На 70-летие Генерального плана «Ост» Литва намерена потребовать рекордную компенсацию за «советскую оккупацию»
В самих попытках получения с нашей страны огромных денежных сумм за чье-либо нахождение в составе СССР нет ничего нового, однако в этот раз очередная инициатива литовских властей весьма примечательным образом совпала с 70-летием документа, отражающего суть нацисткой политики в отношении населения оккупированных на Востоке территорий. Речь идет о Генеральном плане «Ост» - документе, которым, в частности, предполагалось уменьшение численности литовского населения на 85 процентов.
Содержание плана
На сегодняшний день историкам известно о шести вариантах плана «Ост», составленных в течение нескольких лет в прямой зависимости от успехов немецких войск на Восточном фронте.
Первоначально разработка документа началась под патронажем Рейхскомиссариата по укреплению германской народности, который был создан в конце 39-го года. Если два его первых варианта (февраль и декабрь 1940-го года) касались территорий Польши, которые подлежали онемечиванию, то четвертый и пятый (декабрь 1941-го, май 42-го) касались Польши, Прибалтики, Белоруссии, Украины и некоторых других территории Советского Союза. Совокупность этих документов, дошедших до нас в большей или меньшей степени, образует сегодня то, что мы обобщенно называем Генеральный план «Ост». Среди них можно выделить пятый вариант плана, который дал исследователям особенно много сведений для понимания нацистских планов послевоенного устройства захваченных территорий. Он был представлен 28 мая 1942-го года главой отдела планирования рейхскомиссариата по укреплению германской народности, оберфюрером СС Конрадом Мейером-Хетлингом под наименованием «Генеральный план «Ост» - основы правовой, экономической и территориальной структуры Востока». Он был найден в федеральном архиве Германии только в конце 1980-х годов, русскому читателю стал доступен лишь в мае этого года, после перевода инициативной группой движения «Суть времени».
В нем сказано, что на основании указаний рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера заселению немцами подлежат в первую очередь следующие области:
1) Ингерманландия (Петербургская область),
2) Готская область – Готенгау (Крым и Херсонская область)
3) Мемель-Наревская область (район Белостока и Западная Литва).
На «восточные земли» планировалось переселить около млн немцев, а оттуда выселить за Урал и в Сибирь около 30 млн местных жителей. На момент проведения Нюрнбергского процесса план «Ост» еще не был найден, поэтому, доказывая факт его существования, обвинители опирались на «Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост», автором которого был эксперт Восточного министерства Эрхард Ветцель. Из него судьи узнали, что уничтожению или переселению должны были подвергнуться:
- 80-85% поляков (20-24 млн). На территории Польши должны были оставаться только приблизительно 3-4 миллиона человек.
- 50% чехов (3,5 млн). Еще 3,5 млн не были предусмотрены для онемечивания и должны были либо быть уничтожены, либо переселены в Сибирь, «где они растворятся среди сибиряков и, тем самым, будут способствовать дальнейшему отдалению сибиряков от русского народа».
- 65% жителей Украины с акцентом на тех, кто жил в ее западной части.
- 75% белорусов (7,5 млн).
- Уничтожение 50-60 % русских в европейской части Советского Союза, ещё 15-25 % подлежали депортации за Урал.
Ветцель активно дает рекомендации в отношении русского населения, которое останется в живых. Прежде всего, он подчеркивает, что разгром государства с центром в Москве «не означало бы полного решения проблемы». Историческую цель он видит в том, чтобы «разгромить русских как народ, разобщить их». Мы можем найти такие рекомендации, как поощрение стремлений к независимости народов нашей страны друг от друга и привитие чувства превосходства одних над другими. Украинский народ следовало временно укреплять в противовес русскому: «Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы». Латышей и литовцев следовало ставить над русскими и «прививать также чувство и сознание того, что они представляют собой нечто особенное по сравнению с русскими».
Для борьбы с ростом численности покоренного населения Ветцель предлагал следующие меры: «Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т. п. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев...
Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям… Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе».
Гитлер выражался более прямо: «Местные жители? Нам придется заняться их фильтровкой. Деструктивных евреев мы уберем вообще. Впечатление о белорусской территории у меня пока лучше, чем об украинской. В русские города мы не пойдем, они должны полностью вымереть. Мы не должны терзать себя угрызениями совести. Нам не нужно вживаться в роль няньки, перед тамошними жителями у нас нет никаких обязательств. Ремонтировать дома, ловить вшей, немецкие учителя, газеты? Нет! Лучше мы откроем подконтрольную нам радиостанцию, а в остальном им достаточно знать знаки дорожного движения, чтобы не попадаться у нас на пути! Под свободой эти люди понимают право мыться лишь по праздникам. Если мы придем с шампунем, это не вызовет симпатий. Там нужно переучиваться. Есть только одна задача: проведение онемечивания посредством завоза немцев, а прежних жителей надо рассматривать как индейцев».
Наше внимание не может не привлекать судьба тех, кто готовил нашему и многим другим народам Европы столь незавидную участь. Что стало с Эрхардом Ветцелем? В 1949 суд ГДР приговорил его к тюремному заключению, которое закончилось 31 декабря 1955 г. С мая 1956-го года и до выхода на пенсию он благополучно работал советником министерства внутренних дел Нижней Саксонии. В начале 60-х в его отношении было начато следствие, прекращенное в конце 61-го, когда его взгляды были объявлены типичными для того времени добросовестными заблуждениями.
Еще более несправедливым выглядит то, какое легкое наказание понес оберфюрер СС Конрад Мейер-Хетлинг. 20 октября 1947 года он предстал перед Американским военным трибуналом в Нюрнберге на процессе по делу расовых учреждений СС. На тот момент 5-я редакция плана «Ост», разработанная под его руководством, еще не была обнаружена, что позволило Майеру говорить о том, что он разрабатывал абсолютно безобидный план мирного экономического восстановления регионов, пострадавших от войны. Он также вводил судей в заблуждение относительно содержания и масштабов плана «Ост». Его сотрудники подчеркивали исключительно научный характер его работ. В результате суд оправдал его по 2 из 3 пунктов обвинения (преступления против человечности и военные преступления) и признал виновным в членстве в преступной организации, но с учетом того, что Майер уже провел в тюрьме 2 года и 9 месяцев, он был освобожден.
Ошибочные выводы судей середины XX-го века можно объяснить их незнанием определенных фактов. Однако выводы современников, требования компенсаций за «советскую оккупацию» со стороны Литвы, от населения которой, если бы не эта «оккупация», осталось всего 15% (и те, ассимилированные немецким народом), здравой логикой объяснить уже нельзя. Но, может быть, все не так, как нам рассказывают современные немецкие историки в своих исследованиях плана «Ост»? Может быть, отечественные историки, обученные еще советской школой, также ошибаются? Критики указывают на то, что план «Ост» так и не был подписан Гитлером, значит, он не может служить документом, на основе которого проводилось уничтожение народов. Это была сугубо теоретическая концепция, которую к тому же было совершенно нереально воплотить на практике – считают они. Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратились к историку, президенту фонда «Историческая память» Александру Дюкову:
«СП»: - Через весь план «Ост» красной линией проходит понятие «онемечивания» оккупированных территорий и их населения. Что оно означает?
– В данном случае под онемечиванием понимается принудительная ассимиляция. Например, начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих в конце 41-го года говорил о том, что завоеванные земли постепенно будут населяться немцами, а чуждый элемент будет выдавливаться шаг за шагом. Одним из способов онемечивания должно было быть изъятие избранных детей и перевод школьного образования на немецкие нормы.
Мы знаем несколько примеров, когда в соответствии с Генпланом «Ост» проводились реальные мероприятия по онемечиванию территорий. В частности, это происходило в Польше, где была сформирована такая область, как Вартегау (название западной Польши после ее аннексии Третьим рейхом – прим. «СП»). Ее онемечивание происходило так: еврейское и польское население депортировалось – депортировано было более 350 тысяч человек, - а на их место заселялись немецкие переселенцы. Было еще несколько аналогичных мероприятий по германизации захваченных территорий, но механизм был одинаков. Практического онемечивания, о котором говорилось в плане «Ост», никогда не проводилось. Все сводилось к такому простому репрессивному мероприятию, как массовая депортация.
«СП»: - Принято считать, что другим методом очищения территорий в рамках плана «Ост» - в частности СССР - было массовое уничтожение его населения. Но разве в его документах содержится прямое указание, позволяющее сделать подобный вывод?
– О намерениях относительно населения СССР мы можем судить по сохранившемуся варианту Генплана от мая 42-го. Действительно, в нем прямо не говорится, что советское население необходимо уничтожать, но при этом четко указывается численность населения, которое должно было населять эти территории в будущем. Например, там сказано, что население городов Ингерманландии должно быть снижено с 3-х миллионов до 200 тысяч человек. Понятно, что 2,8 млн человек нацисты планировали куда-то деть с германизируемой ими территории. Вариантов куда, всего два – либо депортация, либо уничтожение.
«СП»: - Некоторые обращают внимание на то, что план «Ост» не был подписан Гитлером, и не может служить документом, согласно которому проводились какие-то репрессивные действия в отношении мирного населения.
– Считать, что план «Ост» был руководящим документом, по которому осуществлялось уничтожение советского населения, действительно большая ошибка, которую допускали в советские годы. Генеральный план «Ост» – это, прежде всего, образ нацистского будущего на Востоке. Однако мы знаем, что еще до нападения на Советский Союз, как Вермахтом, так и СС, был сформулирован ряд преступных директив, которые были прямо направлены на массовое уничтожение населения. То есть то, что не было прописано в плане «Ост», или что было там прописано неявно, воплощалось на практике на основе других документов. План «Ост» является важным свидетельством германского планирования послевоенного времени, в котором прямо не говорится, что нужно проводить уничтожение населения. Но не говорится об этом, потому что это уничтожение уже проводилось и не являлось секретом ни для кого в высшем нацистском руководстве. Им было просто ни к чему прописывать то, что шло само по себе. Перед ними стояла необходимость построить планы на более позднее время: определить границы оккупированных территорий, сколько потребуется немецких поселенцев, в каких границах они будут жить, сколько потребуется затрат и т.д.
«СП»: - Говоря об истребительной политике в отношении советского населения, нельзя не упомянуть тот факт, что в немецком плену погибло около 60% советских военнопленных, в то время как французов – 3%, а англичан и американцев – по 2%.
– Безусловно, это была целенаправленная истребительная политика. Еще до нападения на Советский Союз было принято решение, что советские пленные будут содержаться в совсем других условиях, чем западные, что их будут гораздо хуже кормить, что они будут жить под открытым небом, их будут расстреливать и т.д. Молодые мужчины считались наиболее ценным и жизнеспособным «расовым материалом» для народов СССР, соответственно, по этой логике, уничтожение этих людей способствует очищению территорий, которые можно будет заселять немцами. Такие планы были не только по отношению к военнопленным, но и к мирному населению, о чем свидетельствует знаменитый приказ о судопроизводстве, который был издан накануне нападения Германии на СССР. В соответствии с ним, военнослужащие Вермахта получали иммунитет от преследования за любые преступления против населения в районе проведения операции «Барбаросса». То есть это был указ, которым военнослужащим Вермахта было разрешено делать с советским населением все, что угодно. Мотивировалось это нацистской идеологией расового превосходства, и Генеральный план «Ост» – это также одно из проявлений этой идеологии. Это то, на основе чего мы можем увидеть, что вообще хотели нацисты от войны, что бы ждало нас с вами в случае победы Германии.
«СП»: - Известно, что совокупные людские потери СССР во Второй мировой войне составили 26,6 млн человек. Из них потери советских военнослужащих - 8,65 млн. Можно ли утверждать, что если бы германская политика на Востоке была аналогичной политике на Западе, многие из погибших 18 миллионов мирных жителей остались бы в живых?
– Безусловно. Потери мирного населения на оккупированных территориях были действительно страшными. По имеющимся на данный момент сведениям, около 7,5 миллиона мирных жителей были расстреляны, еще около 2 миллионов умерли на принудительных работах в Германии, больше 4 миллионов умерли от голода на оккупированной территории. Сегодня нам известно, что этот голод был спланирован заранее, также как и вся истребительная политика на Востоке. Как высказывался один из нацистских руководителей, «голод убивает лучше пулемета». Еще около 3 миллионов советских военнопленных было уничтожено в плену, к ним надо добавить мирных жителей, погибших от голода и бомбежек на неоккупированных территориях. В одном только Ленинграде, по разным данным, погибло от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Смертность в советском тылу в зимы 41-42 и 42-43 гг. была очень высока. Это также жертвы войны.
«СП»: - В плане «Ост» обращает на себя внимание положение, в котором говорится, что ухоженные немецкие города будут существовать рядом с русскими, в которых будут жить неграмотные, малокультурные люди, почти лишенные медицины и нормальных средств существования. Как немцам представлялось такое соседство?
– Ответ дает высказывание Гитлера от октября 41-го года: «Вдоль дорог будут основаны немецкие крестьянские хозяйства, и однотонная азиатски выглядящая степь скоро приобретет совершенно иной вид… В русские города, те, которые переживут войну – Москва и Ленинград не должны пережить ее ни в коем разе – не должна ступать нога немца. Они должны прозябать в собственном дерьме в стороне от немецких дорог».
«СП»: - Насколько реально было претворить в жизнь основные положения документа?
– С учетом того, что нацистам удалось сделать на оккупированных территориях всего за несколько лет, у меня не возникает сомнений, что эти планы были бы реализованы. Тем более что на это отводилось не 4 года, а 20 лет.
«СП»: - В Прибалтийских государствах сегодня ведется активная антисоветская пропаганда: сносятся памятники советским солдатам, коммунистический строй приравнивается к нацистскому, ведутся подсчеты компенсации за «оккупацию». Неужели руководству этих стран неизвестно, что ждало бы их народ, если бы не советские войска?
– Известно, но этот вопрос не имеет вообще никакого отношения ни к историческому познанию, ни к плану «Ост». Речь идет о совершенно политически мотивированной идеологической конструкции, которая обеспечивает определенную политическую расстановку сил и обслуживается местными официальными историками. Люди прекрасно все понимают, но им нужно такое идеологическое существование, которое обеспечивало бы, например, институт массового негражданства русского населения в Латвии и Эстонии.
План «Ост» находится в этих странах на периферии внимания, он просто игнорируется. Я всегда говорю, что те, кто воевал в легионах СС, те, кто сотрудничал с нацистами в Прибалтике, были по большей части изменниками даже не Советского Союза, а своих собственных народов, которым по немецким планам была уготована ужасная участь. Но это совершенно не то, что понимается в прибалтийских странах.
Из директивы А.Гитлера А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.):
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий