому же люди стали более грамотные в вопросах теневого бизнеса, шифруются, прячут информацию о наличии у них оффшорных компаний — не считая, конечно, олигархов, да и то не всех. При этом существуют определённые схемы, позволяющие избежать проблемы. При их применении только вы и ваш доверенный адвокат будете знать, кому принадлежит та или иная оффшорная компания. А вам только и остаётся, что носить в кармане карточку, случайно недавно подобранную на улице, естественно, с неизвестным вам пин-кодом.
Предложения Эльвиры Набиулиной по деоффшоризации экономики будут способствовать нарастанию социального напряжения внутри страны. Сейчас Россия — оффшорный рай для сверхсостоятельных граждан, живущих, как правило, на дивиденды, облагающиеся по ставке 9%. Наследство, в отличие от большинства стран мира, не облагается налогом вообще. В то же самое время в большинстве же стран мира существует прогрессивный подоходный налог не только на текущие доходы, но и на наследство тоже. У нас доходы обычного человека облагаются по ставке более чем 39% (обязательные социальные взносы плюс подоходный налог). А если вы вполне состоятельный человек, то можете снизить налоги до 6% в рамках действующего законодательства, проводя доходы через индивидуальные частные предприятия. Многие умудряются снизить и до меньшего процента.
По мнению многих экономистов, деньги бегут в оффшоры не от высоких налогов, а от политической системы. Получается, что глава государства дал поручение правительству остановить бегство в оффшоры людей, которые бегут от этого самого правительства. Однако ни один из нынешних министров не может предложить Президенту РФ изменить политическую систему. А поэтому самые толковые чиновники «выдают на гора» антикоррупционные предложения, малоэффективные по сути, но позволяющие рапортовать о выполнении указаний и поручений Владимира Путина.
Есть простое и достаточно эффективное решение проблемы оффшоризации: объявить о том, что все компании, которые в течение года не выведут права собственности из этих зон, будут национализированы безвозмездно. Такую деоффшоризацию можно провести за один год. Тем более, если пойти по этому пути, то некоторые направления для решения проблемы В.Путиным уже обозначены. В частности, неоднократно и в ранге президента, и премьера, и опять президента он заявлял: «...с оффшорами пора заканчивать. Необходимо перенаправить налоговые потоки в казну РФ». В своем прошлогоднем обращении к парламенту он однозначно потребовал «добиваться прозрачности оффшоров». По его глубокому убеждению, необходимо покончить с такой схемой, при которой зачастую «за оффшором не видно конечного бенефициара».
Но, встав на этот путь, глава государства отлично понимает, что тем самым он настраивает против себя крупный бизнес, олигархов. Ведь если в настоящее время «акулы бизнеса» могут вывести права собственности за границу, то в качестве платы за это они готовы мириться с тем произволом, который существует в стране и который направлен, в основном, против малого и среднего бизнеса. А в случае реального противостояния оффшорам, крупный бизнес сам окажется в положении мелкого и среднего. Его тоже начнут «гнобить», он будет вынужден бороться за свои права, за нормализацию политической системы. Иными словами, В.Путин создаст для себя серьёзнейшего политического конкурента.
Крупный бизнес встроен в систему власти ровно потому, что права собственности выведены в оффшор, и ему не грозит уничтожение. Он находится в безопасности. А если права собственности бизнеса вернут в страну, тогда это будет серьёзная политическая борьба за оздоровление общества, потому что для бизнеса это будет вопрос физического выживания.
Президент В.Путин однажды заявил, что чиновники должны вернуть свои деньги в Россию. Однако больше этого не повторял никогда, и можно предположить, от одной мысли: что случится, если подобное действительно произойдёт? Ведь в этом случае те же самые ребята в погонах и с «ксивами», которые сегодня «лохматят» малый и средний бизнес с целью его «экспроприации», могут замахнуться и на чиновничьи капиталы. Так что, если чиновники вернут свои деньги в Россию, то эти деньги будут воевать за создание нового, в отличие от существующего, правового государства, за соблюдение пусть даже минимальных правил приличия «акулами бизнеса» внутри страны. Одним словом, выступят против существующей власти. А готова ли власть к этой борьбе?
Вот и получается, что основная причина бегства капитала из страны — высокий уровень коррупции. Коррупция — не в оффшорах, а у нас здесь. Использование же оффшоров — это возможность иметь запасной карман для того, чтобы в случае чего попросту «свалить» из России. Да и по большому счёту в оффшоры реально ничего не попадает. Все — в первоклассных банках ведущих зарубежных стран, считают эксперты.
Утечка — это легализация и вывод из российской юрисдикции взяток и откатов. Никакими законами теневые потоки за рубеж ограничить нельзя. Законы будут действовать для законопослушных лиц. А коррупционеры, по всем наблюдениям, — они над законом, над властью.
По крайней мере, на сегодняшний день. И далеко не случайно же по этому поводу откровение В.Путина: «Но если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию».
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант объяснения, что капитал просто пугает плохой инвестиционный климат России, никого уже не устраивает.
По мнению финансовых аналитиков, основная причина бегства капитала из страны — высокий уровень коррупции. Утечка — это легализация и вывод из российской юрисдикции взяток и откатов. За 10 лет из страны вывели не менее 500 млрд. долларов взяток. Подавляющая часть потока прошла через фирмы-однодневки.
Заметную роль в бесконтрольном вывозе капитала из России играют банки стран Балтии, превратившиеся в «транзитный форпост» движения частных оффшорных депозитов из России на Запад через механизм многочисленных корреспондентских счетов. Банки стран Балтии являются основным каналом вывода капиталов из России. Через них в оффшоры уходит до 50 % всего вывозимого сегодня из страны капитала. Почему же капиталы переправляются через эти банки? Ответ достаточно прост: многие российские банки не имеют долларовых корреспондентских счетов, в частности в американских банках. А, как известно, операции в долларах возможны лишь при наличии такого счета. У прибалтийских банков есть корреспондентские счета в долларах. И вполне объяснимо, почему российские банки прибегают к услугам прибалтийских партнеров.
Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию призвал к разработке целого ряда мер по прекращению практики заключения российскими компаниями сделок через оффшорные юрисдикции. Как принято в современной России, незамедлительно началась подготовка к исполнению поручения президента о деоффшоризации экономики. Несмотря на то, что в стране уже стали появляться первые наметки программы в этом направлении, многие эксперты полагают, что и эта реформа, похоже, обречена на провал.
По мнению действительного члена РАЕН, доктора экономических наук, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, причиной бегства денег из России являются вовсе не налоги. Если всё заключалось бы в налоговой политике властей, то чем тогда объяснить то, что значительная часть денег и людей бегут в страны с более высоким уровнем налогообложения, например, во Францию или Германию. Люди бегут от произвола властей, налогового террора, физической опасности, каждодневного унижения со стороны официальной власти и, что не менее важно, со стороны официальной пропаганды. И поскольку это «не экономическое бегство, и на него сугубо экономическими мерами повлиять вряд ли удастся».
Не изменить сложившуюся ситуацию и одними лишь налоговыми корректировками. У значительной части отечественных «нуворишей» на службе состоят налоговые консультанты, всемерно приближающие к нулю налогообложение доходов, проводя их через специфические операции с ценными бумагами.
Михаил Делягин |
К тому же люди стали более грамотные в вопросах теневого бизнеса, шифруются, прячут информацию о наличии у них оффшорных компаний — не считая, конечно, олигархов, да и то не всех. При этом существуют определённые схемы, позволяющие избежать проблемы. При их применении только вы и ваш доверенный адвокат будете знать, кому принадлежит та или иная оффшорная компания. А вам только и остаётся, что носить в кармане карточку, случайно недавно подобранную на улице, естественно, с неизвестным вам пин-кодом.
Предложения Эльвиры Набиулиной по деоффшоризации экономики будут способствовать нарастанию социального напряжения внутри страны. Сейчас Россия — оффшорный рай для сверхсостоятельных граждан, живущих, как правило, на дивиденды, облагающиеся по ставке 9%. Наследство, в отличие от большинства стран мира, не облагается налогом вообще. В то же самое время в большинстве же стран мира существует прогрессивный подоходный налог не только на текущие доходы, но и на наследство тоже. У нас доходы обычного человека облагаются по ставке более чем 39% (обязательные социальные взносы плюс подоходный налог). А если вы вполне состоятельный человек, то можете снизить налоги до 6% в рамках действующего законодательства, проводя доходы через индивидуальные частные предприятия. Многие умудряются снизить и до меньшего процента.
По мнению многих экономистов, деньги бегут в оффшоры не от высоких налогов, а от политической системы. Получается, что глава государства дал поручение правительству остановить бегство в оффшоры людей, которые бегут от этого самого правительства. Однако ни один из нынешних министров не может предложить Президенту РФ изменить политическую систему. А поэтому самые толковые чиновники «выдают на гора» антикоррупционные предложения, малоэффективные по сути, но позволяющие рапортовать о выполнении указаний и поручений Владимира Путина.
Есть простое и достаточно эффективное решение проблемы оффшоризации: объявить о том, что все компании, которые в течение года не выведут права собственности из этих зон, будут национализированы безвозмездно. Такую деоффшоризацию можно провести за один год. Тем более, если пойти по этому пути, то некоторые направления для решения проблемы В.Путиным уже обозначены. В частности, неоднократно и в ранге президента, и премьера, и опять президента он заявлял: «...с оффшорами пора заканчивать. Необходимо перенаправить налоговые потоки в казну РФ». В своем прошлогоднем обращении к парламенту он однозначно потребовал «добиваться прозрачности оффшоров». По его глубокому убеждению, необходимо покончить с такой схемой, при которой зачастую «за оффшором не видно конечного бенефициара».
Но, встав на этот путь, глава государства отлично понимает, что тем самым он настраивает против себя крупный бизнес, олигархов. Ведь если в настоящее время «акулы бизнеса» могут вывести права собственности за границу, то в качестве платы за это они готовы мириться с тем произволом, который существует в стране и который направлен, в основном, против малого и среднего бизнеса. А в случае реального противостояния оффшорам, крупный бизнес сам окажется в положении мелкого и среднего. Его тоже начнут «гнобить», он будет вынужден бороться за свои права, за нормализацию политической системы. Иными словами, В.Путин создаст для себя серьёзнейшего политического конкурента.
Крупный бизнес встроен в систему власти ровно потому, что права собственности выведены в оффшор, и ему не грозит уничтожение. Он находится в безопасности. А если права собственности бизнеса вернут в страну, тогда это будет серьёзная политическая борьба за оздоровление общества, потому что для бизнеса это будет вопрос физического выживания.
Президент В.Путин однажды заявил, что чиновники должны вернуть свои деньги в Россию. Однако больше этого не повторял никогда, и можно предположить, от одной мысли: что случится, если подобное действительно произойдёт? Ведь в этом случае те же самые ребята в погонах и с «ксивами», которые сегодня «лохматят» малый и средний бизнес с целью его «экспроприации», могут замахнуться и на чиновничьи капиталы. Так что, если чиновники вернут свои деньги в Россию, то эти деньги будут воевать за создание нового, в отличие от существующего, правового государства, за соблюдение пусть даже минимальных правил приличия «акулами бизнеса» внутри страны. Одним словом, выступят против существующей власти. А готова ли власть к этой борьбе?
Вот и получается, что основная причина бегства капитала из страны — высокий уровень коррупции. Коррупция — не в оффшорах, а у нас здесь. Использование же оффшоров — это возможность иметь запасной карман для того, чтобы в случае чего попросту «свалить» из России. Да и по большому счёту в оффшоры реально ничего не попадает. Все — в первоклассных банках ведущих зарубежных стран, считают эксперты.
Утечка — это легализация и вывод из российской юрисдикции взяток и откатов. Никакими законами теневые потоки за рубеж ограничить нельзя. Законы будут действовать для законопослушных лиц. А коррупционеры, по всем наблюдениям, — они над законом, над властью.
По крайней мере, на сегодняшний день. И далеко не случайно же по этому поводу откровение В.Путина: «Но если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию».
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий