среда, 16 мая 2012 г.

Сулит ли НАТО миру мир? (III)

Часть I
Часть II

Корабль ВМС США в Ормузском проливе.
5. Не зная броду, не суйся в воду … Ормузского пролива

Ведя себя на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, как слон в посудной лавке или пьяный ковбой в салуне на Диком Западе, США вместе с НАТО умудрились разрушить существовавший там баланс сил - между арабами и Израилем, Индией и Пакистаном, Ираном и Ираком. В итоге после провала миссий США/НАТО в Ираке и Афганистане и ухудшения отношений с Пакистаном, Иран превратился в самую мощную военную силу в районе Персидского залива. Ко всему прочему, Иран, возможно, находится на полпути к созданию атомного оружия.

Последнее, разумеется, очень беспокоит Израиль. Поэтому, несмотря на все неудачи и провалы, Дядя Сэм, действуя вместе с НАТО и Израилем, продолжает попытки изменить геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в свою пользу. И как водится - «с благими намерениями».

Уже много лет против Ирана ведётся разнузданная информационно-психологическая война, вводятся различные санкции и эмбарго. Не добившись на этом пути заметных успехов, Вашингтон решил для начала устранить союзника Ирана в регионе - Сирию.

Когда-то Марк Туллий Цицерон говорил, что «войнy надо начинать так, чтобы казалось, что мы не ищем ничего другого, кроме мира». С устранением Каддафи такой сценарий сработал. Однако с Сирией, к большому неудовольствию Вашингтона, тот же сценарий уже не прошёл: усвоив уроки Ливии, Россия и Китай воспользовались своим правом вето в Совете Безопасности ООН и остановили очередную авантюру Запада. А социологи уже отмечают: в последние годы западное общество всё чаще отказывается признавать военную силу действенным инструментом достижения политических целей, что само по себе - крайне важное следствие ливийской трагедии.

Угрожая Сирии на словах, на деле США и НАТО пока не очень-то спешат вмешаться в сирийские события. Сдерживает боязнь влияния такого вмешательства на исход президентских выборов в США в ноябре 2012 года. Как-никак, Сирия в военном отношении в разы мощнее Ливии. И по количеству вооружения и техники (около 5 тыс. танков, более 500 боевых самолетов), и по уровню боевой, и морально-психологической подготовки личного состава.

Что касается Ирана, то в конце января 2012 г. Евросоюз одобрил новый пакет санкций в отношении этой страны. Совет ЕС ввел запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти и нефтепродуктов, а также относящиеся к ним финансовые и страховые операции. Наложен запрет на экспорт в Иран нефтехимического оборудования, передачу соответствующих технологий, инвестиции в иранские компании нефтяного сектора и создание совместных предприятий. Иран же, в свою очередь, пригрозил перекрыть Ормузский пролив в случае ввода эмбарго на экспорт иранской нефти со стороны Запада, а иранский Корпус стражей исламской революции показал на военно-морские учениях в Ормузском проливе, что к атаке противника он готов.

Мир замер в ожидании развязки. Как выразился Г. Киссинджер, «только глухой не слышит барабанов войны».

В то же время военные приготовления США и их союзников в регионе Персидского залива никого в Исламской республике не пугают. «Европейское эмбарго, - говорит французский эксперт Тьерри Ковиль, - не усмирит Тегеран. Из-за него в Иране вырастет доля теневого рынка в сфере услуг, который сейчас полностью контролируется режимом. С ростом черного рынка гражданское общество в Иране будет только ослабевать. Иранская же пропаганда красочно спишет все экономические проблемы страны на злой Запад, активизируются националисты. Это может сплотить нацию в борьбе против единого «европейского врага».

Понимают ли всё это в США, сказать сложно. Однако оставить Иран в покое американцы с их одержимостью идеей глобализма не смогут. И тому есть немало причин. Ведь нанося удар по Ирану, Америка убивает сразу нескольких зайцев.

Во-первых, разжигая большую войну на Ближнем и Среднем Востоке, Западная цивилизация стравливает в религиозной войне суннитов и шиитов, подрывая тем самым силы всемирного ислама. Во-вторых, наносится сильный удар по Китаю (по мнению Вашингтона, китайцев необходимо вытеснить с Ближнего и Среднего Востока, из Африки и перевести «Большую игру» к рубежам Поднебесной). В-третьих, устроив войну на Ближнем Востоке, Вашингтон бьёт в «южное подбрюшье» России. Кавказ, Южный и Северный, Средняя Азия просто переполнены горючим материалом. В условиях войны на южных рубежах, в которую Россия будет тем или иным образом втянута (уже втягивается), «цветную» революцию устроить намного легче.

Сегодня действия НАТО полностью вписываются в их концепцию нацеленности на конечный результат («Effects-Based Approach to Joint Operations»), являющуюся основой стратегических действий вооружённых сил США и НАТО. В рамках этой концепции сначала широко отрабатываются так называемые «невоенные» способы борьбы (информационно-психологические операции, финансово-экономические санкции, закрытие воздушного пространства, «цветные революции», подкуп политиков и военных, ряд других) - и лишь затем начинается активная фаза применения военной силы.


Что, в конце концов, может выйти из схватки вокруг ядерной программы Ирана, сегодня не знает никто. Как говорил Макиавелли, «войну начинаешь часто по своей воле, но когда и чем она кончится, зависит уже не от тебя». Набросятся ли на ослабленный после авианалётов Иран его «соседи-враги» или, наоборот, поддержат иранцев и объединятся в общей борьбе против «иноверцев» - сейчас сказать сложно.

И так же сложно сказать, станут ли грохочущие барабаны войны инструментами оркестра, играющего на похоронах вооружённых сил США и НАТО.

Поживём - увидим.

Вместо эпилога

Упорное нежелание США и НАТО отказаться от дипломатии канонерок и политики силы уже подняло волну антиамериканских настроений в мире. Всё чаще в разных странах снова слышен лозунг времён Вьетнамской войны: «Янки, гоу хоум!» Однако не успокаиваются и «ястребы». Так, Ариэль Коэн из Фонда «Наследие» советует: «Вашингтон должен расширять военно-политическое сотрудничество со странами Центральной Азии, одновременно готовя почву для создания в центре Евразии новой среды безопасности [в переводе с «англосаксонского» на нормальный русский - нового крупного очага напряженности и конфликтов близ границ Российской Федерации. – В.К., Ю.М.]. Пентагону следует изучить возможности для развертывания передовых военных баз в Грузии, Азербайджане и государствах Центральной Азии». А вице-президент США Дж. Байден без обиняков заявляет, что «США не признают существования никаких российских сфер влияния».
По мнению З. Бжезинского, одного из ведущих творцов американской внешней политики, «долгосрочная политика США в отношении России должна состоять в том, чтобы не допустить возрождения вновь евразийской империи, которая способна помешать осуществлению американской геостратегической цели формирования более крупной евроатлантической системы».Такие заявления нельзя расценить иначе как прямой вызов России.

Касаясь отношений России и блока НАТО, тот же Бжезинский в августе 2009 г. писал в The New York Times: "Цель НАТО должна предполагать две стратегические задачи: укрепление безопасности в Европе путем сближения России с евроатлантическим сообществом и интеграция России в широкую систему глобальной безопасности, которая косвенно способствовала бы рассеиванию остаточных имперских амбиций России". В октябре 2010 г., во время своего визита в Москву, он же вкрадчиво заметил: «Блок НАТО стал бы другим, если бы в него вошла Россия… » Однако старый русофоб забыл добавить, что и Россия стала бы другой – утратила самостоятельность действий и свободу выбора политического курса. В итоге предпринятая несколько лет назад попытка напрямую втянуть Россию в НАТО и сделать её предпольем грядущих столкновений Запада с Китаем не удалась.

Дискутируя сегодня о возможностях подключения России к сотрудничеству с оккупационными силами НАТО в Афганистане, следует иметь в виду, что в случае обострения ситуации вокруг Ирана и начала там военного конфликта Россия автоматически становится "тылом" Альянса со всеми вытекающими отсюда последствиями. И главным из этих последствий явится форсированная мобилизация сил противодействия новому российскому мировому проекту – переходу от Таможенного союза постсоветских государств к Единому экономическому пространству и в перспективе к Евразийскому союзу. Данный проект абсолютно не вписывается ни в планы США/НАТО, которые жаждут «реинкарнации» колониальной системы, ни в планы Китая с его идеей «Срединной империи».

Лиссабон-2010 ещё раз подтвердил претензию блока НАТО на роль глобального распорядителя мировых ресурсов (сначала в порядке подмены, а затем и замены ООН). Наблюдаемая ныне трансформация НАТО означает преобразование блока в еще более мощную и разветвленную военную структуру, предназначенную быть главным орудием империалистической глобализации.

Действующая Военная доктрина России гласит, что к основным внешним военным опасностям, угрожающим нашей стране, относится «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока». Опасности, о существовании которых говорится в Военной доктрине Российской Федерации, необходимо устранять или, в крайнем случае, нейтрализовать всеми имеющимися в распоряжении российского военно-политического руководства средствами.

По официальной информации, на повестке дня майского саммита в Чикаго – среднесрочная политика НАТО в Афганистане, долгосрочные многонациональные проекты, в частности европейская ПРО, политика в отношении России, «умная» защита (smart defense) и операции в арабском мире. Планируется рассмотрение и ряда «негласных» проблем, среди которых особняком стоит «иранская» проблема.

Какие бы решения ни принял предстоящий Чикагский саммит НАТО, ясно одно: из Афганистана НАТО просто так не уйдёт (1 мая 2012 г. в Кабуле уже подписано соглашение о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном), давление на Иран сохранится и усилится, в вопросах европейской ПРО никакого «прорыва» для России не будет (если не считать таковым пустые слова о «ненаправленности» этой системы против РФ).

В то же время видно, что сейчас НАТО переживает не лучшие времена. Будучи формально самой большой военной силой в мире, в реальности (как показывают итоги боевых операций «в шести регионах трёх континентов») НАТО ни в коем случае таковой не является. И дальше это положение будет лишь усугубляться, учитывая, что в Европе вследствие экономического кризиса будут проведены новые сокращения вооружённых сил. Постепенно по этому пути пойдут и США, экономика которых также не выдерживает военных расходов.

А россиянам надо хорошенько задуматься над словами об «умной» защите, сказанными в январе 2012 г. в Вильнюсе генсеком НАТО Расмуссеном: "В XXI веке защита наших стран часто начинается за пределами их границ и требует большего, чем размещение танков, она требует правильного сочетания возможностей. Именно на этом сосредоточится внимание участников предстоящего саммита в Чикаго". В переводе на простой язык это значит, что НАТО уже в ближайшем будущем сделает упор на «невоенных» (читай: подрывных) операциях против стран, политика которых идёт вразрез с воззрениями творцов и руководителей этого блока.
Ещё:
Сулит ли НАТО миру мир? (I)
Сулит ли НАТО миру мир? (II)
Сулит ли НАТО миру мир? (III)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: