27 января. Лидер социалистического народного фронта Литвы, экс-вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис на пресс-конференции в ИД |
Окружной суд Вильнюса вынес приговор литовскому политику Альгирдасу Палецкису за отрицание советской агрессии. Приговор относительно мягкий — штраф, а не тюремное заключение. Но он создает прецедент: подобная правовая норма никогда еще на постсоветском пространстве не применялась.
«Свои стреляли в своих» — одной этой фразы оказалось достаточно, чтобы лидер Социалистического народного фронта Литвы, экс-депутат парламента Альгирдас Палецкис оказался на скамье подсудимых. Произнес он ее на радио во время обсуждения событий января 1991 года, когда советские войска штурмовали вильнюсский телецентр.
Тогда погибли 13 человек, и, по официальной версии, все — от пуль советских солдат. Но существует и другая версия. Палецкис ссылался на очевидцев происшедшего.
— Юозас Куолялис — один из тех, кого судили за причастность к январским событиям, — когда изучал документы дела, обнаружил, что из 13 гражданских жертв пять или шесть убиты пулями из охотничьих ружей, причем выстрелы были произведены сверху вниз под углом 60 градусов. Это официальные выводы литовской судмедэкспертизы, и они есть в материалах дела! А советские солдаты были вооружены автоматами Калашникова. Куолялис написал об этом в своей книге, — рассказывает «РР» сам Альгирдас Палецкис.
На его беду незадолго до обсуждения этих событий на радио сейм ввел в Уголовный кодекс страны ответственность «за публичное одобрение международных преступлений, совершенных СССР или нацистской Германией, против Литовской Республики или же ее жителей, их отрицание или грубое уничижение». Наказание — до двух лет тюрьмы.
Палецкис и стал первым осужденным по этой статье, притом что он не раз говорил, что считает появление советских танков на улицах Вильнюса преступлением.
В январе суд первой инстанции Палецкиса оправдал. Но Вильнюсский окружной суд это решение отменил и присудил политику штраф, эквивалентный примерно трем тысячам евро. Сказанное им суд расценил как «публично распространенную дезинформацию».
— Я ничего не украл, никого не ограбил, никого не убил, — говорит Палецкис «РР». — Я только высказал свое собственное мнение, которое, замечу, опирается на показания многих свидетелей. Некоторые из них выступали на моем процессе и засвидетельствовали тот факт, что 13 января 1991 года с крыш окрестных домов стреляли снайперы. В первом, оправдательном приговоре говорится, что, высказывая свое мнение, я опирался на те данные, которые есть в открытых источниках, которые опубликованы и доступны в Литве всем и каждому. Но сегодняшний суд решил, что могут быть «правильные» и «неправильные» источники.
В Литве приговор Палецкису увязывают с повышенным вниманием, которое в последнее время спецслужбы страны проявляют к политическим силам, которые можно причислить к пророссийским. Недавно впервые был опубликован годовой отчет о деятельности Департамента государственной безопасности (ДГБ). В нем руководство ведомства утверждает, что Литва является ареной беспрестанных действий зарубежных — читай: российских — спецслужб, которые осуществляют свои враждебные Литве цели руками местных организаций, общественных движений и журналистов. Они «наносят вред стремлениям Литвы к энергетической безопасности» и «пытаются разжигать этническую, социальную и идеологическую рознь». Как пример действий, «не отвечающих национальным интересам», приведены… два снимка, сделанные оперативниками ДГБ на митинге партии Альгирдаса Палецкиса.
Наблюдатели особо отмечают тот факт, что судьей на процессе Палецкиса была Регина Поцене — супруга бывшего генерального директора ДГБ Арвидаса Поцюса.
Палецкис и его адвокат намерены обжаловать приговор в Верховном суде страны и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий