среда, 29 декабря 2010 г.

Вилки нашлись. Но осадок остался

Было ли грехопадение Эдгара Сависаара с его просьбой финансировать некоторые проекты внутри Эстонии?

Договоримся сразу о терминах и нервах, об эмоциях и холодном анализе.

Политика – это математика в шоколадной оболочке – не более того.

Но и не менее.

Поэтому юристы, судьи в особенности, терпеть не могут истерик и криков в зале заседаний. Им факты и цифры подавай, документы и даты. Или врачи. Им дай анализы, анамнез, объективность.

Прокуроры стараются сохранить видимость объективности в суде, особенно, коли дело «слеплено». Но все равно – стараются. Хотя и подают все с обвинительным уклоном. Такая работа, обвинять.

Труднее приходится адвокатам. Там специй много – перчик и ванильный сахар, вскрики и апелляции к совести, морали, высоким человеческим ценностям: мол, да, зарубил старушку, но подумайте сами, кому она была нужна? Примерно так. Мол, посмотрите в эти честные глаза, сколько он сделал для вас, а вы... И прочая.

Да, есть еще свидетели той стороны и этой. И болельщики. Зрители в зале суда. Комментаторы на порталах. Тяжелая публика. Тем аргументы не нужны, им надо просто уесть, ужрать, унасекомить, загнобить противную сторону. Любыми средствами. Свидетели и публика превращаются в детей. Заполошно кричат и размазывают слезы. Или злорадно хохочут.

Но мы с вами не дети.

Давайте рассмотрим «Дело Э.Э.Сависаара» без эмоций. Только на фактах построим наши выводы. Это будет очень просто сделать. Это будет очень непросто принять тем, кто плыл в этой лодке много-много лет и в ус не дул. «Савик вывезет!» Не вывез. Почему и как произошел провал?

Факт первый. В мае 2010 года Сависаар встречается с главой железных дорог Владимиром Якуниным и просит денег на храм в Ласнамяэ в Таллинне. Этого не отрицает никто, в том числе и сам Сависаар. То есть, факт переговоров о деньгах не отрицается никем. Хотя поначалу отрицался вообще. Теперь – нет.

Якунин соглашается. Вопрос: почему? Откуда у должностного лица, а не владельца железных дорог России, имеется в запасе сумма в полтора миллиона евро? Все-таки, зарплата не позволяет чиновнику скопить столь большую денежную массу, от которой можно безболезненно оторвать кусочек такого размера. Но это дело уже властей России.

Специалисты-строители утверждают, что в пересчете на царские рубли в сумму, чуть большую, чем нынешние полтора (или три миллиона евро, как утверждается некоторыми источниками) обошлось строительство собора Александра Невского в Ревеле.

Это вопросы, не имеющие ответа. Но факт просьбы и факт того, что сумма названа и оговорены условия передачи не оспаривается ни Сависааром, ни кем-либо другим. Фонд Андрея Первозванного даже подтверждает: да, сумма, да, пожертвование, да, было дело.


Эпизод из фильма "Бриллиантовая рука"

(Вот текст, который подтверждает признание факта прошения денег у россиян: «Me ei pea õigeks nimetada ühe kiriku ehitamist Eestile julgeolekuriskiks. /.../ Eesti Keskerakonna juhatus kutsub üles kõiki Eesti erakondi toetama Apostliku-Õigeusukiriku ehitust Lasnamäel ja kinnitama seda, et Eesti poliitikud ei pea ühe kiriku ehitamist julgeolekuriskiks meie riigile. Kutsume üles kõiki erakondi ja inimesi aitama kaasa kiriku võimalikult kiirele valmimisele,” pakub Eesti Keskerakond kõigile parteidele sõbrakätt ja usulise sallivuse deklaratsiooni koostamist ning alla kirjutamist». Для людей, живущих в Эстонии, текст в переводе не нуждается).

Факт второй, как следствие первого, и, пожалуй, самое главное звено в сделке.

Любое движение денежной массы любого размера фиксируется. Выдача денег на благотворительность тоже. Если в мае принципиальное согласие было достигнуто, то и соответствующий договор должен был появиться в мае-июне, не позже.

Договор не появился. Трехсторонний договор между РЖД, мэрией Таллинна и эстонским филиалом Русской православной церкви. Однако в июне уже обсуждалось, как деньги будут переданы. То есть, процесс шел, и шел без договора, вот о чем речь, вот что главное.

Привходящие обстоятельства. Якобы, Сависаар просил денег на финансирование выборов. Якобы Сависаар завлекал Якунина разговором о росте влияния России в Эстонии, буде православный храм в Ласнамяэ достроят с помощью жертвователя из этой самой России. Якобы это будет пиар. Якобы, по приходе к власти государственная ЭЖД даст некие поблажки или скидки РЖД. Тем более, контейнерные перевозки куда актуальнее перевозок жидких материалов, типа мазута, сырой нефти и так далее – того транзита, о котором столько разговоров, и который на деле-то не главная составляющая транзита.

Из всего этого набора выделим одно словосочетание – «контейнерные перевозки». То, что во всем мире сегодня считается наиболее выгодным, удобным, практичным и приносящим прибыли.

Для Эстонии это становится жизненно важным. Эстония в этом плане идет быстро вперед. Для России это важно потому, что там пока к контейнерным перевозкам отношение передовое, а осуществление «как всегда».

Факт третий, также неоспоримый. Для передачи денег нужна фирма на территории Эстонии, тесно связанная с перевозками вообще. Заметим, что деньги наготове, надо только передать, чтобы комар носа не подточил, законно. По счетам, перечислением. Разговоры о наличке пока еще разговоры в пользу бедных. Никто не скажет, как получены эти сведения Полицией безопасности. О наличке. Методы не разглашаются, говорится в Законе о Полиции безопасности.

Перебрав несколько вариантов, найдена фирма, вполне приличная и не взятая с полки. Все солидно. Это уже август 2010, челночные поездки в Москву и приезд доверенных лиц в Таллинн стали интенсивными.

Такая активность в маленькой стране с сильной контрразведкой не могла пройти незамеченной, тем более, КаПо и не скрывает, что процесс переговоров был почти с самого начала отслеживаем в рутинном порядке.

(Находясь долгое время под колпаком спецслужб Эстонии Эдгар Сависаар вел себя так, словно ничего не подозревает. Ничему не научило его дело Парбуса? Или просто действительно, просто не замечал или надеялся на прикрытие церковью... непонятно. Ощущение такое, что задался целью подвести под монастырь собственную выпестованную партию).

Факт четвертый. Тоже никем не отрицаемый. Напомню, что тут приводятся факты, с которыми согласны все, в том числе и обвинители, и обвиняемые, спор у них идет только в оценке фактов. А мы тут ничего не оцениваем, мы просто их приводим. Итак...

Ответственным за получение суммы от центристов был назначен вице-мэр Денис Бородич. От России деньги передавал через эстонскую фирму Сергей Петров.

Сумма в 13 с лишним миллионов крон была получена от Сергея Петрова, через АО Petromaks Speditoori, бывшую фирму покойного Роберта Лепиксона AS Petromaks Stividoori на строительство храма.

Кто такой Сергей Петров, и что за фирма, вот что интересно.

И как он связан с российскими железными дорогами?

Из нашего досье по «церковному делу».

В начале августа 2010 года Эрик Лепиксон (сын покойного Роберта Лепиксона) вместе с многолетним партнером Валдеком Кауритом полностью передали свои доли Сергею Петрову в Petromaks Stividori AS. Сергей Петров стал единоличным владельцем всех предприятий, в названии которых фигурирует ключевое слово Petromaks.

Примечание. Еще в самом начале переговоров о деньгах для Сависаара или для церкви Сергей Петров был назван российской стороной лицом, которое будет перечислять деньги «по-белому». До продажи ему стивидорской фирмы покойного Лепиксона. До того. Это просто необходимо подчеркнуть и выделить особо.

Обстоятельства продажи. В августе 2010 Эрик Лепиксон ответил на вопрос одной из бизнес-газет Эстонии так: «Да, вместо трех собственников сейчас один. Больше я на эту тему разговаривать не хочу». Валдек Каурит вообще оказался вне зоны доступа. И остается там до сих пор.

Таким образом, была куплена «стиральная машина» для денег. Куплена относительно дешево, но фирма очень надежная, с именем. По рекомендации специалистов Сависаара.

А вот сведения из газеты Äripäev:

"В августе месяце завершена сделка по приобретению 30% акций AS Petromaks Stividori, консолидировавшая таким образом 100% акций Компании. Это прежде всего стратегическая инвестиция. В целях получения и усиления синергетического эффекта, в перспективе возможно создание холдинга из компаний Группы, располагающих взаимодополняющими ресурсами", - сказал руководитель предприятия Дмитрий Башев.

Лепиксону и Кауриту принадлежало по 15% Petromaks Stividori. Свои доли они продали 5 и 6 августа.

Аналитик «Äripäev» Райво Сормунен затруднился оценить стоимость сделки. «У самого предприятия имущества мало, но у него хорошее местоположение. Помимо того, в прошлом году они проделали стремительное развитие, что в долгосрочной перспективе поможет начать получать прибыль», - сказал Сормунен. Опираясь на результаты 2009 года, Сормунен оценил 15-процентную долю в 2-3 млн. крон.

Для действующей на Пальяссааре фирмы Petromaks Stividori прошлый год стал успешным – объёмы обработанных грузов выросли на треть, в результате чего оборот увеличился до 66 млн. крон и прибыль составила 1,1 млн. крон.

Валдек Каурит был многолетним партнёром Лeпиксона. Через инвестиционную компанию Fogarty OÜ бизнесмену, имущество которого оценивается в 632 млн. крон, принадлежит фирма Metro Auto, которая занимается продажей автомобилей марки Peugeot. Также он входит в совет одного из первых туристических бюро Эстонии - Estonian Holidays.

(Следующие абзацы исключительно важны в контексте понимания сути сделки с церковными деньгами. Внимание и еще раз внимание!!!)

«Новоиспечённому собственнику Petromaks Stividori Сергею Петрову принадлежит концерн Petromaks Spediitori AS. Занимающаяся российским транзитом фирма с большим годовым оборотом (в 2008 -76 млн.крон, в 2009 - 148 млн.) входит в пятёрку крупнейших экспедиторских компаний. Если исходить из годового отчёта, то в прошлом году прибыль компании составила 32 млн. крон. Оборот, достигший 148 млн. крон, за год вырос на 48%, а прибыль выросла примерно в четыре раза. В качестве дивидендов собственник получил 1,4 млн. крон.

Петров также входит в правление Petromaks Container Services. В прошлом году компания заключила эксклюзивный договор с ОАО «Трансконтейнер», дочерней компанией концерна «Российские железные дороги» (sic! – В.Г.). Договор предоставляет льготные условия для перевозок по территории России, более короткие сроки поставок и доступ к транспортным средствам.

Факты

ЧТО ЕСТЬ ЧТО:

Petromaks Stividori AS
Основана: 1998
Сфера деятельности: оказание портовых услуг в северном порту Пальяссааре.
Оборот 2009:67 млн. кр (+80%)
Прибыль 2009: 1,1 млн. кр (+220%)
Объём баланса: 24,2 млн. кр (+20%)
Работников: 46
Выплачено дивидендов за последние 10 лет: 7,2 млн. крон.

Одна из фирм, занимающаяся превращением Пальяссааре в таллинский Манхеттен. Ей принадлежит свыше 10 000 кв. метров земли коммерческого назначения в порту Пальяссааре.

КТО ЕСТЬ КТО:

Сергей Петров
- занимающийся транзитом бизнесмен. Собственник Petromaks Stividori и Petromaks Spediitori. В логистике связан ещё с Petromaks Container Services OÜ.

Эрик Лепиксон
- сын покойного Роберта Лепиксона

Валдек Каурит
- занимается недвижимостью и транзитом, многолетний партнёр покойного Роберта Лепиксона. Входит в первую сотню в таблице первенства самых богатых людей Эстонии и таблице первенства выплаты дивидендов. Один из собственников инвестиционной компании Fogarty, которой принадлежит Metro Auto.

Безусловно, думающему достаточно.

Все прочее лишь обстоятельства, домыслы и версии, которые любят строить и громоздить любители.

Даже провозглашенный Сависааром рождественский мир вовсе не мир, поскольку на Ратушной площади во время чтения традиционного текста мэром звучали крики: «Предатель, государственный изменник!» А ведь это неприлично, суда не было, не будет уголовного преследования.

Договор трех сторон появился 26 ноября, после беседы с генеральным директором КаПо Райво Аэгом, которая состоялась 3 ноября 2010 года. В миллиметре от черты, за которой следует нарушение закона.

Это тоже факт.

А вот то, что трое однопартийцев отшатнулись от Сависаара, это не просто факт. Это уже показатель раскола. Томас Варек, Калле Лаанет и Айн Сеппик заявили, что Полиции безопасности они верят. А вот Сависаару следует дать более четкие пояснения, нежели отговорки и заявления, а также создание «комиссии истины».

Все трое – бывшие министры внутренних дел, отлично знающие механику работы КаПо. Без доказательств Полиция безопасности не выносит на публику, не докладывает президенту, Рийгикогу и правительству каких-либо выводов.

Нелепо требовать от организации, призванной охранять секреты, выдать источники информации и разглашать секретные сведения для самопальных комиссий, призванных эти сведения как раз опровергнуть или озвучить.

Комиссия составлена из людей, лично преданных Сависаару и уже заявивших о его безоговорочной поддержке – и фракция в Рийгикогу и фракция горсобрания заявили, что они на стороне Сависаара. А из кого состоит «комиссия истины»? Да из тех же людей.

На вопрос, зачем Сависаару потребовались деньги, ответил Путин В. В. Вот что он сказал об оппозиционерах (а Сависаар в оппозиции):

«...Премьер-министр Путин, отвечая на вопрос «чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее?»:

– Денег и власти, чего они еще хотят?! В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов. Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы. Но, я думаю, что, если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся, они всю Россию распродадут».

Замените некоторые имена и название страны. Интересно умеет говорить российский премьер. Ассоциации сами напрашиваются.

...Интересно, вернет ли Сависаар свой долг в 2,7 миллиона крон сыновьям Айна Сеппика, взятый для улаживания дел при разводе с бывшей женой Вильей, тогда еще Сависаар?

К чему последний вопрос? К тому, что поиздержался тот, кто «ураганил» последние двадцать лет. А кушать хочется всегда.

Автор: Виталий Григорьев

Комментариев нет: