вторник, 12 марта 2013 г.

А как рисовал Гитлер?

Адольф Шикльгрубер в молодости.
Тиран мог бы стать художником.
Все биографы фюрера Третьего рейха, описывая особенности его личности, сообщают читателям, что в юности он увлекался живописью. Причем настолько, что даже «мнил себя художником». Именно такая уничижительная формулировка, наиболее часто публикуемая, должна создать у читателя образ этакого графомана от живописи, только и умеющего пачкать краской холст или бумагу.

Живописец, солдат, диктатор
Образ подтверждали фактом биографии автора «Майн кампф» – еще до Первой мировой войны он не прошел по конкурсу при поступлении в Венскую академию художеств. Что, по мнению биографов, членов «антигитлеровской коалиции», доказывает, что сын таможенного чиновника в живописи был абсолютно бездарен. При этом они не договаривают, что абитуриент Адольф Шикльгрубер не сдал только один экзамен – по изображению портрета. А пейзажи и натюрморты экзаменаторы Венской академии художеств признали приемлемыми. Но художники-универсалы и среди признанных мастеров – редкость.

Может быть, абитуриент Шикльгрубер вновь попытал бы счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств, но началась мировая война, и он отправился добровольцем в германскую армию. И темой его рисунков стали темы фронта. Кавалер Железного креста, ефрейтор Шикльгрубер к 1918 г. успел создать целый цикл военных этюдов – этакое живописное полотно «На Западном фронте без перемен».

Может быть, судьба ветерана кайзеровской армии сложилась бы иначе, попади он в 1919 г. не на собрание активистов политической партии, а в художественную мастерскую профессионала, который признал бы его талант?

Картина Гитлера с изображением Венской оперы. 1912 год.
В том же году, завершая в Версале международную конференцию, подводившую юридические итоги Первой мировой войны, военные, дипломаты и финансисты де-факто объявили старт подготовки ко второй. В 1919-м еще никто не знал художника-самоучку Адольфа Шикльгрубера, но все услышали главный итог Версальской мирной конференции: «Это не мир – это только перерыв на 20 лет!» Так что роль первого, главного и единственного инициатора Второй мировой войны живописцу Гитлеру никак не подходит.

Закончилась Вторая мировая война, и работы кисти юного Гитлера эпохи первого двадцатилетия ХХ в. превратились в дорогой товар на мировых аукционах. Посмотрите поисковые базы Интернета – картины кисти будущего фюрера продаются за десятки и сотни тысяч евро…

Спрос на них возник вскоре после завершения Второй мировой войны и мгновенно превратился в инструмент политической пропаганды. Уверяли, что подобные картины приобретают исключительно тайные поклонники национал-социализма, недобитые гитлеровцы и экстравагантные миллиардеры (в самом деле, сейчас украсить стены своей квартиры копией картины Гитлера не каждый решится). А что касается художественного таланта, то разве может радикальный националист иметь хоть какой-нибудь талант в искусстве?!

«Старый дворик».
Противоположный политический лагерь объяснял столь высокий спрос тем, что картины фюрера ищут и скупают для последующего уничтожения – чтобы в памяти народов Гитлер остался лишь убийцей миллионов евреев и разжигателем Второй мировой войны. В любом случае, покупателей интересовала не художественная ценность работ, а их автор.
И все же – можно ли было признать будущего фюрера в юности живописцем? Или только бездарностью, мнящей себя художником?

А был ли бездарь?
В Интернете каждый может и увидеть картины, и высказать о них свое мнение. Но вот рисунок 1911 г. – «Дом родителей в Леондинге»… Или пейзаж «Озеро Кенигри», написанный в том же 1911 г. А вот уже фронтовой этюд ефрейтора Шикльгрубера, наспех сделанный им в окопах 1916 г., который так и назван – «Война». Так уж все плохо намалевано?

Впрочем, нам, дилетантам и всего лишь зрителям картин, судить об этом можно только субъективно. Без профессионального анализа.

«Дом родителей в Леондинге». 1911 г.
А вот профессор Петербургской академии художеств, заведующий иконописной мастерской, человек, признанный в кругу мастеров России, – Александр Константинович Крылов согласился дать профессиональный анализ живописных работ австрийского художника-самоучки Гитлера. Кстати, отец профессора – фронтовик, сам художник известен как убежденный православный славянофил. Так что в каких-либо тайных симпатиях к национал-социализму его подозревать трудно.

– В этих работах я вижу школу живописи, из которой в начале ХХ в. вышли такие признанные мастера кисти, как польский художник Мстислав Добужинский или русский – Александра Бенуа. Очень, очень неплохо. Думаю, что если бы Адольф Гитлер продолжил свои занятия живописью, он бы достиг многого. Экзаменаторы Академии художеств Вены допустили не только историческую, но и профессиональную ошибку, не приняв его в студенты. А когда талантливый и амбициозный человек незаслуженно «задвинут» – он становится опасен для того общества, которое его не приняло и не признало. Он стремится уже не изменить себя, а изменить или уничтожить такое общество. Повторюсь, Гитлер до конца Первой мировой войны – это незаурядный и перспективный художник! Мне как преподавателю живописи жаль, что мир лишился его как автора картин.

Вглядимся еще раз в эти картины… Профессор Александр Крылов прав – история живописи ХХ в. потеряла неординарного художника. А Вторая мировая война все равно бы началась…
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: