вторник, 2 сентября 2014 г.

Страны Балтии потерпели тотальное поражение в борьбе за Брюссель

Новым председателем Совета ЕС стал премьер Польши Дональд Туск, новым представителем ЕС по иностранным делам – глава МИД Италии Федерика Могерини. Для стран Балтии это означает полный провал всей их политики. На ключевые должности в Брюсселе поставлены способные к диалогу с Россией политики, абсолютная преданность прибалтов брюссельской бюрократии закончилась назначением главой Совета ЕС лидера строптивых поляков, а лидеры Литвы, Латвии и Эстонии предложений о трудоустройстве в Брюсселе так и не получили.

После вступления в ЕС у стран Балтии не было собственной внешней политики. У Латвии с Эстонией активной внешней политики не было вообще, но и Литва в последние годы всю энергию своего руководства и материальное благополучие населения бросала на реализацию восточной политики Евросоюза. От себя Вильнюс добавлял только неповторимую «сумасшедшинку»: болезненные фобии и русофобские истерики.

Прибалтийские политики со своими бесконечными разговорами о «союзническом долге» и «демократической солидарности» не просто отказывались защищать национальные интересы Литвы, Латвии и Эстонии – они отказывались от самой теории национального интереса. В концептуальных для внешней политики стран Балтии документах указывалось, что национальные интересы – это пройденный этап в истории международных отношений: на смену политике интересов пришла политика ценностей.

При переходе на практический уровень выяснялось, что «политика ценностей» для Прибалтики – это не идти ни на какие контакты с Россией, вредить ей, чем только можно, на международной арене и последовательно рвать все связи в ущерб самим себе.

Такие вот у Прибалтики «ценности», и три республики слепо им следовали, всякий раз чувствуя себя обиженными и брошенными, когда «коррумпированная Путиным» Западная Европа вела себя по-другому.

Теперь же им и вовсе надлежит биться в истерике и кричать о чёрном предательстве «демократической солидарности».

Потому что по итогам украинского кризиса, спровоцированного в том числе руководством Литвы, на ключевые должности в Евросоюзе назначаются политики, демонстрировавшие и готовность, и способность договариваться с Россией, причём делая это в интересах своих стран, наплевав на антироссийскую «демократическую солидарность».

Знакомьтесь: министр иностранных дел Италии Федерика Могерини, назначенная теперь верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности вместо баронессы Кэтрин Эштон. Её назначение – болезненный удар по «буферной» политике стран Балтии: недаром президент Литвы Даля Грибаускайте стала единственной из лидеров стран ЕС, кто отказался голосовать за Могерини, заявив, что глава внешней политики ЕС не может быть «открыто прокремлёвским».

Всё правильно: Федерика Могерини – это победа всего, что так чуждо Литве. Во время Майдана глава итальянского МИД съездила в Киев – её анализ происходящего в Украине не имел ничего общего с господствовавшими тогда заклинаниями о «мирном протесте». Да, украинцы абсолютно оправданно поднялись против вконец обнаглевшего и заворовавшегося уголовника Януковича. Однако страна расколота надвое: одна половина бунтует, вторая половина молчит. Восток страны за Россию, запад страны за Европу.

Ещё в конце февраля Могерини предсказала Украине гражданскую войну: пророссийский она политик или антироссийский – реальность-то она видит, раз война действительно началась?

Наконец, новый лидер внешней политики ЕС была против расширения санкций против России. Некоторые эксперты сейчас спешат объяснить, что такая позиция главы итальянского МИД Могерини не связана с какой-то любовью к России или зависимостью от Кремля, а связана исключительно с лоббистской деятельностью итальянского бизнеса, зарабатывающего сотрудничеством с русскими. Но адептам «демократической солидарности» от этого объяснения не легче: это ведь те самые национальные интересы, которые вроде бы давно пройденный этап для Европы.

«Её позиция и сегодня сводится к тому, что она не является сторонником санкций против России. Конечно, она вынуждена проводить какую-то общую европейскую политику. Но она постоянно повторяет, что вопрос может быть решён не путём санкций, а путём переговоров… Конечно, неслучайно против её избрания на этот пост выступали Польша, Латвия, Эстония, Литва», - говорит о назначении Федерики Могерини на место Кэтрин Эштон профессор кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Татьяна Зонова.

Утешением для стран Балтии и прочих «ястребов» Восточной Европы может показаться назначение главой Европейского Совета премьер-министра Польши Дональда Туска. Но на поверку выясняется, что это утешение не только слабое, но и вообще не утешение. Если бы преемником Хермана ван Ромпея стал Ярослав Качинский из «Права и справедливости», тогда да, восточноевропейская русофобия в руководстве ЕС получила бы достойное представительство.

А вот Дональд Туск и его партия «Гражданская платформа» – это символы смягчения антироссийской политики Варшавы, перехода к более умеренному курсу во внешней политике, основой которого являются прагматизм и понимание собственной выгоды, а не фантомные боли и исторические обиды.

«Хочу сказать со всей определённостью, Польша — пока я буду входить в круг лиц, принимающих решения, — не будет страной, реализующей агрессивную антироссийскую концепцию», - заявлял Дональд Туск весной этого года. По мнению польского премьера, Варшава сейчас занимает сильную позицию в Европе, так как Польша проводит последние несколько лет как в отношении России, так и в отношении Украины «рациональную политику, без каких-либо эмоций».

Чтобы получить представление о рациональной политике Польши, достаточно сравнить председательство Польши в ЕС в 2010 году с председательством Литвы в 2013-м. По итогам польского председательства её депрессивные восточные воеводства получили зону малого приграничного движения с Калининградской областью и теперь поправляют тяжёлое экономическое состояние за счёт калининградцев, тратящих в Ольштыне и Гданьске свои деньги.

А по итогам литовского председательства вся страна оказалась на пороге экономической катастрофы из-за эмбарго, наложенного Россией на литовские продукты. Как говорится, почувствуйте разницу!

Кроме того, можно вспомнить, что именно благодаря премьер-министру Дональду Туску польско-российские отношения не скатились в новый кризис, в который они неизбежно скатились бы при правоконсервативном правительстве, в истории с катастрофой самолёта президента Леха Качиньского под Смоленском. Было бы так символично и закономерно закрепить свою окончательную и неиссякаемую ненависть к России фактом гибели польского истеблишмента во главе с президентом в районе катынской трагедии во время её юбилея: ведь на памятные мероприятия в связи с этим юбилеем польский самолёт в Катынь и летел. Но нет: правящая партия во главе с премьер-министром отказалась использовать невероятное стечение обстоятельств для развития конспирологических теорий о том, что президентский борт сбили русские. И в этом решении с ними оказался солидарен польский народ, вместо брата-близнеца президента Качиньского выбравший на досрочных выборах представителя «Гражданской платформы».

«Польша закрепляет политически свою роль. Жалко, что всё пришлось на такое печальное время: в ситуации перед кризисом это был бы прорыв и шанс на строительство того самого «общего дома». Правда, в бескризисное время и не было бы возможности для Туска получить топ джоб», - пишет о назначении Туска директор Института польских исследований БФУ им. И. Канта (Калининград) политолог Игорь Жуковский.

Стоит отметить, как именно поляки ухитрились отхватить себе столь выгодный пост, как глава Совета ЕС. Они до последнего продвигали на должность представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности своего главу МИД Радослава Сикорского, действительно являющегося весьма антироссийским деятелем. Использовали для этого прибалтов и лично Далю Грибаускайте с её фирменной русофобией. А потом взяли и согласились на Федерику Могерини в обмен на то, что их премьер Дональд Туск становится «президентом ЕС». Прибалты же и лично Даля Грибаускайте в итоге не получили ничего. А какие были ожидания: и что человека на пост главы Еврокомиссии выбирать будут между Грибаускайте и латвийским экс-премьером Валдисом Домбровскисом, и что в условиях кризиса в отношениях Европы с Россией внешнюю политику ЕС должен будет возглавить представитель стран Балтии. В реальности так ничего серьёзного прибалтийским деятелям никто в Брюсселе и не предложил.

В итоге в условиях кризиса (странами Балтии в том числе спровоцированного и раскрученного) на ключевые позиции в Брюсселе назначаются политики либо нейтральные в отношении к России, либо демонстрировавшие готовность успешно с нею работать. Как вот теперь работать с этим новым прагматичным руководством ЕС (особенно с Федерикой Могерини) литовским, латвийским и эстонским параноикам – вот в чём вопрос.

«В настоящий момент Украина ведёт войну от имени всей Европы», - заявила на днях президент Литвы Даля Грибаускайте. Это заявление прозвучало одновременно с сообщениями о пророссийских назначениях в руководстве ЕС. Кроме Брюсселя, есть ещё и не требующие комментариев заявления представителей отдельных европейских стран, демонстрирующие «единство всей Европы» насчёт войны Литвы и Украины от её имени с Россией.

«Чешская республика не пришла на этот саммит с решением о санкциях. Мы приехали с предложением полного пересмотра стратегии ЕС, поскольку нынешняя не стала слишком успешной. Ещё до того, как Европа решит ввести новые санкции, по моему мнению, между представителями ЕС и России должны пройти переговоры о разрешении кризиса на Украине», - заявил премьер-министр Чехии Богуслав Соботка на последнем саммите ЕС. «Я считаю эти санкции бессмысленными и контрпродуктивными. Пока мы не знаем последствий уже введенных санкций, поэтому не имеет смысла навязывать новые, - сказал там же премьер-министр Словакии Роберт Фицо. - Я оставляю за собой право наложить вето на санкции, которые наносят вред национальным интересам Словакии».

И такие кощунственные для идеи «демократической солидарности» заявления делают руководители Чехии, Словакии и Польши – стран, прошедших через социалистический лагерь, «пражскую весну» и «Солидарность»! Что уж говорить о «старой Европе»: Австрии, Швейцарии или Италии - если даже Центральная и Восточная Европа не хочет влачить убогое внешнеполитическое существование в американской «буферной зоне»?

Эта «буферная зона», разделяющая Европу и Россию, постепенно превращается в гетто. При сохранении наметившихся сейчас на континенте тенденций, в итоге в этом гетто останутся только Литва, Латвия и Эстония. Ну и Украина ещё, если её возьмут в ЕС. И если не развалится.

И тогда это гетто из внешнеполитического неизбежно станет и социально-экономическим. Возможности нормального экономического развития отсутствуют из-за разрушения связей с возможными бизнес-партнёрами на Востоке, но при этом разрушены и отношения с руководством ЕС, который обеспечивает странам Балтии 20% их ВВП. И на что тогда жить?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: