понедельник, 8 апреля 2013 г.

Перспективы сотрудничества Литвы и Латвии

В январе этого года увидело свет исследование о перспективах сотрудничества Литвы и Латвии, которое подготовили дипломаты двух стран, Н. Германас (Литва) и А. Сарканис (Латвия). Так сложилось, что во внешней политике Литвы доминируют США, России, Белоруссия, Польша, но никак не этнически близкая Латвия. Об этом говорят и авторы документа: «Возникает вопрос почему? Почему сегодня нам ближе и понятнее другие соседние страны? [...] Почему, несмотря на публично декларируемое единство, мы иногда не можем выступить с единой позиции, что в принципе было бы выгодно как для нас, так и для региона в целом?»

Н. Германас и А. Сарканис выявили факторы, которые, по их мнению, препятствуют сотрудничеству двух стран. Это разная историческая память; разный религиозно-конфессиональный опыт; разное экономическое и культурное влияние со стороны соседних стран; разный национальный состав; искажённый характер экономической конкуренции; осложняющий экономическое сотрудничество различный уровень налогов и акцизов; слабые личные и зачастую исключительно формальные связи между политической и культурной элитой, молодёжью и неправительственными организациями двух государств, а также старые и новые стереотипы, ведущие к росту взаимного недоверия и подозрительности.

По мнению авторов исследования, недостаток человеческого общения в широком смысле этого слова является основной причиной неэффективности литовско-латвийского сотрудничества. Предлагаемое ими решение проблемы – создание единого информационного пространства: телевидение, радио и интернет сайты Литвы и Латвии должны больше говорить о том, чем живёт ближайший сосед. Кроме того, активнее следует сотрудничать образовательным учреждениям и неправительственным организациям двух стран.

Большое значение также имеет туризм и приграничные контакты. Развитию последних, как подчеркнули Н. Германас и А. Сарканис, способствует Европейская программа приграничного сотрудничества Литвы и Латвии на 2007-2013 годы, в рамках которой выделяется финансовая поддержка на реализацию конкретных проектов в данной области (бюджет программы – около 60 млн. евро). Кроме того, литовские и латвийские приграничные регионы могут воспользоваться возможностями программы приграничного сотрудничества Литвы, Латвии и Белоруссии, бюджет которой составляет 41,7 млн. евро. Однако получить структурную помощь ЕС непросто, так как не хватает институциональных возможностей для должной подготовки проектов и освоения средств.

Поэтому авторы исследования считают, что латвийские и литовские власти должны создать все необходимые условия для того, чтобы различные представители обеих сторон были заинтересованы в совместных проектах и могли легче собрать средства на их осуществление. В то же время надо стремиться к тому, чтобы в рамках финансовой перспективы ЕС на 2014-2020 годы была утвержденная новая щедрая европейская программа LatLit в области приграничного сотрудничества. Наконец, Н. Германас и А. Сарканис предложили подумать о возможности создания совместного литовско-латвийского фонда (в том числе с участием частного сектора) поддержки трансграничного регионального и общего экономического сотрудничества двух государств.

В экономической сфере Литва и Латвия являются друг для друга одними из наиболее важных партнёров. Латвия занимает третье место в экспортном списке Литвы и четвёртое в импортном. Кроме того, Латвия вторая по объёму прямых литовских инвестиций и десятая по такого рода инвестициям в Литву. С другой стороны, тесные экономические связи всегда ведут к росту конкуренции, и иногда возникающие в этой связи трения хозяйствующих субъектов переходят на официальный уровень. В данном контексте можно согласиться с предложением авторов исследования по углублению экономической интеграции и созданию единых условий ведения бизнеса в двух странах, чему только поспособствует ускоренная реализация таких взаимовыгодных проектов как Via Baltica и Rail Baltica, более тесное сотрудничество между морскими и аэропортами двух государств и т.д.

Не менее важным является взаимодействие Литвы и Латвии в области внешней политики и безопасности (включая энергетическую). В связи с этим по меньшей мере странным выглядит тот факт, что до сих пор не решён вопрос делимитации литовско-латвийской границы в Балтийском море. Но Н. Германас и А. Сарканис советуют сосредоточиться на стратегических задачах.

Например, эффективность дипломатии двух стран можно повысить за счёт более активного коллективного использования существующих дипломатических миссий Литвы и Латвии за рубежом, в том числе для развития экономических и торговых отношений с третьими странами. При этом укрепление традиционных трехсторонних связей между странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва) должно быть встроено в процесс развития скандинавско-балтийского сотрудничества в формате NB8.

Следующий уровень – это ЕС. По словам Н. Германаса и А. Сарканиса, Литве и Латвии целесообразно придерживаться единой позиции по ключевым общеевропейским вопросам: будь то финансовые вопросы, программа восточного партнёрства или энергетическая безопасность.

Поэтому необходимо:

1) совместно строить Висагинаскую АЭС, которая поможет укрепить энергобезопасность не только Литвы, но и всего прибалтийского региона;

2) создать единый прибалтийский рынок электроэнергии, интегрированный в северно-европейскую систему NordPool, в том числе посредством электромоста между Литвой и Швецией (проект NordBalt);

3) активизировать сотрудничество в области диверсификации поставок газа на основе соответствующего регламента ЕС;

4) рассмотреть вопрос формирования совместной экспертной группы по оценке возможностей обеспечения общей энергетической безопасности.

Что касается безопасности, особого внимания заслуживает предложение авторов исследования о совместном приобретении военной и другой специализированной техники с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов в деле повышения уровня обороноспособности двух стран. Одновременно следует подумать о принятии единого плана обороны балтийских стран и (где возможно) совместном их участии в различных международных миссиях (возможно, с привлечением к решению данных задач Польши как влиятельного члена ЕС и НАТО).

Более тесное двустороннее (трехстороннее) сотрудничество в области таможенного и пограничного контроля несомненно повысило бы общий уровень защиты и безопасности восточных границ ЕС. Поэтому Н. Германас и А. Сарканис настоятельно рекомендуют подготовить и подписать договор между пограничными и полицейскими службами двух (трёх) стран о совместном патрулировании приграничных районов и создании различных общих баз данных.

Обобщая, можно сказать, что авторы исследования о перспективах литовско-латвийских отношений затронули сразу нескольких важнейших моментов. Во-первых, Н. Германас и А. Сарканис констатировали, что в этих отношения есть проблемы, не смотря на этническую близость двух стран. Во-вторых, ими был заострён факт ограниченной информированности общественности Литвы и Латвии о том, что происходит по соседству, поэтому логичным выглядит предложение о создании единого информационно-коммуникационного пространства двух государств. В-третьих, обоснованным можно считать утверждение авторов о необходимости более тесного экономического (особенно энергетического и транспортного) и военного сотрудничества между странами (в том числе на международной арене – в рамках ЕС и НАТО, особенно на восточном направлении).
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: