среда, 1 февраля 2012 г.

ГЛАВА 2: ПРОДОЛЖЕНИЕ КРОВАВОЙ ОСЕНИ

Электронная версия книги Светланы Логиновой "Бандитский Ида-Вирумаа"

ГЛАВА 2

ПРОДОЛЖЕНИЕ КРОВАВОЙ ОСЕНИ

Не удивляйтесь – кровавая осень имела самое неожиданное продолжение, которое на первый взгляд кажется совершенно не привязанным к истории становления и расцвета группировки Валерия Головы. Так оно и есть, если брать за основу бандитские разборки, но у этого продолжения совершенно другой, хоть и кровавый, оттенок.

станции Кохтла
...В 1994 году на железнодорожной станции Кохтла пропали два вагона с цветным металлом – медью. Стоимость украденной меди оценивалась, согласно приблизительным подсчетам, примерно в четыре с половиной миллиона крон. В течение нескольких часов по прибытии на станцию вагоны были опустошены, а четыре нанятых для разгрузки металла человека, работавших вместе с братками, в ту же ночь бесследно пропали – их просто убрали, как лишних свидетелей.

Медь сразу после разгрузки была полностью вывезена за пределы Ида-Вирумаа и, насколько известно, частично ушла за границу (по моим сведениям - через одну тартускую фирму по скупке металла, расположенную, если не изменяет память, на улице Техасе), а частично осела в тайниках. Скоро в криминальном мире пошли разговоры, что кража меди – дело рук Антона Лечицкого и Валерия Михайлова-Головы. Вероятно, эта кража сошла бы им с рук, если бы не одно обстоятельство – медь принадлежала питерским авторитетам, имевшим подвязки* на уровне депутатского корпуса северной столицы России.

Россияне, разумеется, никогда бы не простили такую борзость «эстонцам»: речь шла не только об огромных деньгах, но и о чести. В Таллинне расследованием исчезнувшего металла начал заниматься глава «кемеровцев» Михаил Горбачев, представлявший интересы российской мафии.

Михаил Горбачёв.
кадр из док.фильма "Eesti maffia"
Вскоре в Тарту были назначены одна за другой две стрелки*, на одну из которых с одной стороны явился сотрудник спецслужб, а с другой стороны – все те, кто имел самое непосредственное отношение к металлу, в том числе и основные разработчики идеи кражи меди. Не знаю, как Антон Михайлович, но Голова вполне реально опасался за свою жизнь и ехал в Тарту со всеми возможными предосторожностями – несколько раз в течение поездки пересаживался из одного автомобиля в другой. Сотрудник спецслужб (не исключено, что это был представитель контрразведки) приехал, как вы понимаете, на стрелку не случайно. Вероятно, спецслужбы располагали информацией, что определенные силы в России пытаются использовать эстонские преступные группировки в своих целях – в развязывании национального конфликта. На кон была поставлена внутренняя безопасность Эстонии. Деталей «кухни», связанной с возможностью возникновения межнациональных беспорядков, я не знаю, известно лишь, что кража металла имела косвенное (а, может быть, и прямое) отношение к ним.

В результате проведенных в Тарту переговоров было принято решение: поскольку часть меди уже уплыла за кордон, то эту часть компенсировать россиянам деньгами, остальное – вернуть. В каком виде – в денежном или в «натуральном» - не знаю.

... В 1994 году в Нарве и в Нарва-Йыэсуу прогремели взрывы. Все они были организованы Владимиром Осипцовым, бывшим сотрудником милиции, который, насколько мне известно, был участником со стороны российской мафии переброски металла, украденного на станции Кохтла. Осипцов представлял из себя гаранта, обеспечивающего сохранность меди при ее транспортировке через Эстонию. По моим данным, Осипцову пришлось держать перед партнерами из России ответ за исчезновение металла. Попросту говоря, ему сделали предъяву*, причем, на огромную сумму.

Для Осипцова это было катастрофой, поэтому он решил рассчитаться по полной программе с Лечицким, то есть отправить его за решетку, а заодно и с другими представителями нарвской мафии.

Из обвинительного заключения (с купюрами):
«Владимир Осипцов с целью мести Владимиру Федорову, Антону Лечицкому и Игорю Габле решил произвести ряд взрывов в городах Нарва и Нарва-Йыэсуу, чтобы активизировать деятельность полиции, а затем дать полиции ложную информацию о том, что взрывы произвели указанные выше лица».

Самый известный "взрывник" Ида-Вирумаа Владимир
Осипцов на скамье подсудимых.
Нельзя не отдать должное мужеству Осипцова – он пытался бороться с хорошо отлаженной системой преступного мира и... проиграл, получив более восьми лет лишения свободы. По выходе из заключения Владимиру Осипцову придется выплатить государству около трех миллионов крон.

...Примерно за полгода до описанных событий, связанных с кражей металла, в Ида-Вирумаа произошла еще одна история, абсолютно не известная широкой публике. Я расскажу о некоторых деталях этого очень интересного дела, поскольку, на мой взгляд, оно каким-то образом связано с кражей меди со станции Кохтла и активизацией спецслужб Эстонии.

Спецслужбам стало известно, что при проходе таможенного коридора на эстонской стороне был задержан рейсовый автобус, в искусно оборудованных тайниках которого нашли большое количество отправленного из России в Эстонию огнестрельного оружия.

Точно не знаю, насколько спецслужбы нашей страны располагают исчерпывающей информацией о доставке оружия в Эстонию. Могу лишь предполагать, что вряд ли эта информация была у них в полном объеме. Вероятнее всего, у спецслужб были разрозненные сведения, анализ которых привел экспертов к заключению: в Эстонии могут быть оборудованы тайники для хранения оружия, аналогичного тому, что было изъято на Нарвской таможне. Но где и сколько этих тайников, контрразведка не знала, иначе тот арсенал, который до сих пор хранится в Ида-Вирумаа, давно был бы изъят. Я тоже не в курсе по поводу количества и местонахождения нелегальных оружейных складов, знаю лишь, что они есть - целы и невредимы!

В тайниках хранится современное стрелковое оружие – ППС, ППШ, АКСМ, АК-47, несколько снайперских винтовок и даже - автоматические гранатометы «Пламя» (!). Всего в количестве примерно десяти тысяч единиц на общую сумму двадцать - двадцать пять миллионов крон. Стволы были доставлены прямиком из Приднестровья. Две фуры с опасным грузом прибыли в Ивангород и оттуда стволы малыми партиями (если можно назвать малой партию в шестьсот боевых единиц) на рейсовых «львовских» автобусах начали переправляться в Эстонию.

Переправкой оружия занимались автономно друг от друга две бригады. Одна доставила его к российско-эстонской границе через Питер и работала через Нарвскую таможню, другая везла смертоносный груз через Польшу-Литву-Латвию и переправляла его через другую таможню (Валка-Валга).

Я не располагаю информацией, сколько единиц оружия и каких марок были доставлены через западный таможенный пост, а вот через восточный - то есть, через Нарву - за несколько рейсов в Эстонию перебросили примерно полторы тысячи, в том числе и двадцать гранатометов. После того, как эстонские таможенники нашли тайник, доставка прекратилась.

Нарвская таможня.
кадр из док.фильма "Eesti maffia"
Водителей автобусов использовали втемную. Им было неведомо, какой смертоносный груз лежит в тайниках, оборудованных отнюдь не кустарным способом. Бригады имели специально отпечатанную инструкцию, в которой черным по белому объяснялось, как из заранее подготовленных металлических листов оборудовать тайник. «Львовские» автобусы на тот момент оказались единственным, находящимся в распоряжении россиян транспортным средством, днище которого было идеальным для устройства вместительного тайника.

А теперь еще раз ненадолго вернемся к истории исчезновения меди, но с одной оговоркой – я изложу свою версию. Только прошу не принимать ее за единственно верную, хотя другой - при наличии имеющейся в моем распоряжении информации – просто не может быть. Итак, на стрелку в Тарту, как вы помните, приехал человек, представляющий интересы спецслужб Эстонии. На кой черт им, спецслужбам, было разводить* враждующие стороны? Разумнее было бы предположить, что спецслужбам весьма на руку, если в криминальном мире развяжется очередная война и в результате кровавых разборок часть бойцов как российских, так и эстонских группировок отправится к праотцам. Так зачем же их удерживать от такого шага? Откуда такая обеспокоенность сложившейся ситуацией? Значит, причина в другом. Вероятно, спецслужбы опасались того, что раздоры за металл между россиянами и «эстонцами» могли повлечь за собой не только войну между бандитами, но и при умелом руководстве определенных сил извне переросли бы в те смутные годы в межнациональный конфликт. А при наличии современного, хранящегося в тайниках оружия, межнациональный конфликт вполне мог стать причиной утраты Эстонией государственного суверенитета.

Есть в этой темной истории еще одна любопытная деталь. В то время, когда завертелась история с краденой медью, Голова уже находился в фаворе у префекта Ида-Вирумааской префектуры, но, несмотря на покровительство, пытался кинуть главу полиции, который узнал о краже металла пост-фактум. По слухам, префект пожелал получить свою долю от меди, и... попал в поле зрения ЦКП. Его и Голову начали активно разрабатывать. Сведения о Голове слил в полицию правая рука Валерия Михайлова – тоже Валера (фамилии его я не знаю), имевший красные «Жигули» шестой модели. После кражи металла у него появились сильные опасения, что Голова его уберет (за что, не знаю), и, чтобы сохранить свою жизнь, Валера, согласно информации, полученной из криминальных источников, продал свои сведения полиции. Схема продажи была такова: из фирмы «Ахтме моторс» пропадает кассир. Вместе с ним исчезает и крупная сумма денег – порядка миллиона крон. Полиция получает от Валеры необходимую ей информацию по металлу и обеспечивает Валере и «исчезнувшему» кассиру «зеленый коридор» при проходе эстонско-российской границы, после чего последние «растворяются» на нейтральной почве. То есть - жизнь и деньги в обмен на информацию. Возможно, Валера жив, но, по слухам криминального мира, его и кассира давно грохнули*. А вот кто грохнул - бо-о-ольшой вопрос!


Назад                                          Оглавление                                          Далее

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: