Адольф Шикльгрубер в молодости. Тиран мог бы стать художником. |
Живописец, солдат, диктатор
Образ подтверждали фактом биографии автора «Майн кампф» – еще до Первой мировой войны он не прошел по конкурсу при поступлении в Венскую академию художеств. Что, по мнению биографов, членов «антигитлеровской коалиции», доказывает, что сын таможенного чиновника в живописи был абсолютно бездарен. При этом они не договаривают, что абитуриент Адольф Шикльгрубер не сдал только один экзамен – по изображению портрета. А пейзажи и натюрморты экзаменаторы Венской академии художеств признали приемлемыми. Но художники-универсалы и среди признанных мастеров – редкость.
Может быть, абитуриент Шикльгрубер вновь попытал бы счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств, но началась мировая война, и он отправился добровольцем в германскую армию. И темой его рисунков стали темы фронта. Кавалер Железного креста, ефрейтор Шикльгрубер к 1918 г. успел создать целый цикл военных этюдов – этакое живописное полотно «На Западном фронте без перемен».
Может быть, судьба ветерана кайзеровской армии сложилась бы иначе, попади он в 1919 г. не на собрание активистов политической партии, а в художественную мастерскую профессионала, который признал бы его талант?
Картина Гитлера с изображением Венской оперы. 1912 год. |
Закончилась Вторая мировая война, и работы кисти юного Гитлера эпохи первого двадцатилетия ХХ в. превратились в дорогой товар на мировых аукционах. Посмотрите поисковые базы Интернета – картины кисти будущего фюрера продаются за десятки и сотни тысяч евро…
Спрос на них возник вскоре после завершения Второй мировой войны и мгновенно превратился в инструмент политической пропаганды. Уверяли, что подобные картины приобретают исключительно тайные поклонники национал-социализма, недобитые гитлеровцы и экстравагантные миллиардеры (в самом деле, сейчас украсить стены своей квартиры копией картины Гитлера не каждый решится). А что касается художественного таланта, то разве может радикальный националист иметь хоть какой-нибудь талант в искусстве?!
«Старый дворик». |
И все же – можно ли было признать будущего фюрера в юности живописцем? Или только бездарностью, мнящей себя художником?
А был ли бездарь?
В Интернете каждый может и увидеть картины, и высказать о них свое мнение. Но вот рисунок 1911 г. – «Дом родителей в Леондинге»… Или пейзаж «Озеро Кенигри», написанный в том же 1911 г. А вот уже фронтовой этюд ефрейтора Шикльгрубера, наспех сделанный им в окопах 1916 г., который так и назван – «Война». Так уж все плохо намалевано?
Впрочем, нам, дилетантам и всего лишь зрителям картин, судить об этом можно только субъективно. Без профессионального анализа.
«Дом родителей в Леондинге». 1911 г. |
– В этих работах я вижу школу живописи, из которой в начале ХХ в. вышли такие признанные мастера кисти, как польский художник Мстислав Добужинский или русский – Александра Бенуа. Очень, очень неплохо. Думаю, что если бы Адольф Гитлер продолжил свои занятия живописью, он бы достиг многого. Экзаменаторы Академии художеств Вены допустили не только историческую, но и профессиональную ошибку, не приняв его в студенты. А когда талантливый и амбициозный человек незаслуженно «задвинут» – он становится опасен для того общества, которое его не приняло и не признало. Он стремится уже не изменить себя, а изменить или уничтожить такое общество. Повторюсь, Гитлер до конца Первой мировой войны – это незаурядный и перспективный художник! Мне как преподавателю живописи жаль, что мир лишился его как автора картин.
Вглядимся еще раз в эти картины… Профессор Александр Крылов прав – история живописи ХХ в. потеряла неординарного художника. А Вторая мировая война все равно бы началась…
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий