Вчера вступил в силу новый пакет антироссийских санкций Евросоюза. Нет сомнений в том, что этот шаг не останется без ответа. При этом под удар попадут главные сторонники развития санкционной войны в Европе, среди которых и три балтийские республики.
Западные страны не оставляют попыток возложить ответственность за европейский геополитический кризис на Россию. Несмотря на хрупкое перемирие, установившееся на Украине, ЕС намерен ввести новый пакет антироссийских санкций. Согласование этого шага европейскими странами продвигалось тяжелее обычного. О своем выходе из «санкционной войны» с Россией ранее открыто заявило руководство Финляндии. О бесперспективности политики ограничений говорили политики Словакии, Венгрии, Чехии, Кипра.
Однако с четвертого раза «европейское единство» удалось восстановить: 11 сентября страны Евросоюза согласовали санкционные меры в отношении России, которые должны вступить в силу с сегодняшнего дня.
Новый пакет ограничений включает в себя уже традиционно как персональные санкции, так и экономические. Невъездными в ЕС станут еще 24 человека, включая новых руководителей Донецкой народной республики, членов правительства Крыма, а также руководителей и бизнесменов из России; также на территории Евросоюза будут заморожены их счета. Экономические же санкции затронут, прежде всего, российские энергетические компании «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть» и оборонную промышленность России. «Это сделано для того, чтобы ограничения были распространены еще на девять компаний, производящих товары двойного назначения. Им запрещается получать продукцию двойного назначения из ЕС», - говорится в соответствующем заявлении Европейского совета, распространенном 11 сентября.
Данный шаг Брюсселя свидетельствует о том, что западные страны не намерены переводить противостояние с Москвой в дипломатическое русло, самоцелью их действий остается политическое и экономическое подавление России.
Подобные шаги не могут не сказаться на приграничных с Россией регионах ЕС – балтийские республики почувствуют эффект от раскручивания санкционной спирали одними из первых. Подобная политика Брюсселя неминуемо ведет к ослаблению торговых связей в направлении Запад-Восток, что в стратегическом плане чревато кризисом транзитной отрасли стран Балтии. До начала «торговой войны», к примеру, 80% латвийского транзита составляли российские грузы. Доля России в показателях работы литовских железных дорог составляла около 31% (11,6 млн евро). По сути, для стран Балтии в результате санкций может повториться эстонский сценарий 2007 г. Тогда по политическим причинам, из-за событий «Бронзовой ночи», перевозки Эстонской железной дорогой сократились на 40%, а грузоперевозки Таллинского порта снизились на 25%, начались увольнения сотрудников, работавших в транспортной отрасли. В связи с развитием санкционного противостояния подобные перспективы вновь становятся реальностью – российская сторона уже заявила, что введет в ответ на недружественные шаги ЕС новые торговые ограничения.
Более того, Россия уже обозначила контур ответных действий - помощник президента РФ Андрей Белоусов в интервью СМИ не исключил, что Россия может ограничить ввоз в страну подержанных автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Продукция легкой промышленности, безусловно, не главная статья экспорта стран Балтии в Россию, но и это ограничение будет заметно для столь слабых экономик.
Например, в товаропотоке из Латвии в Россию текстильные материалы, древесина и продукция из неё, бумажные изделия и пр. в общей сложности занимают почти 10%. В случае Эстонии и Литвы показатели примерно те же.
Кроме того, очевидно, российская сторона не питает иллюзий относительно того, что прагматичный расчет в отношениях с западными странами в скором времени снова будет доминировать. А потому Москва будет отвечать на любые недружественные выпады со стороны западных стран, включая и прибалтийских провокаторов. История с эстонским шпионом Э.Кохвером и намерение привлечь к ответственности литовских уклонистов от службы в Советской армии 1990-1991 гг. свидетельствуют о том, что страны Балтии снова вернулись в поле зрения российской дипломатии, а потому политические «шалости» этих республик будут раз за разом получать соответствующий отпор. Одной из таких «шалостей» стало как раз активное лоббирование очередного санкционного пакета в ЕС. Без призыва к этому шагу не обходилось в последнее время, пожалуй, ни одно выступление какого-либо прибалтийского политика. Так, например, буквально накануне согласования антироссийских санкций министр обороны Литвы Юозас Олекас на неформальной встрече глав оборонных ведомств ЕС в Милане заявил, что Евросоюз не только обязан поставлять Украине гуманитарную помощь и оружие, но и должен ужесточить санкции в отношении России.
Такие призывы тоже вряд ли окажутся в нынешних условиях без внимания Москвы. Пространства для ответа странам Балтии предостаточно. К примеру, за последние недели не раз менялся список продуктов, подпадающих под российское сельскохозяйственное эмбарго – почему в результате очередного изменения в него не могут быть добавлены шпроты или любые другие прибалтийские продукты, которые пока еще продаются в России? Наконец, не стоит забывать, что Прибалтика остается по сей день энергетическим островом в ЕС, питаемым почти исключительно из России. Пример с литовским заводом Achema наглядно демонстрирует эффективность возможного использования энергетического рычага в отношении балтийских республик.
Причем в странах Балтии прекрасно осознают угрозу ответных действий России. «Это часть политики кнута и пряника в отношении соседних стран. Латвия тоже получит свою дозу кнута… Не исключаю, что те же шпроты попадут в список эмбарго», - отмечает латвийский политолог Андрис Спрудс. Однако бег впереди паровоза международных отношений, выступление даже с более радикальных позиций нежели «большие игроки», похоже, становится национальным видом спорта в балтийских республиках.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Западные страны не оставляют попыток возложить ответственность за европейский геополитический кризис на Россию. Несмотря на хрупкое перемирие, установившееся на Украине, ЕС намерен ввести новый пакет антироссийских санкций. Согласование этого шага европейскими странами продвигалось тяжелее обычного. О своем выходе из «санкционной войны» с Россией ранее открыто заявило руководство Финляндии. О бесперспективности политики ограничений говорили политики Словакии, Венгрии, Чехии, Кипра.
Однако с четвертого раза «европейское единство» удалось восстановить: 11 сентября страны Евросоюза согласовали санкционные меры в отношении России, которые должны вступить в силу с сегодняшнего дня.
Новый пакет ограничений включает в себя уже традиционно как персональные санкции, так и экономические. Невъездными в ЕС станут еще 24 человека, включая новых руководителей Донецкой народной республики, членов правительства Крыма, а также руководителей и бизнесменов из России; также на территории Евросоюза будут заморожены их счета. Экономические же санкции затронут, прежде всего, российские энергетические компании «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть» и оборонную промышленность России. «Это сделано для того, чтобы ограничения были распространены еще на девять компаний, производящих товары двойного назначения. Им запрещается получать продукцию двойного назначения из ЕС», - говорится в соответствующем заявлении Европейского совета, распространенном 11 сентября.
Данный шаг Брюсселя свидетельствует о том, что западные страны не намерены переводить противостояние с Москвой в дипломатическое русло, самоцелью их действий остается политическое и экономическое подавление России.
Подобные шаги не могут не сказаться на приграничных с Россией регионах ЕС – балтийские республики почувствуют эффект от раскручивания санкционной спирали одними из первых. Подобная политика Брюсселя неминуемо ведет к ослаблению торговых связей в направлении Запад-Восток, что в стратегическом плане чревато кризисом транзитной отрасли стран Балтии. До начала «торговой войны», к примеру, 80% латвийского транзита составляли российские грузы. Доля России в показателях работы литовских железных дорог составляла около 31% (11,6 млн евро). По сути, для стран Балтии в результате санкций может повториться эстонский сценарий 2007 г. Тогда по политическим причинам, из-за событий «Бронзовой ночи», перевозки Эстонской железной дорогой сократились на 40%, а грузоперевозки Таллинского порта снизились на 25%, начались увольнения сотрудников, работавших в транспортной отрасли. В связи с развитием санкционного противостояния подобные перспективы вновь становятся реальностью – российская сторона уже заявила, что введет в ответ на недружественные шаги ЕС новые торговые ограничения.
Более того, Россия уже обозначила контур ответных действий - помощник президента РФ Андрей Белоусов в интервью СМИ не исключил, что Россия может ограничить ввоз в страну подержанных автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Продукция легкой промышленности, безусловно, не главная статья экспорта стран Балтии в Россию, но и это ограничение будет заметно для столь слабых экономик.
Например, в товаропотоке из Латвии в Россию текстильные материалы, древесина и продукция из неё, бумажные изделия и пр. в общей сложности занимают почти 10%. В случае Эстонии и Литвы показатели примерно те же.
Кроме того, очевидно, российская сторона не питает иллюзий относительно того, что прагматичный расчет в отношениях с западными странами в скором времени снова будет доминировать. А потому Москва будет отвечать на любые недружественные выпады со стороны западных стран, включая и прибалтийских провокаторов. История с эстонским шпионом Э.Кохвером и намерение привлечь к ответственности литовских уклонистов от службы в Советской армии 1990-1991 гг. свидетельствуют о том, что страны Балтии снова вернулись в поле зрения российской дипломатии, а потому политические «шалости» этих республик будут раз за разом получать соответствующий отпор. Одной из таких «шалостей» стало как раз активное лоббирование очередного санкционного пакета в ЕС. Без призыва к этому шагу не обходилось в последнее время, пожалуй, ни одно выступление какого-либо прибалтийского политика. Так, например, буквально накануне согласования антироссийских санкций министр обороны Литвы Юозас Олекас на неформальной встрече глав оборонных ведомств ЕС в Милане заявил, что Евросоюз не только обязан поставлять Украине гуманитарную помощь и оружие, но и должен ужесточить санкции в отношении России.
Такие призывы тоже вряд ли окажутся в нынешних условиях без внимания Москвы. Пространства для ответа странам Балтии предостаточно. К примеру, за последние недели не раз менялся список продуктов, подпадающих под российское сельскохозяйственное эмбарго – почему в результате очередного изменения в него не могут быть добавлены шпроты или любые другие прибалтийские продукты, которые пока еще продаются в России? Наконец, не стоит забывать, что Прибалтика остается по сей день энергетическим островом в ЕС, питаемым почти исключительно из России. Пример с литовским заводом Achema наглядно демонстрирует эффективность возможного использования энергетического рычага в отношении балтийских республик.
Причем в странах Балтии прекрасно осознают угрозу ответных действий России. «Это часть политики кнута и пряника в отношении соседних стран. Латвия тоже получит свою дозу кнута… Не исключаю, что те же шпроты попадут в список эмбарго», - отмечает латвийский политолог Андрис Спрудс. Однако бег впереди паровоза международных отношений, выступление даже с более радикальных позиций нежели «большие игроки», похоже, становится национальным видом спорта в балтийских республиках.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий