понедельник, 7 мая 2012 г.

Берлин выступает за поиск компромисса в вопросе ЕвроПРО

Германия поддерживает проект создания системы противоракетной обороны для Европы, но считает необходимым привлечь Россию к его реализации. Пока, однако, ее усилия как посредника не привели к успеху.


Официальные заявления Москвы по поводу общеевропейской системы противоракетной обороны (ПРО) - своеобразного натовского противоракетного зонтика для Европы - звучат, словно угроза новой "холодной войны". Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в контексте создания системы ПРО рассуждает о клине, который вбивают между Россией и Западом. Владимир Путин уже предупреждал о беспрецедентных масштабах программы вооружений, если проект ЕвроПРО будет реализован. Немецкие политики стараются не нагнетать обстановку. "Мы не заинтересованы в том, чтобы споры о ПРО наносили вред стратегическому партнерству НАТО и России", - констатирует глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle). Его и других немецких политических деятелей явно беспокоит воинственная риторика Москвы.

Герхард Шрёдер и Владимир Путин
Немецкий посредник

Берлин очень даже охотно видит себя в роли посредника в отношениях между Западом и Россией. Ярким свидетельством тому можно считать годы правления социал-демократа Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder). Занимая пост канцлера ФРГ, он поддерживал личные дружеские отношения с Путиным. Оба вместе отмечали семейные праздники и встречались без протокола. Немецкие политики играли в Москве особую роль до тех пор, пока канцлером ФРГ не стала Ангела Меркель (Angela Merkel). С ее приходом отношения между двумя странами слегка поостыли. Проблема развертывания элементов системы ПРО может и вовсе их заморозить.

"Дело может дойти до новой гонки вооружений", - опасается Пауль Шефер (Paul Schäfer), эксперт по оборонным вопросам фракции оппозиционной Левой партии. Его коллега из Социал-демократической партии (СДПГ) Райнер Арнольд (Rainer Arnold) считает необходимым предупредить: "Даже если Россия сегодня не сверхдержава, какой она себя видит, - ее опасения следует учитывать".

"Патриоты" для европейской ПРО

У страха перед гневом России есть и исторические причины. Тема противоракетного зонтика вызывает резонанс еще с тех пор, когда оказалась на повестке дня во времена "холодной войны". В 80-е годы прошлого века тогдашний президент США Рональд Рейган вызвал Советский Союз на решающую дуэль в гонке вооружений. Внести свой вклад в это должен был и оборонный проект с популярным названием "звездные войны". Его целью была разработка широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования, например лазерными пушками и ракетами с разделяющимися самонаводящимися боеголовками.

Нынешний натовский проект создания общеевропейской системы противоракетной обороны едва ли имеет нечто общее с той инициативой. На саммите НАТО в Чикаго намечено объявить о частичном вводе в строй системы ПРО в Европе. Еще через восемь лет ЕвроПРО должна быть в состоянии защищать всю территорию Европы от нападения ракет, запущенных из таких стран, например, как Иран или Северная Корея.

Эта цель будет достигнута прежде всего благодаря интеграции в единую сеть уже имеющихся оборонительных элементов. На первом этапе Германия планирует предоставить для системы ПРО зенитно-ракетные комплексы Patriot. Об этом объявил министр обороны ФРГ Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) в начале 2012 года. У Германии имеется 24 такие системы. В дальнейшем их число предполагается уменьшить вдвое.

Участие Германии, как и почти всех других европейских партнеров по НАТО, на первом этапе создания ЕвроПРО будет ограниченным. В этом есть свои преимущества: министру обороны пока нет необходимости требовать от главного казначея страны дополнительных средств для бюджета своего ведомства, а потому общественная дискуссия о смысле противоракетного зонтика в ФРГ практически не ведется. Кроме того, натовский командный пункт управления этой системой будет расположен в Германии - на военно-воздушной базе ВВС США в Рамштайне. Это позволяет немецким региональным политикам расхваливать преимущества проекта для местного рынка труда и бизнеса.

База ВВС США в Рамштайне
Остается внешнеполитическая составляющая: возмущение Москвы, упакованное в агрессивную риторику и угрозы. Германия выступает за создание новой архитектуры европейской безопасности по возможности с участием России. "Это достижимо только с помощью диалога и гласности", - считает Арнольд и требует от правительства конкретных шагов в этом направлении.

Поиски общего знаменателя

Но какими должны быть эти шаги, пока не знают ни Арнольд, ни правительство Германии. Это и не удивительно. Требования России не позволяют привести различные интересы к общему знаменателю.

"Москва хочет иметь доступ к новой технике и структурам управления, а также требует гарантий того, что натовская ПРО не обесценит российский военный потенциал, - поясняет Свенья Синьен (Svenja Sinjen) из Германского общества внешней политики (DGAP). - Пойти на это американцы пока не готовы". А США в этом деле играют решающую роль именно потому, что Германия и другие страны сдержанно участвуют в совместном проекте.

"Так было всегда, - указывает Синьен. - Последнее слово за тем, кто вносит самый крупный вклад в оборону альянса". Так что посреднические возможности ФРГ в споре американцев с россиянами относительно невелики. Германия приняла решение в пользу европейской ПРО, но одновременно желает сохранить хорошие отношения с Россией. Сейчас первое трудно сочетается со вторым. У Германии не много инструментов, чтобы преодолеть такое противоречие.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: