вторник, 16 сентября 2014 г.

Похоже, Лавров махнул на Запад рукой

Вчера я с большим интересом смотрел ток-шоу под названием «Право знать», где показали длинное интервью с Сергеем Лавровым (кто понимает русский, может посмотреть здесь). Это был интересный обмен мнениями между Лавровым и пятью российскими репортёрами. Оно не настолько важно, чтобы целиком переводить на английский, но я хочу поделиться тем, что уже замечал в прошлом, но что стало явно выражено во время именно этого обсуждения.

Предсказуемо, что темы затрагивали гражданскую войну на Украине, статус следствия по падению МН17, санкции против России, расширение НАТО, переговоры в Минске и дела России со странами БРИКС.

Все эти темы шли в одном формате: вопрос-ответ. Один из репортеров попросил Лаврова прокомментировать вроде бы тупиковую ситуацию, и Лавров подтвердил, что «мы приложили все усилия, но к величайшему сожалению, это не дало никаких результатов». Что был крайне интересно, так это то, что пока репортеры выражали разочарование тем, что всё зашло так далеко, реакция Лаврова была такой – «да, вы правы, это действительно безнадёжно». В общем и целом, эффект напоминал заседание родительского комитета, обсуждающего какого-то безнадежно тупого и неспособного студента. Разве что «студентом» в нашем случае был весь Запад.

Например, относительно МН17 журналисты озвучили удивление стерильностью и неопределённостью недавно обнародованного доклада. Они заметили, что хотя все западные СМИ впали в полнейшую истерику и вышли с заголовками «Путин – террорист!!!» или «Хватит значит – хватит!!!», практически все они совершенно забыли, что следствие ещё продолжается. Реакция Лаврова была такой: «да, согласен, мы прилагали усилия в Совете Безопасности ООН, мы выставили наши вопросы, мы хотели полного прекращения огня с тщательным расследованием обломков, мы предложили свою информацию, мы обсуждали с малазийцами, мы хотели поговорить с экспертами, но мы оказались единственными, кто, по всей видимости, все ещё заинтересован в полностью прозрачном и ответственном проведении следствия» (это не цитата, но, думаю, достоверный пересказ). Чувство после всего сказанного остается таким: «честно говоря, они безнадежны, ну что ещё мы можем сделать?».

Обратившись к санкциям, репортёры сказали, что многие страны были удивлены той скоростью, с которой Россия отвернулась от Запада и начала выстраивать отношения с Азией, Африкой, Латинской Америкой и Индийским субконтинентом, и снова Лавров ответил: «да, мы даже сами удивились такой скорости событий, но у нас не было выбора».

И это не только показатель того же самого отношения. Чувство, которое я вынес в результате – Россия махнула на Запад рукой. Конечно, она будет продолжать разговоры и будет пытаться, вопреки всей очевидности, добиваться какого-то взрослого, ответственного поведения западных политиков, но никто в России не испытывает энтузиазма в этом отношении.

На другом шоу («Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым) участники отметили, что Германия захватила лидерство в оказании давления на Финляндию, Словакию и другие страны, которые не хотели принимать дальнейшие санкции. И снова прозвучала мысль «забудьте о немцах, они безнадёжны».

Я полагаю, что в России есть искреннее и широко распространенное чувство отвращения и безнадёжности в отношении к странам ЕС. А что до США, их по большей части считают переполненным ненавистью мессианским безумцем, который сделает всё, чтобы навредить России любым доступным способом, не важно насколько этот способ безумен, абсурден, бесполезен и лицемерен.

Всё это выстраивается в следующий консенсус – хотя войны с США и НАТО должно избегать, конечно же, вряд ли что ещё можно достичь. Многие политики теперь говорят: «наша внешняя политика была слишком фиксирована на Западе, это надо прекратить, наше будущее – не там».

Недавнее одобрение санкций против России – прекрасный тому пример. Пока немногие фанатичные про-американские либеральные фигуры сожалеют – я вас не разыгрываю! – что французские устрицы «Белон» будут в Москве недоступны, большинство людей считает эти санкции замаскированным божьим благословением, ведь они вынуждают Россию разорвать связи с Западом, что по их мнению надо было сделать давным-давно. В краткосрочном плане западные санкции «куснут», особенно в некоторых высоко-технологичных сферах, но по большей части люди понимают, что зависимость от Запада в таких вопросах была в первую очередь огромной ошибкой.

Повторю, превалирует чувство отвращения, недоумения и усталости. Хотя дипломат, подобный Лаврову, так никогда не скажет, но общая реакция явно следующая – «ребята, вы и безнадёжны, вы в упадке, нам этого не надо, прощайте». И это говорится без гнева, по большей части с печалью, это правда.

Не думаю, что российские дипломаты будут делать серьёзные анти-западные заявления в ООН или где ещё. Противоположность любви – не ненависть, а безразличие. И официальные российские лица будут продолжать говорить о «наших партнёрах» и даже «наших друзьях», но хотя эта милая риторика будет продолжать звучать, сами отношения с Западом постепенно перестанут быть приоритетом российской дипломатии, бизнес-сообщества и даже общества в целом. На самом деле Россия уже строит многополярный мир, и если Запад не хочет быть его частью – пусть. Русские знают, что Запад не может воспрепятствовать появлению нового мира, и их в действительности не волнует, откажется ли Запад признать эту реальность или станет играть по новым правилам.

И ещё одно – русские явно расстроены самой агрессивной позицией НАТО, ведь они – и совершенно верно – интерпретируют это, как признак враждебности. Но вопреки тому, что говорят многие блоггеры, русские не боятся военной угрозы, которую представляет собой НАТО. Их реакция на недавние шаги НАТО (новые базы и персонал в Центральной Европе, большие расходы и так далее) – объявление этого провокацией, но официальные российские лица дружно утверждают, что Россия может справиться с военной угрозой. Как сказал один российский депутат, «5 диверсионных групп быстрого реагирования – проблема, которую мы можем решить одной ракетой». Упрощённая, но в целом верная формулировка. Путин сказал то же самое, когда ясно озвучил, что в случае масштабного нападения с «чьей-либо стороны» с использованием обычных вооружений Россия задействует тактическое ядерное оружие. На самом деле, если НАТО пойдёт и дальше по своему дурацкому плану развёртывания сил в Польше и/или на Балтике, я полагаю, что Россия выйдет из договора по РСД и развернёт передовые комплексы – знаменитые СС-20 новой модификации. Как я уже упоминал, решение удвоить российские ВДВ и расширить элитный 45 полк ВДВ Специального Назначения до состава полномасштабной бригады уже принято. Вы можете сказать, что Россия предварила создание 10 000 сил НАТО, доведя свои собственные мобильные (воздушно-десантные части с 36 000 до 72 000. Позаботившись таким образом об этой угрозе, Кремль просто обратился к более важным делам.

Среди многих недоразумений, которые мы впитали во время тренировок (я не могу назвать это «обучением»), мы, на Западе, имеем тенденцию считать нашу часть мира центром планеты, можно даже сказать, незаменимым и единственно важным. Это можно наблюдать в том, как мы систематически ставим Европу или США в центр мира на картах, и вплоть до квази-догматичной веры в то, что никто не имеет такого значения, как мы сами. Это ошибка. В действительности пока англо-сионистская империя переживает медленный, но постоянный и необратимый спад, остальная часть мира её дежурно подбадривает и движется дальше. Если бы в учебных организациях, которые мы называем «школами», работали хоть немного образованные преподаватели, мы бы вешали на стену учебных классов карты с центром в Китае и говорили бы нашим юным ученикам, что никто более не воспринимает так называемые «западные ценности» всерьёз. И не потому, что они не так уж хороши, а потому – в первую очередь – что мы, на Западе, явно сами не принимаем их всерьёз.

Обама объявил о «развороте» к Азии, но в обычной англо-сионистской манере весь этот разворот означает лишь больше военных сил и большее давление, чтобы принудить слушаться приказов Империи. В отличие от США, Россия не объявляет никаких «разворотов», но Путин уже встречался с Си Цзиньпинем только в этом году четыре раза, и обе стороны заявили, что их стратегическое партнёрство сильнее, чем было когда-либо в истории их отношений.

Россия действительно обращает взор на Китай, Латинскую Америку, Африку и вообще повсюду. Её дипломаты будут продолжать разговаривать, улыбаться, говорить о «партнёрах» и «друзьях», но я полагаю, что мы стали свидетелями исторического события – впервые с 13 века Россия отворачивается от Запада и делает ставку на своё будущее с Азией (и остальной частью планеты).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: