Страны Балтии намерены взяться за новый проект в рамках стратегии «обретения энергетической независимости от России» - газопровод «Польша – Литва», после строительства которого газ в Прибалтику будет поступать через Польшу. Как и в случае предыдущих проектов, вопросы цены, выгоды и технических деталей строительства польского газопровода отходят на второй план по сравнению с политическими соображениями.
В пресс-релизе латвийского правительства о планирующемся строительстве газопровода «Gas interconnection Poland – Lithuania» (GIPL) говорится, что для Латвии этот проект крайне важен, потому что только так можно положить конец энергетической зависимости от России. «Латвия находится сейчас на "энергетическом острове", нам доступен единственный газопровод, и региональное межсетевое соединение - единственное реальное решение, дающее энергетическую независимость», - объяснил участие Латвии в проекте министр экономики Вячеслав Домбровский.
Геополитическими соображениями объясняют целесообразность строительства газопровода и поляки – разработчики проекта. «Литва, Латвия и Эстония не соединены с внутренней системой газоснабжения ЕС, что определяет их изоляцию на энергетическом рынке. С другой стороны, Польша получит достаточные возможности для их присоединения к рынку ЕС после введения в эксплуатацию GIPL… Страны Балтии в настоящее время недостаточно диверсифицированы в плане маршрутов поставки газа и полностью зависят от единственного поставщика природного газа, а именно России. Соединение с газовым рынком ЕС может значительно повысить безопасность поставок газа для этих государств – членов ЕС», - говорится в презентации проекта польской компанией «Gas System».
То есть поляки решили подзаработать на давнем стремлении стран Балтии к инфраструктурному размежеванию с Россией и замене общего с советских времён транспортно-энергетического комплекса новой инфраструктурой, связывающей Прибалтику с ЕС.
Как и в случае с другими большими инфраструктурными проектами в регионе («Rail Baltica», Висагинская АЭС), у самих прибалтов денег на то, чтобы удовлетворить свои мечты об окончательном размежевании с советским прошлым, нет. С польским газопроводом также остаётся рассчитывать на софинансирование из структурных фондов ЕС. Согласно позапрошлогоднему аудиторскому отчёту компании «Ernst & Young» общая стоимость проекта должна составить 471 миллион евро в случае строительства газопровода к 2018 году. Теперь реализация проекта планируется к 2019 - 2020 году, в нём, помимо Литвы, участвуют Латвия с Эстонией (а авторы заявки на брюссельский грант допустили вовлечение в проект и Финляндии), а общая стоимость строительства 534-километрового трубопровода оценивается польскими подрядчиками в 558 миллионов евро.
В предыдущей смете предполагалось, что 127 миллионов евро в проект инвестирует Литва («AB Amber Grid»), 344 миллиона евро – Польша («Gas System SA»). Но сейчас понятно, что строительство в любом случае не обойдётся без софинансирования Брюсселя. Уже на этапе подготовки проекта ЕС оплачивал половину затрат на работы по финансовому и техническому обоснованию строительства газопровода. Нынешним летом Агентство по сотрудничеству европейских регуляторов (ACER) приняло решение о распределении затрат между участниками проекта альтернативного газопровода, согласно которому Польша получит 85,5 млн. евро, из которых 54,9 млн. евро нужно будет выплатить Литве, 29,4 млн. евро - Латвии и 1,5 млн. евро - Эстонии.
Если Евросоюз принимает такое активное участие в проекте, то это означает, что ему близки и понятны его геополитические обоснования (экономических и каких-либо иных польские и литовские инициаторы не предлагали): соединить Прибалтику с европейской газотранспортной системой, чтобы лишить Россию потенциального инструмента давления, – это задача даже не европейской, а евроатлантической геополитики.
Все рассуждения о том, что альтернативный газопровод для Прибалтики оправдан экономически, потому что лишит Россию монополии, создаст свободную конкуренцию и, в конечном счёте, собьёт цену, опровергаются простейшим вопросом: а откуда в польском трубопроводе для Прибалтики будет браться газ?
Официальный ответ на этот вопрос: газ будет природный сжиженный из Катара и браться он будет из СПГ-терминала в польском Свиноуйсьце - порождает только новые вопросы. Во-первых, а как же проекты СПГ-терминала в Литве и совместного финско-эстонского терминала сжиженного газа? По заявлениям литовского премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса, строительство плавучего терминала в Клайпеде должно быть завершено до конца года. Переговоры о строительстве СПГ-терминала между Эстонией и Финляндией как раз на прошлой неделе закончились безрезультатно. Только теперь возникает вопрос: а на кой чёрт их строить что на севере Прибалтики, что на юге, если газ планируется получать по трубе из Польши? Это будет точно такой же СПГ не то из Катара, не то из Норвегии, который стоит 600 долларов за тысячу километров, что в разы дороже российских цен.
Только из польской трубы он будет стоить ещё дороже, потому что с литовским терминалом газ попадал бы практически сразу к конечному потребителю, а из Свиноуйсьце его ещё надо будет транспортировать несколько сотен километров.
Здесь возникает противоположный вопрос: а на кой чёрт тогда странам Балтии нужен этот польский газопровод?
Возможный ответ: веры в то, что прибалтийские терминалы всё-таки будут построены, нет ни в Брюсселе, ни в самих странах Балтии – Свиноуйсьце всё-таки понадёжней будет. Но и тут не всё так просто: история польского СПГ-терминала развивается так же, как история с СПГ-терминалом в Клайпеде. Начало работы терминала в Свиноуйсьце было запланировано на 30 июня этого года. В назначенный срок терминал не заработал. Уже в следующем месяце строительство терминала оказалось под угрозой – строительство остановилось, компания-подрядчик потребовала денег за свою работу. Затем завершение строительства отложили на полгода – на первый квартал 2015 года. Затем «крайним сроком» начала работы терминала правительство назначило середину 2015 года. Никаких оснований утверждать, что к этому сроку терминал наконец-то начнёт завозить газ, нет даже у пиарщиков и лоббистов этого проекта.
Может, стоило бы для начала дождаться открытия этого злополучного СПГ-терминала, а потом уже тянуть от него трубопровод в страны Балтии? В конце концов, должны же быть хоть какие-то рациональные соображения у Литвы, Латвии и Эстонии, которые собираются покупать газ вдвое дороже, чем покупают его у России, да ещё транспортируя его из Польши, несмотря на строительство своих собственных СПГ-терминалов? А также у Еврокомиссии, которая финансирует строительство газопровода, для которого пока нет газа - и не факт, что будет?
А здесь стоп. Кто сказал, что нет газа?
Пока нет только сжиженного природного газа, потому что нет плавучих терминалов. Но газопровод в Прибалтику можно строить смело, ведь в Европе есть газ, и этот газ – российский.
В обосновании проекта его авторами нигде ни разу не сказано, что GIPL нужен для того, чтобы загрузить работой терминал в Свиноуйсьце или чтобы поставлять в регион более дешёвый в сравнении с российским газ. Вся идея газопровода сводится к тому, что Прибалтика должна быть включена в единую энергетическую систему ЕС, избавившись от положения энергетического острова. Но ведь основу энергетического рынка ЕС составляет российский газ. То есть для кураторов проекта главное, чтобы Литва, Латвия и Эстония получали газ из ЕС, а не из России… а так это запросто может быть и российский газ. Именно эта абсурдная схема: потреблять российский газ, отказавшись от потребления российского газа, - при полной поддержке Еврокомиссии реализуется сейчас Украиной, разорвавшей договорённости с «Газпромом» и пытающейся наладить реверсные поставки продукции того же «Газпрома» из Словакии.
Тот же комичный приём - чесать правой рукой левое ухо через голову - может быть опробован и в Прибалтике: диверсификация энергопоставок там будет заключаться в том, что Литва, Латвия и Эстония будут выбирать между российским газом из России и российским газом из России через Польшу. И выберут второй вариант: а зачем иначе газопровод из Польши строили? Элементарных представлений о логистике достаточно, чтобы понять, что этот газ будет стоить на порядок дороже, чем напрямую, от производителя. Но, как уже было сказано изначально, экономическая составляющая в прибалтийских «великих стройках независимости» сугубо вторична, если она вообще есть. Во всех их инфраструктурных проектах главное – евроатлантическая солидарность, геополитическая безопасность и энергетическая независимость. Не вообще, а от России.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В пресс-релизе латвийского правительства о планирующемся строительстве газопровода «Gas interconnection Poland – Lithuania» (GIPL) говорится, что для Латвии этот проект крайне важен, потому что только так можно положить конец энергетической зависимости от России. «Латвия находится сейчас на "энергетическом острове", нам доступен единственный газопровод, и региональное межсетевое соединение - единственное реальное решение, дающее энергетическую независимость», - объяснил участие Латвии в проекте министр экономики Вячеслав Домбровский.
Геополитическими соображениями объясняют целесообразность строительства газопровода и поляки – разработчики проекта. «Литва, Латвия и Эстония не соединены с внутренней системой газоснабжения ЕС, что определяет их изоляцию на энергетическом рынке. С другой стороны, Польша получит достаточные возможности для их присоединения к рынку ЕС после введения в эксплуатацию GIPL… Страны Балтии в настоящее время недостаточно диверсифицированы в плане маршрутов поставки газа и полностью зависят от единственного поставщика природного газа, а именно России. Соединение с газовым рынком ЕС может значительно повысить безопасность поставок газа для этих государств – членов ЕС», - говорится в презентации проекта польской компанией «Gas System».
То есть поляки решили подзаработать на давнем стремлении стран Балтии к инфраструктурному размежеванию с Россией и замене общего с советских времён транспортно-энергетического комплекса новой инфраструктурой, связывающей Прибалтику с ЕС.
Как и в случае с другими большими инфраструктурными проектами в регионе («Rail Baltica», Висагинская АЭС), у самих прибалтов денег на то, чтобы удовлетворить свои мечты об окончательном размежевании с советским прошлым, нет. С польским газопроводом также остаётся рассчитывать на софинансирование из структурных фондов ЕС. Согласно позапрошлогоднему аудиторскому отчёту компании «Ernst & Young» общая стоимость проекта должна составить 471 миллион евро в случае строительства газопровода к 2018 году. Теперь реализация проекта планируется к 2019 - 2020 году, в нём, помимо Литвы, участвуют Латвия с Эстонией (а авторы заявки на брюссельский грант допустили вовлечение в проект и Финляндии), а общая стоимость строительства 534-километрового трубопровода оценивается польскими подрядчиками в 558 миллионов евро.
В предыдущей смете предполагалось, что 127 миллионов евро в проект инвестирует Литва («AB Amber Grid»), 344 миллиона евро – Польша («Gas System SA»). Но сейчас понятно, что строительство в любом случае не обойдётся без софинансирования Брюсселя. Уже на этапе подготовки проекта ЕС оплачивал половину затрат на работы по финансовому и техническому обоснованию строительства газопровода. Нынешним летом Агентство по сотрудничеству европейских регуляторов (ACER) приняло решение о распределении затрат между участниками проекта альтернативного газопровода, согласно которому Польша получит 85,5 млн. евро, из которых 54,9 млн. евро нужно будет выплатить Литве, 29,4 млн. евро - Латвии и 1,5 млн. евро - Эстонии.
Если Евросоюз принимает такое активное участие в проекте, то это означает, что ему близки и понятны его геополитические обоснования (экономических и каких-либо иных польские и литовские инициаторы не предлагали): соединить Прибалтику с европейской газотранспортной системой, чтобы лишить Россию потенциального инструмента давления, – это задача даже не европейской, а евроатлантической геополитики.
Все рассуждения о том, что альтернативный газопровод для Прибалтики оправдан экономически, потому что лишит Россию монополии, создаст свободную конкуренцию и, в конечном счёте, собьёт цену, опровергаются простейшим вопросом: а откуда в польском трубопроводе для Прибалтики будет браться газ?
Официальный ответ на этот вопрос: газ будет природный сжиженный из Катара и браться он будет из СПГ-терминала в польском Свиноуйсьце - порождает только новые вопросы. Во-первых, а как же проекты СПГ-терминала в Литве и совместного финско-эстонского терминала сжиженного газа? По заявлениям литовского премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса, строительство плавучего терминала в Клайпеде должно быть завершено до конца года. Переговоры о строительстве СПГ-терминала между Эстонией и Финляндией как раз на прошлой неделе закончились безрезультатно. Только теперь возникает вопрос: а на кой чёрт их строить что на севере Прибалтики, что на юге, если газ планируется получать по трубе из Польши? Это будет точно такой же СПГ не то из Катара, не то из Норвегии, который стоит 600 долларов за тысячу километров, что в разы дороже российских цен.
Только из польской трубы он будет стоить ещё дороже, потому что с литовским терминалом газ попадал бы практически сразу к конечному потребителю, а из Свиноуйсьце его ещё надо будет транспортировать несколько сотен километров.
Здесь возникает противоположный вопрос: а на кой чёрт тогда странам Балтии нужен этот польский газопровод?
Возможный ответ: веры в то, что прибалтийские терминалы всё-таки будут построены, нет ни в Брюсселе, ни в самих странах Балтии – Свиноуйсьце всё-таки понадёжней будет. Но и тут не всё так просто: история польского СПГ-терминала развивается так же, как история с СПГ-терминалом в Клайпеде. Начало работы терминала в Свиноуйсьце было запланировано на 30 июня этого года. В назначенный срок терминал не заработал. Уже в следующем месяце строительство терминала оказалось под угрозой – строительство остановилось, компания-подрядчик потребовала денег за свою работу. Затем завершение строительства отложили на полгода – на первый квартал 2015 года. Затем «крайним сроком» начала работы терминала правительство назначило середину 2015 года. Никаких оснований утверждать, что к этому сроку терминал наконец-то начнёт завозить газ, нет даже у пиарщиков и лоббистов этого проекта.
Может, стоило бы для начала дождаться открытия этого злополучного СПГ-терминала, а потом уже тянуть от него трубопровод в страны Балтии? В конце концов, должны же быть хоть какие-то рациональные соображения у Литвы, Латвии и Эстонии, которые собираются покупать газ вдвое дороже, чем покупают его у России, да ещё транспортируя его из Польши, несмотря на строительство своих собственных СПГ-терминалов? А также у Еврокомиссии, которая финансирует строительство газопровода, для которого пока нет газа - и не факт, что будет?
А здесь стоп. Кто сказал, что нет газа?
Пока нет только сжиженного природного газа, потому что нет плавучих терминалов. Но газопровод в Прибалтику можно строить смело, ведь в Европе есть газ, и этот газ – российский.
В обосновании проекта его авторами нигде ни разу не сказано, что GIPL нужен для того, чтобы загрузить работой терминал в Свиноуйсьце или чтобы поставлять в регион более дешёвый в сравнении с российским газ. Вся идея газопровода сводится к тому, что Прибалтика должна быть включена в единую энергетическую систему ЕС, избавившись от положения энергетического острова. Но ведь основу энергетического рынка ЕС составляет российский газ. То есть для кураторов проекта главное, чтобы Литва, Латвия и Эстония получали газ из ЕС, а не из России… а так это запросто может быть и российский газ. Именно эта абсурдная схема: потреблять российский газ, отказавшись от потребления российского газа, - при полной поддержке Еврокомиссии реализуется сейчас Украиной, разорвавшей договорённости с «Газпромом» и пытающейся наладить реверсные поставки продукции того же «Газпрома» из Словакии.
Тот же комичный приём - чесать правой рукой левое ухо через голову - может быть опробован и в Прибалтике: диверсификация энергопоставок там будет заключаться в том, что Литва, Латвия и Эстония будут выбирать между российским газом из России и российским газом из России через Польшу. И выберут второй вариант: а зачем иначе газопровод из Польши строили? Элементарных представлений о логистике достаточно, чтобы понять, что этот газ будет стоить на порядок дороже, чем напрямую, от производителя. Но, как уже было сказано изначально, экономическая составляющая в прибалтийских «великих стройках независимости» сугубо вторична, если она вообще есть. Во всех их инфраструктурных проектах главное – евроатлантическая солидарность, геополитическая безопасность и энергетическая независимость. Не вообще, а от России.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий