Россия – не «плохая» и не «хорошая» страна. Почему это опасно?
Индекс восприятия коррупции
Место | Индекс | Страны |
1 | 9,3 | Дания, Новая Зеландия, Сингапур |
146 | 2,2 | Камерун, Кот-д'Ивуар, Гаити, Непал, Ливия, Парагвай, Йемен |
154 | 2,1 | Россия, Камбоджа, ЦАР, Коморы, Республика Конго, Гвинея-Бисау, Кения, Лаос, Таджикистан, Папуа-Новая Гвинея |
164 | 2 | Демократическая республика Конго, Гвинея, Венесуэла, Киргизия |
178 | 1,1 | Сомали |
Хотя такие оценки не слишком удивительны, образованный класс нашей страны склонен воспринимать их как несправедливо суровый вердикт. В самом деле, в течение многих десятилетий наша страна претендовала (основательно или нет) на статус «отличников» если не в одних, то в других номинациях («зато мы делаем ракеты...»). Затем, при переходе из одной «школы» в другую наступила «разруха в головах»: картина мира у части россиян поменялась на противоположную, и пришлось переболеть полным отрицанием каких бы то ни было достижений («империя зла» etc.). Нынешнее же осознание собственной посредственности, похоже, порождает у российской общественности болезненный и с трудом преодолимый синдром.
Участь вечного твердого «троечника» в школе порой даже обиднее, чем роль завзятого «двоечника»: такие попросту никому не интересны, в том числе и самим себе. Ощущение собственной бесперспективности часто порождает у них фрустрацию и демонстративную ершистость, которая (в отличие от задиристости отпетых хулиганов – «двоечников») чаще всего не столько направлена на то, чтобы намеренно причинить вред окружающим, а, скорее, чтобы постараться, несмотря ни на что, хоть в чем-то проявить собственную «крутизну». В целом же, «синдром троечника» проявляется в пассивной адаптации к окружающему миру: то есть, в попытках кое-как приспособиться к новым «правилам игры», не меняя ничего по сути дела, в сочетании с глухим или открытым неприятием происходящего. Ведь на каждом экзамене можно где-то списать, кого-то упросить, что-то пообещать, и, кое-как выйдя сухими из воды, явно или тайком презирать честно сдающих экзамены «отличников», пытаясь за бравадой скрыть зависть к более успешным одноклассникам.
ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, $
Место | ВВП | Страны |
1 | 88 222 | Катар |
2 | 81 466 | Люксембург |
3 | 56 694 | Сингапур |
52 | 15 901 | Аргентина |
53 | 15612 | Россия |
54 | 15 239 | Ливан |
183 | 329 | Демократическая республика Конго |
Именно такая реакция на перемены в современном мире и на нынешнее место в нем России характерна для многих наших сограждан. Социолог Майкл Буравой называл ее «инволюцией» (своего рода «сворачиванием» вовнутрь), а экономист Альберт Хиршман – «уходом» (exit), в противоположность «протесту» (voice). По мере того, как положение России в середине мировых рейтингов экономики и правопорядка, образования и науки в последние годы становится все более устойчивым, мы наблюдаем все более разнообразные проявления «ухода» от реальности, причем отнюдь не со стороны тех, кого можно было бы считать «троечниками» по российским меркам. Большинству жителей малых городов, да и столичным охранникам или офисным клеркам эти проблемы, что называется, «по барабану»: они, скорее, склонны «плыть по течению», не задумываясь о стране и мире на экзистенциальном уровне. Напротив, «синдром троечника» становится присущ вполне продвинутой и успешной по российским мерам публике, да и в целом, не только правящему слою, но и немалой части образованного класса нашей страны.
Индекс цитируемости научных работ Хирша
Место | Индекс | Страны |
1 | 1 229 | США |
2 | 750 | Великобритания |
3 | 657 | Германия |
20 | 287 | Южная Корея |
21 | 285 | Россия |
22 | 262 | Бразилия |
231 | 0 | Буве |
К проявлениям «синдрома троечника» в России можно отнести: (1) эскапизм, уводящий на путь поиска ложных альтернатив сложившемуся статус-кво; (2) открытое и демонстративное отторжение идей и ценностей, привнесенных на российскую почву «отличниками» с Запада (равно как и с Востока); и, наконец, (3) попытки найти чудодейственные средства, которые позволят быстро и без чрезмерных усилий если не совсем уж оставить иноземных «отличников» и их отечественных последователей в дураках «раз и навсегда», то, по крайней мере, утереть им нос «здесь и теперь», хотя бы вволю потешив собственное самолюбие. В известной мере, и активно обсуждаемое иными россиянами намерение «свалить» из страны на Запад также является разновидностью «ухода»: его можно воспринимать как попытку перехода «троечников» в другую «школу» с надеждой стать в ней «отличниками».
Воинственные проявления «синдрома троечника» предполагают явный отказ от «нового мышления», со времен перестройки признававшего западные ценности и институты в качестве нормативного образца для нашей страны – примерно так же, как иные школьные «троечники» демонстративно противопоставляют свое веселое наплевательское отношение к учебе скучным «ботаникам» – «отличникам». Апологеты «новейшего» мышления от Кургиняна до Хазина и от Шевченко до Леонтьева, и их весьма многочисленные поклонники обвиняют презренный Запад во всех мыслимых и даже немыслимых грехах, ставя ему любое лыко в строку, вовсю глумятся над политкорректностью и правами человека, и соревнуются друг с другом в том, кто смачнее плюнет на либерализм. Но беда для них кроется не в том, что презренный Запад не замечает их глумления и плевков в свой адрес, а в том, что какой-либо привлекательной в глазах широких народных масс альтернативы столь ненавистным западным ценностям и институтам они предложить попросту не в состоянии. Борцы с тлетворным внешним влиянием могут сколько угодно говорить о том, что «их нравы» (в политике, культуре, науке, образе жизни, etc.) нам не указ, но едва ли способны внятно сформулировать иные нормативные образцы. А на уровне повседневности все эскапады идеологов «новейшего мышления» и вовсе выглядят как «бунт на коленях». Даже самые горячие противники западных ценностей стремятся ездить на «Мерседесах» или на худой конец, на «Тойотах», пользоваться если не айфонами и айподами от Apple, то хотя бы смартфонами от Samsung, и уж точно не прочь отправить своих детей на учебу в Гарвард или в Оксфорд. Потому-то, всяческие «страшилки» и инвективы в адрес Запада вызывают в памяти высказывание Льва Толстого о Леониде Андрееве – «он пугает, а мне не страшно», а пропагандисты «новейшего мышления» чем дальше, тем больше напоминают, скорее, даже не реальных школьных «двоечников», а отрицательных персонажей детских книг советской эпохи – от Мишки Квакина до Урфина Джюса.
В качестве компенсаторных реакций иные школьные «троечники» идут, порой, на внешне нелогичные и необдуманные шаги, призванные произвести впечатление на окружающих. Российская же традиция производства пыли в глаза на экспорт тянется от «потемкинских деревень» до моста на остров Русский, который, похоже, так и не достроят к саммиту АТЭС. То, что у части представителей крупного бизнеса проявляется в форме демонстративного потребления роскошных материальных благ, у образованной публики подчас выглядит демонстративным потреблением благ интеллектуальных, призванных вмиг превратить «троечника» в «отличника», на манер Сыроежкина, чей двойник – робот Электроник – разом оставил за бортом всех конкурентов. Например, в Ярославле вот уже несколько лет проводится помпезный глобальный политологический форум, на который пред светлы очи высокостатусной публики с эксклюзивными выступлениями приглашают «звезд» типа Нобелевского лауреата Пола Кругмана (это – «наш как бы Давос»).
В один далеко не прекрасный день Россия вдруг может обнаружить себя то ли восточной провинцией Европы, то ли западной провинцией Китая
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Место | Лет | Страны |
1 | 82,6 | Япония |
2 | 82,2 | Гонконг |
3 | 81,8 | Исландия |
133 | 65,6 | Бутан, Боливия |
135 | 65,5 | Сан-Томе и Принсипи, Пакистан, Россия |
138 | 65,2 | Коморы |
194 | 39,6 | Свазиленд |
Дальнейшее усугубление «синдрома троечника» в нашей стране способствует тому, что интеллектуальный климат в России сохраняется неизменным «по умолчанию», тем самым подпитывая ее дальнейшую деградацию. А если статус-кво будет оставаться прежним, в то время как «одноклассники» уйдут далеко вперед, то не стоит удивляться тому, что в один далеко не прекрасный день Россия вдруг может обнаружить себя то ли восточной провинцией Европы, то ли западной провинцией Китая. Более того, за пределами России такого события почти никто не заметит. Всем просто будет не слишком интересно – точно так же, как сегодняшние проблемы той же Аргентины не оставляют равнодушными лишь узкий круг тех, кто так или иначе связан с Латинской Америкой.
Но есть ли иной выход из той ловушки, в которую попадает страна – «троечница»? Многие россияне вполне трезво оценивают нынешнее положение дел в стране, однако в подавляющем большинстве случае дело лишь и ограничивается констатацией неприятных фактов, но каких-либо дальнейших шагов – ни на экзистенциальном уровне, ни на уровне практических действий почти никто не предпринимает. Между тем, даже самые завзятые школьные «троечники» редко оказываются посредственностями на всех без исключения уроках. Тинэйджер – поклонник дельфинов, безразличный к Лермонтову и Достоевскому, может, если правильно приложит усилия, в будущем вырасти в отличного морского биолога, а остановившийся в изучении математики на уровне таблицы умножения юный музыкант иногда вполне способен после долгих и упорных репетиций виртуозно сыграть в оркестре экстра-класса.
Из осознания того, что Россия — «нормальная» страна-«троечница», вовсе не следует ее бесперспективность.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий